Флоренция. Архитектура
Архитекту́ра Флоре́нции. Планировка центральных кварталов Флоренции отражает структуру древнеримского лагеря-каструма. От античного периода сохранились фрагменты театра (1 – начало 2 вв.) в подвалах Палаццо Веккьо.
Наиболее значительный памятник раннесредневековой архитектуры – открытые в ходе раскопок 1970-х гг. остатки базилики Санта-Репарата (в крипте собора Санта-Мария-дель-Фьоре).
После 1000 г., в результате развития экономики и роста политического значения Флоренции, сложилась местная архитектурная традиция – инкрустационный стиль, выделяющий постройки Флоренции на фоне других центров Тосканы. Среди ключевых образцов: церковь Сан-Миньято-аль-Монте [1014–1207; в интерьере, на инкрустированном мрамором полу (1207), изображены знаки зодиака; в центральной апсиде мозаика «Христос на троне с предстоящими Богоматерью и святым Миной Флорентийским», 1297; ренессансная капелла кардинала Португальского, 1459–1467, архитектор А. Манетти, декор Л. делла Роббиа, А. Бальдовинетти, надгробие работы А. Росселлино, алтарный образ работы братьев Антонио и Пьеро дель Поллайоло, в сакристии – цикл фресок Спинелло Аретино на сюжеты из жития святого Бенедикта, около 1387 – 1388], баптистерий Сан-Джованни на площади Пьяцца дель-Дуомо [освящён в 1059; три пары бронзовых врат: Южные, 1330–1336, скульптор Андреа Пизано, Северные, 1403–1424, и Восточные («Райские врата»), 1425–1452, скульптор Л. Гиберти; в интерьере – мозаики 13–14 вв.: в апсиде – «Агнец Божий», 1225, мозаичист – мастер Якопо, монах францисканского ордена; в куполе и галереях – «Страшный Суд», Ангельские чины, эпизоды из Ветхого Завета и из жизни Богоматери, Христа и Иоанна Крестителя, изображения отдельных святых и пророков, 1225–1325, среди авторов композиций: Мастер Магдалины, Коппо ди Марковальдо, Чимабуэ; надгробие антипапы Иоанна XXIII работы Донателло и Микелоццо, 1425–1427], церковь Санти-Апостоли (11 в.), фасады церквей Сан-Сальваторе-аль-Весково (11 в., перестроена в 13 в., интерьер – 1737) и Бадия-Фьезолана (11 в., перестроена в 15 в.).Флорентийская готика также имеет особый характер: её отличают заметные антикизирующие тенденции и отсутствие сильного развития композиций по вертикали; крупнейший представитель – Арнольфо ди Камбио. Под его руководством началось возведение собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Предположительно по его же проектам построены Палаццо Веккьо, церкви Санта-Кроче, Бадия-Фьорентина [основана в 978, перестроена в 1285, в интерьере – алтарный образ «Видение Богоматери святому Бернарду» Филиппино Липпи, около 1482–1486; надгробия Дж. Пандольфини (скульптор Б. Росселлино и его мастерская), Б. Джуньи (около 1468, скульптор Мино да Фьезоле); двор Кьостро-дельи-Аранчи (1432–1438, архитектор Б. Росселлино; расписан в 1436–1439)] и внешнее кольцо городских стен (начато в 1284).
Среди других значительных произведений готической архитектуры: доминиканский монастырь Санта-Мария-Новелла (церковь возведена около 1246 – около 1360, приписывается разным архитекторам: Фра Ристоро да Кампи, Фра Якопо Пассаванти, Я. Таленти и др.; фасад, 1456–1470, архитектор Л. Б. Альберти; в интерьере – живописное «Распятие» Джотто, до 1301, и скульптурное «Распятие» Ф. Брунеллески, около 1410–1415; «Троица» Мазаччо в северном нефе; фрески Псевдо-Дальмазио в капелле Барди, А. Орканьи, Д. Гирландайо в капелле Торнабуони, Филиппино Липпи в капелле Строцци и др.; во дворе Кьостро-Верде – росписи П. Уччелло на сюжеты из книги Бытия, 2-я четверть 15 в., и Испанская капелла, украшенная фресками Андреа да Фиренце, прославляющими доминиканский орден, 1365–1367); церкви Санта-Тринита (начата около 1250, проект приписывается Никколо Пизано, расширена в 14 в., фасад – 1593–1594, архитектор Б. Буонталенти; в интерьере – надгробие Б. Федериги, 1454, скульптор Л. делла Роббиа, произведения Лоренцо Монако, Спинелло Аретино, Нери ди Биччи, А. Бальдовинетти, Р. Гирландайо, Ф. Боски, М. Росселли; в капелле Сассетти – росписи Д. Гирландайо, 1482–1485, в том числе «Утверждение устава францисканского ордена» с портретами Лоренцо Медичи, его детей (см. Медичи), семейства Сассетти и членов Платоновской академии), Санта-Мария-дель-Кармине (1268, перестроена после пожара, случившегося в 1771; в капелле Бранкаччи – фрески Мазолино, Мазаччо, Филиппино Липпи, в капелле Корсини – фрески Л. Джордано и Дж. Д. Ферретти, скульптурное убранство Дж. Б. Фоджини) и Оньиссанти (13 в., перестроена в 17 в., фасад – 1637, архитектор М. Ниджетти, полностью перестроен в прежних формах в ходе реставрации в 1872; в интерьере – «Распятие» Джотто, фрески «Святой Августин» С. Боттичелли, «Святой Иероним» Д. Гирландайо, а также произведения Р. Гирландайо, Мазо да Сан-Фриано, Санти ди Тито, Я. Лигоцци, М. Росселли). Заложенная в этот период церковь Сантиссима-Аннунциата (1250–1384; чудотворная фреска «Благовещение» приписывается мастеру по имени Бартоломео, 1252, неоднократно реставрировалась) перестроена в 1444 – 1470-х гг. в ренессансных формах (архитекторы Микелоццо, А. Манетти, Л. Б. Альберти; в интерьере – фресковые росписи Андреа дель Кастаньо, А. Аллори, Б. Франческини, произведения Перуджино, Б. Бандинелли, А. Бронзино, Джамболоньи, Д. Пассиньяно; в атриуме – фрески А. Бальдовинетти, А. дель Сарто, Франчабиджо, Я. Понтормо, Россо Фьорентино и др.).
Среди гражданских построек готики – дворец Барджелло; комплекс зернохранилища с размещённой на 1-м этаже церковью Орсанмикеле (Сан-Микеле-ин-Орто; 1290, перестроена в 1337–1349, архитекторы С. Таленти, Нери ди Фиораванте и др.; в нишах фасадов – статуи работы Л. Гиберти, Донателло, Нанни ди Банко, А. дель Верроккьо и др., ныне оригиналы в Музее Орсанмикеле; в интерьере – образ «Мадонна делле Грацие» Б. Дадди, 1347, резной и инкрустированный табернакль А. Орканьи, с 1352); лоджии деи-Ланци (1376–1381, архитектор С. Таленти) и дель-Бигалло (1352–1358). Уникальный образец жилой архитектуры 14 в. – Палаццо Даванцати (ныне Музей флорентийского дома). Тип средневекового моста с торговыми лавками представляет мост Понте-Веккьо (2-я четверть 14 в.).
Флоренция особенно богата памятниками кватроченто. Главной стилистической особенностью архитектуры этого периода стало воспроизведение общих принципов, пропорциональной структуры и отдельных мотивов античного зодчества. Важнейшие постройки 1-й половины 15 в. возведены Ф. Брунеллески: Оспедале-дельи-Инноченти (воспитательный дом для сирот; 1419–1427, завершён Франческо делла Луна в 1445); купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре; базилики Сан-Лоренцо (с 1421; Старая сакристия, около 1419–1429) и Санто-Спирито (с 1434); капелла Барбадори (ныне капелла Каппони, 1420; в интерьере – «Снятие с Креста» и «Благовещение» Я. Понтормо) в церкви Санта-Феличита; капелла Пацци (начата в 1429) при церкви Санта-Кроче; церковь-ротонда Санта-Мария-дельи-Анджели (начата в 1434). Брунеллески занимался реконструкцией Дворца (Паладжо) партии гвельфов (Палаццо предводителей партии гвельфов; начата около 1420; см. Гвельфы); ему приписывался проект Палаццо Питти (около 1440; осуществлён Л. Фанчелли).
Принципы новой архитектуры воплотились при перестройке монастыря Сан-Марко (после 1436, архитектор Микелоццо, в интерьере – росписи Фра Анджелико, Д. Гирландайо, Фра Бартоломео и др.). К произведениям, созданным Л. Б. Альберти по заказам представителей семейства Ручеллаи, принадлежат Палаццо (около 1453) и Лоджия (до 1460) Ручеллаи, фасад базилики Санта-Мария-Новелла, модель Кувуклии Гроба Господня в капелле Ручеллаи (1467) в церкви Сан-Панкрацио (ныне Музей М. Марини). Характерные образцы частных дворцов 15 в. – Палаццо Медичи-Риккарди, Палаццо Гонди (около 1490, архитектор Дж. да Сангалло), Палаццо Строцци (с 1489, Дж. да Сангалло, Б. да Майано, Иль Кронака), Палаццо Пацци (1458–1469, приписывается Джулиано да Майано) и Палаццо Корси (ныне Музей Хорна; 14 в., перестроено в 1495–1502 по проекту, приписываемому Дж. да Сангалло). Пример гражданской архитектуры 2-й половины 15 в. – лоджия Оспедале-Сан-Паоло (ныне Музей искусства 20 в.). Прототипом для ренессансной загородной резиденции стала Вилла Медичи в Поджо-а-Каяно близ Прато (1485 – 1492 или 1493; 2-й этап строительства – 1512 или 1513 – 1519 или 1520, архитектор обоих этапов – Дж. да Сангалло; в интерьере – фрески Франчабиджо, Я. Понтормо, А. Аллори). Ко временам «реставрации» республики относится сооружение и начало оформления монументального зала Пятисот в Палаццо Веккьо (1494–1495, архитектор Иль Кронака).
В 1520-х – 1530-х гг. наиболее важны в художественном отношении архитектурные работы Микеланджело в комплексе церкви Сан-Лоренцо: интерьер Библиотеки Лауренциана (1524–1534, вестибюль завершён Б. Амманати в 1559), капелла Медичи (Новая сакристия, 1520–1534) и оформление внутренней стороны центрального западного портала церкви.
При герцоге Козимо I Медичи в городе оживилась строительная деятельность. По проектам придворного архитектора Дж. Вазари в стиле маньеризма возведены здание Уффици (1560–1564), «Коридор Вазари» (1565), соединяющий Уффици и Палаццо Питти (при котором разбиты сады Боболи по проекту архитектора и скульптора Н. Триболо, 1550, и Б. Амманати, с 1560), проведена масштабная реконструкция интерьеров целого ряда средневековых церквей (в соответствии с литургическими требованиями Контрреформации) и Палаццо Веккьо, где особенно выделяются «Залы стихий», апартаменты Элеоноры Толедской и кабинет-студиоло Франческо I Медичи. По проектам Б. Амманати сооружены двор Палаццо Питти (1560–1577) и мост Санта-Тринита (1567 – 1570 или 1571); по проектам Б. Буонталенти – дом Бьянки Капелло (1570–1574), грот Буонталенти в садах Боболи (преимущественно 1583–1587; в интерьере – копии четырёх «Пленников» Микеланджело, оригиналы представлены в Галерее Академии во Флоренции), Палаццо Нонфинито (начато в 1593), Вилла Медичи (Демидовых) и парк в Пратолино в 12 км от Флоренции (1569–1575, ансамбль сохранился частично, в парке – колоссальная статуя «Аллегория Аппенин» Джамболоньи). Памятник фортификационной архитектуры – крепость Фортецца-да-Бассо (1534–1537, архитекторы – Пьерфранческо да Витербо, А. да Сангалло Младший).
На площади Пьяцца делла-Синьория была установлена статуя «Давид» Микеланджело (1501–1504; ныне заменена копией; оригинал – в Галерее Академии). Здесь также установлены скульптурная группа «Геркулес и Какус» (1530–1534, скульптор Б. Бандинелли), фонтан Нептуна (около 1560–1575, скульптор Б. Амманати), конная статуя герцога Козимо I Медичи (1587–1593, скульптор Джамболонья), в Лоджии деи-Ланци – статуя «Персей» Б. Челлини (1545–1554), на площади Сантиссима-Аннунциата – памятник великому герцогу Тосканскому Фернандо I (Фердинанду I) Медичи (1601–1608, скульпторы Джамболонья, П. Такка) и два парных фонтана с изображениями фантастических существ (1629, скульптор П. Такка).
Возведение капеллы Принцев при церкви Сан-Лоренцо (начата в 1604 по проекту Дона Дж. Медичи и М. Ниджетти, в интерьере – надгробия представителей семейства Медичи начиная с герцога Козимо I, облицовка в технике флорентийской мозаики из полудрагоценных камней) ознаменовало стилистический переход от Позднего Возрождения к барокко. Зрелое флорентийское барокко, тяготеющее к отказу от кривых линий и чрезмерной динамики масс, проявилось в церквях Санти-Микеле-э-Гаэтано (1604–1701, архитекторы М. Ниджетти, Г. Сильвани и др., в интерьере – живописные произведения Я. да Эмполи, Дж. Биливерта, Я. Виньяли, М. Росселли, П. да Кортона) и Сан-Фиренце (начата в 1667, архитектор П. Ф. Сильвани, в интерьере – работы А. Герардини, М. Бонеки, А. Д. Габбиани), в перестройке церкви Санта-Феличита (1736–1739, архитектор Ф. Руджери; изначальная постройка – 11 в.), в колокольне базилики Сан-Лоренцо (1740, архитектор Ф. Руджери), в дворцах Корсини (начат в 1656, архитекторы А. Париджи Младший, Ф. Такка, П. Ф. Сильвани, А. М. Ферри и др., в интерьере росписи и стукковый декор К. Марчеллини, А. Герардини, А. Рози, А. Д. Габбиани), Каппони (начат в 1702, архитектор А. М. Ферри и др., в интерьере – росписи М. Бонеки, Дж. Д. Ферретти, Дж. К. Сагрестани) и Бастоджи (около 1740, архитектор Ф. Руджери). Одна из немногочисленных построек в стиле рококо во Флоренции – Кофейный домик в садах Боболи (1774–1775, архитектор Дзаноби дель Россо). Крупнейшим архитектором классицизма 19 в. был П. Поччанти, построивший боковые ризалиты и парадную лестницу Палаццо Питти (1840-е гг.).
Кратковременный период, когда Флоренция обладала статусом столицы вновь образованного Итальянского королевства, дал мощный импульс к масштабным градостроительным работам, приведшим во многих кварталах к утрате исторического контекста (например, ансамбль площади Республики, 1885–1895, снос городских стен 11–13 вв. и создание на их месте бульваров) и к массовому строительству жилых зданий в центре и на окраинах, а также вилл в пригородах. Ведущую роль в обновлении Флоренции во 2-й половине 19 в. сыграл архитектор Дж. Поджи – автор проектов площадей Микеланджело (1869), Беккариа (1877) и делла-Либерта (1865–1875), множества частных вилл и дворцов. Доминирующей тенденцией в архитектуре 19 в. стало обращение к формам Высокого и Позднего Возрождения.
В стиле либерти возведены несколько частных вилл: Раваццини (1907), Броджи – Карачени (1910–1911), Галеотти – Флори (1914–1915) и Галерея Вики (1911, все – по проектам Дж. Микелацци), в формах рационализма – один из самых значительных памятников итальянского модернизма, железнодорожный вокзал Санта-Мария-Новелла (1932–1935, архитектор Дж. Микелуччи, в интерьере – отделка из ценных пород мрамора, панно О. Розаи), Королевский павильон (Палаццина-Реале, 1935, мозаики в тронном зале, предметы мебели в стиле ар деко) и здание аппаратного отделения и тепловой станции по проекту А. Мадзони (1929–1934). К другим важным памятникам архитектуры времён Б. Муссолини («двадцатилетие») относятся ансамбль Военно-воздушной академии (Школа воздушной войны, 1937–1938, архитектор Р. Фаньони), включающий больше десяти зданий с оригинальной отделкой и предметами обстановки (дворец Италия, капелла, Павильон командного состава, Аэродинамический корпус и др.), стадион «Артемио Франки» (1930–1932, архитектор А. Джунтоли, инженеры П. Л. Нерви, Дж. Меллуччи) и Дом итальянской ликторской молодёжи (начат в 1936, архитектор А. Четика, снесён в 1966; в начале 21 в. на его месте – здание Государственного архива Флоренции в русле позднего модернизма, 1977–1989, архитектор И. Гамберини). Среди послевоенных построек самые значительные – построенные по проектам Микелуччи мост Понте-алле-Грацие (1957), здание банка Касса ди Риспармио (1957), здание почтамта (1959–1967) и церковь Иоанна Крестителя (церковь «Автострады Солнца», 1964), а также работы Л. Савьоли в русле органической архитектуры: жилой дом на Виа-Пьяджентина (1964–1967), вилла Байон (1966–1967), комплекс социального жилья в Соргане (1962–1980).
Самое масштабное произведение архитектуры конца 20 – начала 21 вв. – Дворец правосудия (проект 1970-х гг., здание 1999–2012, архитектор Л. Риччи). В 1998 г. утверждён проект Исодзаки Араты и А. Маффеи для нового входа в галерею Уффици; он был критически воспринят общественностью, в 2003 г. работы приостановлены.
Исторический центр Флоренции включён в список Всемирного наследия.