Медичи Лоренцо
Ме́дичи Лоре́нцо (Lorenzo de’ Medici; прозвище Великолепный, il Magnifico) (1 или 2.1.1449, Флоренция – 8.4.1492, Кареджи, ныне в составе Флоренции), итальянский государственный деятель, поэт, меценат и коллекционер.
Принадлежал к семье крупнейших флорентийских банкиров, внук Козимо Медичи Старого (Старшего). Получил гуманистическое воспитание. В декабре 1469 г., после смерти отца Пьеро Медичи, встал во главе флорентийского государства (не получив при этом, как и его дед и отец, никаких официальных титулов).
В первые годы своего правления столкнулся с рядом внутри- и внешнеполитических осложнений: волнениями в Прато (1470) и Вольтерре (1471); направленным на свержение династии Медичи заговором Пацци (1478) и начавшейся после его подавления войной с Римом и Неаполем (до 1480). Внёс решающий вклад в прекращение т. н. Соляной войны (Баньольский мир, 1484) и в примирение короля Неаполя с папой Иннокентием VIII (1486). В последние годы жизни фактически играл роль всеитальянского политического арбитра. Режим единоличной власти за годы правления Медичи значительно укрепился, но осуществлялся он через республиканские институты – Совет ста и сменивший его (1480) Совет семидесяти.
Литературное окружение Медичи менялось вслед за изменением его культурных установок: в 1460-х гг. самый близкий для него человек (и в жизни, и в творчестве) – Л. Пульчи; в 1470-х гг. его сменил А. Полициано. В отношениях с М. Фичино чередовались периоды сближений и охлаждений. Дж. Пико делла Мирандола и Дж. Савонарола были лично приглашены им во Флоренцию. В круг общения Медичи входили также гуманисты К. Ландино, Иоанн Аргиропул, П. Бембо, И. Рейхлин, Э. Барбаро и др.
Творческая деятельность Медичи (его сочинения при жизни не печатались) отличается широким экспериментаторством. До 1473 г. его литературные опыты носили подчёркнуто игровой характер и основывались на пародийной установке: три небольшие поэмы – «Пир» («Simposio»), представляющий собой собирательный комический портрет Флоренции; «Охота на куропаток» («Uccellagione di starne»), адекватнее всего передающая дух того дружеского кружка, в котором возникали и которому адресовывались произведения данного периода; «Ненча из Барберино» («Nencia da Barberino»), где пародируется жанр эклоги. За рамки комической традиции Медичи вышел в поэме «О высшем благе» («De summo bono», 1473), где рассматриваются ложные понятия о благе и формулируется понятие об истинном, состоящем в созерцании Бога.
В лирической поэзии после 1473 г. отказался от подражания Ф. Петрарке и обратился к традиции Данте и средневековой итальянской поэзии. «Комментарий к моим сонетам» («Comento de’ miei sonetti») содержит теоретическое обоснование изменения манеры Медичи: история любви предстаёт здесь как выдержанное в духе неоплатонизма восхождение от тела к духу. Сходные тенденции обнаруживаются в поэтическом цикле «Сельвы» («Selve»), построенном на движении от обманов и мук материального мира к созерцанию высшей и сверхчувственной красоты. В последние годы жизни обратился к жанрам, традиционно нацеленным на массовое религиозное сознание (лауды и «священные представления»).
Медичи – один из крупнейших меценатов эпохи Возрождения. Развитый вкус, широкий кругозор, интуиция и дальновидность позволили ему проводить целостную художественную политику, которая во многом определила пути развития флорентийской школы в последней трети кватроченто. Покровительствовал Платоновской академии в Кареджи и лично принимал участие в её заседаниях. Архитектурные вкусы Медичи сформированы Л. Б. Альберти, под руководством которого он в 1465 г. знакомился с античными памятниками Рима и который посвятил ему 1-е издание «Десяти книг о зодчестве» (1485). Также покровительствовал Дж. да Сангалло. Благодаря авторитету своего патрона Дж. да Сангалло получал не только частные заказы от самого Медичи (вилла в Поджо-а-Каяно, строилась с 1485), но и общественные заказы (сакристия церкви Санто-Спирито во Флоренции, 1488–1492; церковь Санта-Мария-делле-Карчери в Прато, 1485). Медичи планировал перестройку района Сан-Джованни в соответствии с принципами регулярности, инициировал работы по созданию фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре (оба проекта остались неосуществлёнными); вероятно, оказал влияние на некоторые архитектурные проекты (Палаццо Строцци, с 1489, архитектор Б. да Майано, и др.; все – во Флоренции).
Медичи обладал обширной коллекцией антиков (геммы, камеи, вазы, монеты); его собрание античной пластики (хранитель – скульптор Б. ди Джованни), размещённое в т. н. садах Сан-Марко, примыкавших к флорентийскому Палаццо Медичи, стало настоящей школой для молодых художников, живших во дворце Медичи (Микеланджело, пользовавшийся особым покровительством Медичи, П. Торриджано, Б. да Монтелупо, Дж. Ф. Рустичи, Ф. Граначчи и др.). Ведущие художники 2-й половины 15 в. – Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Перуджино, Ф. Липпи – работали над украшением виллы в Спедалетто, близ Вольтерры (1487, не сохранилась). А. дель Верроккьо по заказу Медичи исполнил статуи для Виллы Медичи в Кареджи и надгробия Козимо Старого (Старшего) (1469), Пьеро и Джованни Медичи (1470–1472) в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Медичи продолжил начатое ещё Козимо Старым (Старшим) собирание рукописных книг, которые в 16 в. легли в основу флорентийской библиотеки Лауренциана (названа по имени Л. Медичи).
Во Флоренции и зависимых от неё городах, несмотря на традиционную конкурсную систему при выполнении общественных заказов, выбор художников чаще всего осуществлялся с одобрения Медичи. Так, победителем конкурса 1476 г. на создание кенотафа кардинала Н. Фортегуэрри для собора Сан-Дзено в Пистое стал А. дель Поллайоло, однако по инициативе Медичи заказ передан А. дель Верроккьо. Частью дипломатической политики Медичи являлись его художественные рекомендации и подарки: герцогу Калабрийскому (1484) он рекомендовал Дж. да Майано для строительства виллы в Поджо-Реале (1487–1489, не сохранилась), кардиналу О. Карафа (1488) – Ф. Липпи, расписавшего капеллу Карафа в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме, А. Сансовино в качестве эмиссара Медичи работал при дворе португальского короля Жоана II, королю Неаполя был отправлен проект дворца, исполненный Дж. да Сангалло, венгерскому королю Матьяшу Хуньяди – два мраморных рельефа работы Верроккьо, Леонардо да Винчи прибыл в Милан в 1482 г. ко двору герцога Сфорца с рекомендательным письмом Медичи.