Эвола Юлиус
Э́вола Ю́лиус (Julius Evola; Джулио Чезаре Андреа Эвола, Giulio Cesare Andrea Evola) (19.5.1898, Рим – 11.6.1974, там же), итальянский философ, оккультист, художник, поэт, востоковед и политический мыслитель. Наряду с Р. Геноном один из родоначальников интегрального традиционализма. Широкую известность получила его работа «Восстание против современного мира» (1934), в которой автор выступает с радикальной критикой модерна, противопоставляя ему идеал «мира Традиции».
Биография
Эвола родился в семье Винченцо Эволы (1854–1944) и Кончетты Манджьяпане (1865–1956) с сильными католическими традициями (впоследствии, в 1920-х гг. он создал миф о своих аристократических корнях). В юности увлекался книгами О. Уайльда, Д. С. Мережковского и Г. Д’Аннунцио, в отрочестве – философией Ф. Ницше, К. Михельштедтера и О. Вейнингера. В раннем возрасте овладел латынью, древнегреческим, немецким и французским языками. Обучался в Государственном итальянском университете Леонардо да Винчи в Риме (инженерная специальность), однако диплома не получил. В годы 1-й мировой войны (1917–1918) служил в итальянской армии в чине офицера артиллерии; подразделение Эволы было расквартировано в районе Азиаго, в боевых действиях участия не принимало.
В 1915–1922 гг. увлекался абстрактным искусством, был заметным деятелем итальянского футуристического, а затем и дадаистского движения. Поддерживал отношения с Дж. Папини, Дж. Балла, Ф. Т. Маринетти, Т. Тцарой. К этому времени относятся художественные эксперименты Эволы в области живописи, теоретическая работа «Абстрактное искусство» (1920), поэма «Затемнённые слова внутреннего пейзажа» (1921). Картины Эволы участвуют в коллективных и персональных выставках в Берлине (галерея Der Sturm) и Риме (галерея Casa d'Arte Bragaglia). После разочарования в дадаизме пережил духовный кризис, едва не закончившийся суицидом в 1921 г. От самоубийства Эволу, по его словам, удержало увлечение буддизмом и восточной философией. В 1921–1927 гг. занимается изучением философии, развивает авторское направление мысли, названное им «магическим идеализмом». В эти годы Эвола пишет работы: «Эссе о магическом идеализме» (1925), «Теория абсолютного индивидуума» (1927), «Феноменология абсолютного индивидуума» (1930). Состоит в переписке с Б. Кроче и Дж. Джентиле, по приглашению которого Эвола принимает участие в работе над Итальянской энциклопедией. В 1920-х гг. обращается к политической мысли, пишет первую работу на политическую тематику – очерк «Государство, власть и свобода» (1925). Во 2-й половине 1920-х гг. при посредничестве масона и математика А. Регини знакомится с творчеством Р. Генона, с которым вступает в переписку, увлекается традиционализмом и оккультизмом. В 1927 г. основывает «Группу УР» – союз единомышленников, работавших над изучением и анализом восточных и западных эзотерических доктрин. Во многом принимает традиционалистское мировоззрение Генона; под его влиянием в 1928 г. пишет политический манифест «Языческий империализм», в котором предлагается антимодернистский и неоязыческий путь развития Италии и Европы. Заметного влияния на политические события в Италии данный манифест не оказал, дополненное и исправленное немецкое издание «Языческого империализма» (1933) принесло в Германии Эволе репутацию авторитетного мыслителя радикальной консервативной направленности.
В 1930 г. «Группа УР» была распущена; Эволой был основан журнал La Torre («Башня»), задачей которого была трансляция основных идей традиционализма и комментариев итальянских традиционалистов по вопросам актуальной общественно-политической повестки. С «Башней» сотрудничали такие известные в Италии интеллектуалы, как философы Р. Павезе и Г. Де Джорджио, поэт Дж. Коми и психолог Э. Сервадио. Спустя полгода работы La Torre была закрыта фашистской цензурой. Эвола ушел во «внутреннюю эмиграцию», устранившись от интеллектуально-политической борьбы.
В 1934 г. выходит главный труд Эволы – «Восстание против современного мира», ставший цельным и всеобъемлющим изложением традиционалистского понимания мира. Книга была написана под влиянием идей Р. Генона, у которого Эвола заимствует подход, и О. Шпенглера, у которого Эвола в значительной степени заимствует метод, радикально противопоставляя два духовных полюса – «мир Традиции» и «современный мир». В данной книге Эвола полностью принимает и подробно обосновывает традиционалистскую точку зрения, согласно которой исторический прогресс является абсурдом, а реально имеет место лишь постепенная и неуклонная деградация духовных, социальных и политических форм.
В 1930-х гг. сотрудничает с итальянской фашистской прессой – журналами Critica Fascista («Фашистская критика»), La Vita Italiana («Итальянская жизнь»), публикуя заметки оккультно-метафизической направленности. Регулярно подвергается критике со стороны официального Ватикана. В Берлине поддерживает отношения с представителями «Клуба господ» (Herrenklub) и президентом этого клуба бароном Генрихом фон Глайхен-Русвурм, в Вене – с принцем Карлом Антоном Роаном и группой под руководством философа О. Шпанна. В 1937–1938 гг. читает в Германии лекции о традиционализме. Выступления Эволы были неодобрительно восприняты СС и впоследствии запрещены в Третьем рейхе. В марте 1938 г. встречается в Бухаресте с вождем румынской «Железной гвардии» К. Кодряну, о котором впоследствии отзывался с глубоким уважением. В 1941 г. выпускает работу «Синтез расовой доктрины», пропагандирующую небиологический, духовный подход к расовым проблемам, противоположный вульгарному биологическому подходу нацистов. Труд был с интересом воспринят Б. Муссолини, который удостоил Эволу аудиенции.
В начале 1940-х гг. занимается изучением масонства и восточных традиций. В 1943 г. была опубликована фундаментальная работа Эволы о буддизме «Учение о пробуждении». В сентябре 1943 г. проводит некоторое время в «Волчьем логове» – ставке А. Гитлера в Восточной Пруссии, где вместе с другими итальянскими интеллектуалами принял участие в обсуждении будущей модели итальянской государственности. Эвола утверждал необходимость сохранения монархии и Савойской династии; после того как его предложения были отвергнуты в пользу республиканского пути, устранился от какой-либо дальнейшей политической деятельности. 18 сентября 1943 г. возвращается в Рим, где прожил 9 месяцев, а в 1944–1945 гг. живет и работает в Вене под псевдонимом Карло де Бракоренс.
21 января 1945 г., находясь в Вене, попадает под бомбардировку и получает тяжелые травмы, приведшие к параличу нижних конечностей. Впоследствии был признан инвалидом войны 1-й степени и получал пенсию, позволившую пережить послевоенные экономические трудности. Последующие за ранением годы провел в госпиталях Вены и Будапешта. Весной 1951 г. вернулся в Рим, где и проживал до конца жизни.
В послевоенный период написал множество работ на различные темы – от актуальных вопросов традиционалистской политической доктрины в послевоенном мире («Люди и руины», 1953; «Фашизм: критика справа», 1964) и экзистенциального позиционирования «обособленного человека» («Оседлать тигра», 1961) до метафизики сексуальности («Метафизика пола», 1958) и восточной метафизики («Йога могущества», 1949). В 1950-х гг. публикуется в англоязычном журнале East and West Итальянского института Ближнего и Дальнего Востока под редакцией Дж. Туччи. В 1963 г. выходит в свет интеллектуальная автобиография Эволы «Путь киновари», в которой он рассматривает основные этапы своего творчества. Активного участия в политической жизни послевоенной Италии и Европы не принимал, заняв аполитичную позицию, придерживался разработанного им принципа «аполитейи», которая подразумевала дистанцию по отношению к общественной жизни. В мае 1951 г. был привлечен к суду по обвинению в пропаганде неофашизма. В ноябре того же года был полностью оправдан присяжными по всем пунктам обвинения.
Скончался в Риме от остановки сердца.
Философские идеи
Творчество Эволы можно разделить на несколько периодов:
художественный период, связанный с участием в футуристическом и дадаистском движениях (1915–1922);
период магического идеализма (1921–1927);
интегральный традиционализм накануне и во время 2-й мировой войны (1928–1945);
интегральный традиционализм в послевоенные годы (1948–1974).
В художественный период (1915–1922) Эвола сосредоточен на вопросах смысла и функций искусства. В работе «Абстрактное искусство» (1920) он вводит понятие «духовной инерции» (inerzia spirituale), под которым подразумевается отсутствие в современном человеке подлинной витальности, которую Эвола поэтично определяет как «океан огня» (Evola. 1920. P. 3). Принцип духовной инерции работает автономно от сознания человека; он не позволяет человеку выходить за пределы технического и эмпирического восприятия жизни. Эвола критикует классическое искусство за давление форм, академические и жанровые условности, гипертрофированный сенсуализм. Для Эволы в классических формах искусства не выражен самый принципиальный элемент этого вида деятельности – стремление к необусловленности, неограниченности, подлинности, спонтанности. Авангард, абстрактное искусство противостоит этой тенденции. Для Эволы кульминацией авангарда является дадаизм, радикально выступивший за очищение искусства от доминирования содержания над формой. Работы в стиле дада, согласно Эволе, являются «высшими выражениями чистоты сознания и освоения внутреннего "я", которого не было от начала времен до дня сегодняшнего» (Evola. 1920. P. 13–14). Дадаизм утверждает алогичные и произвольные ритмы очертаний и цветов, отличается признаками внутренней свободы, не направленными на выражение чего-либо конкретного. Согласно Эволе, принимая подобные устремления как доминанты своей творческой активности, устремляясь к доселе незнакомым им состояниям бытия и уровням самосознания, освобождая от какого-либо конкретного, проявленного содержания средства собственной творческой актуализации, поэт и художник приобретают черты пророка и мистика. В юношеских рассуждениях Эволы об искусстве уже заметна тяга к теоретически осмысляемому им метафизическому измерению.
В период магического идеализма (1921–1927) Эвола сосредоточен на изучении восточной и западной философии и формулировании собственной авторской концепции. Теорию, которую излагает Эвола в работах этого периода, он сам называет «магическим идеализмом» (idealismo magico). В «абсолютном индивидууме» Эвола видит первопринцип Я, фундаментально отличный от западноевропейского понимания субъективности. Данный индивидуум не идентифицирует себя с внешним миром, отказывается от прямого действия. Обратившись внутрь себя, он достигает сверхсубстанциального состояния, которое становится стержневой основой его бытия. Эвола объясняет этот феномен «пассивного действия» через понятие «нисходящей самотрансценденции» (autotranscendimento discendente), которое обозначает состояние внутреннего погружения в глубины подсознательного, сопровождающееся прояснением сознания индивидуума. В результате этого, в определенном смысле мистического, процесса индивидуум в глубинах своего Я обретает способность к чистому, спонтанному действию, истинно свободному, но не хаотичному, через которое он и сможет реализовать себя в мире.
Эвола выступает противником последовательного рационализма трансцендентального идеализма и указывает на необходимость принятия идеализмом сверхрациональных основ. Свою систему «магического идеализма» Эвола во многом основывал на имманентистской критике идеализма трасцендентального – кантовского и неокантианского. При рассмотрении иррациональных основ идеализма он выделяет «волю к бытию» и «волю к преодолению», что, безусловно, носит как ницшеанский, так и определенный стоический отпечаток. По мнению Эволы, последовательный трансценденталистский идеализм приводит к тому, что высокий философский идеал перемещается в абстрактную плоскость, покидая непосредственную реальную бытийственность индивида, которая, в свою очередь, постепенно деградирует. Избавившись от «истинного Я» и создав «трансцендентального субъекта», или «мир абсолютного духа», идеалисты рассматривают мир конкретного индивида как иллюзию. Эвола, напротив, утверждает, что Я – это истина, действие и воля, а не мыслеформа и трансцендентальный субъект.
Эвола также выводит определение «ценности» – по его мнению, это единственно возможное отношение, в котором Я по справедливости может состоять со всем содержанием опыта индивида. У этого отношения есть три аспекта: некое проявление или олицетворение смысла (аргумент против абстрагирования; смысл должен выражаться в чем-то конкретном), ясно выраженное стремление, действие согласно свободной воле. Я и «ценность», понимаемые подобным образом, согласно Эволе, являются условиями разумности бытия в высшем смысле.
В период интегрального традиционализма накануне и во время 2-й мировой войны (1928–1945) Эвола развивает концепцию Р. Генона и придает ей политическое звучание. Согласно взглядам Генона, которые Эвола во многом разделял, основой традиционных цивилизаций во всех частях света был ряд фундаментальных принципов, постепенный отход от которых обусловил кризисное состояние современного мира. Причина этого в том, что современное человечество практически полностью утратило «метафизический пласт бытия». Человек, вставший на путь аскезы, интеллектуального и духовного самосовершенствования, может соприкоснуться с этим миром, найдя в нем твердую опору собственного бытия, трансформировав свою жизнь в больше-чем-жизнь.
В работе «Языческий империализм» (1928) Эвола критикует христианство, демократию, западную культуру, противопоставляя им идеал «традиционной империи», римского имперского государства. Согласно Эволе, Европа переживает стадию упадка былого величия и могущества. Одна из основных причин этого – вырождение духовной элиты в традиционном смысле слова, т. е. элиты, объединяющей в себе имманентное и трансцендентное начала. Эвола восстает против всех основ современного ему западного государства, обращаясь к гиперборейскому мифу и призывая к отказу от христианства в пользу нордическо-языческой традиции. В результате подобной духовной трансформации должна быть сформирована новая элита, которая утвердит справедливую иерархию – иерархию духа. При этом Эвола решительно выступает против тирании, бюрократического и полицейского государства, подчеркивая необходимость ориентации на ценности чистоты, справедливости, свободы, независимости и индивидуальности, которые ассоциирует с дохристианской духовностью. Его идеал – это органическое государство, в котором элита качественно отличается от массы и её голос является «голосом души, а не тела». В «Языческом империализме» Эвола также подвергает критике национализм (как «современное изобретение») и сциентизм (как «стирание границ между наукой и мудростью»).
Ключевая работа Эволы этого периода – «Восстание против современного мира» (1934), дуалистическая морфология культур, в которой «миру Традиции» противопоставляется «современный мир». Используя методы Шпенглера, онтологию Генона и собственный философский багаж, Эвола наглядно демонстрирует действенность принципа имманентной трансценденции в традиционных культурах и его полное нивелирование в современном устройстве государства и общества. Рассматривая важность ритуалов, инициации, кастовых систем, аскетизма и прочих частных аспектов для традиционных цивилизаций, Эвола находит все эти принципы необходимыми для создания органического государства. Для анализа мира модерна Эвола использует традиционные представления об истории как об «обратном движении», противопоставляя их доктринам прогресса и рассматривая деградацию человеческих сообществ как постепенную утрату значимости высших каст и перехода власти к низшим. Каста является одним из ключевых понятий политической системы, по Эволе. Каста – это воплощение духовной преемственности, символ авторитета и справедливого господства. Кастовая структура рассматривается как идеал общественного устройства. Процесс деградации мира необратим и не поддается коррекции какими-либо общественно-политическими или военно-насильственными средствами. Тем не менее, согласно Эволе, всегда сохраняется возможность индивидуального развития и становления, вопреки материалистическим установкам времени, через переосмысление бытия в русле традиции, которое переходит в жизненную практику, – так рождается образ аристократа духа, способного выступить против упадка современного мира.
В период интегрального традиционализма в послевоенные годы (1948–1974) Эвола раскрывает «правое» понимание свободы как органической и функциональной «свободы для», выступает с жёсткой критикой тоталитаризма, пишет о самоуважении как основном условии аристократизма, выступает против историзма, ставит гильдии в пример современным капиталистам, отвергая синдикализм, опровергает принадлежность итальянцев к латинскому миру, пишет о своем идеале Европейского союза как органического наднационального единства. В работе «Оседлать тигра» (1961) Эвола критикует атеистический экзистенциализм – принимая его критику абсурдности современного мира, он отвергает решения, предлагаемые философами данного направления. Критикуя проявления современной ему культуры и общественной жизни в данной книге, Эвола предлагает решение экзистенциальной проблемы современного человека, которому современный мир представляется чуждым, – встать на путь «седлания тигра», где «тигр» выступает символическим выражением современной эпохи; иными словами – сохраняя собственную самость, устремленную к духовным и иерархическим истинам традиции, не устраняться от участия в делах мира, а занять активную позицию и собственным присутствием трансформировать эту реальность.
В востоковедческих работах 1940-х гг. («Учение о пробуждении», 1943; «Йога могущества», 1949) Эвола дает собственную интерпретацию текстов Палийского канона буддизма Тхеравады и доктрины тантры вамачара.
В «Учении о пробуждении» Эвола утверждает, что истиной первой инстанции в буддизме является мир становления, который далее сопоставляется с «интуитивно улавливаемой метафизической реальностью». Человек обладает возможностью отринуть мир иллюзий (эмпирический) и устремиться к подлинной реальности (метафизической). Эвола определяет 5 обязательных требований к тому, кто собирается встать на путь пробуждения: 1) сила, даваемая верой в истинность учения; 2) преображающее знание; 3) чистое сердце и свободный, подвижный ум; 4) мужество, или «мужская энергия», способная подвигнуть человека к тому, чтобы придерживаться достойного и отвергать недостойное и не сойти с пути; 5) крепость, сила, устойчивость, отсутствие как подавленности, так и восторженности, готовность к сражению и победе в нём.
В работе «Йога могущества» Эвола разъясняет специфику тантрической философии и описывает ряд практик. Согласно Эволе, целью тантрических практик является глубокое переживание трансцендентального катарсиса с желанием преобразиться и дотянуться до абсолюта, но с тем условием, чтобы это переживание не поглотило индивидуума без остатка. Таким образом, следующий по тантрическому пути должен всегда пребывать в пределах своего сознания и, проходя через различные опыты, не отождествлять их с собственным эго.
В 1950-х гг. Эвола сотрудничал с Итальянским институтом Ближнего и Дальнего Востока, публиковал научные статьи по востоковедческой тематике. Эти статьи Эволы являются примером исследований в сравнительно новом для того времени жанре, который сейчас называют сравнительной философией (comparative philosophy), сопоставляющей интеллектуальные и духовные традиции, развивавшиеся в изоляции друг от друга.
Рецепция
При жизни Эвола оказал влияние на М. Элиаде и Дж. Альмиранте.
В последующие годы работы Эволы вдохновляли многих теоретиков, политиков и политических активистов, выражавших правые идеи, – А. де Бенуа, Д. Веннера, Г. Фая, А. Г. Дугина, Дж. Боудена, С. Бэннона. Эвола является одним из ключевых мыслителей для «новых правых» и значительной величиной для сравнительно нового направления «альтернативных правых».
Востоковедческие работы Эволы оказали влияние на буддологов Г. Массона и О. Дж. Мура, который внес большой вклад в исследование раннего буддизма под влиянием работы Эволы «Учение о пробуждении».