Фай Гийом
Фай Гийо́м (Guillaume Faye) (7.11.1949, Ангулем – 6.3.2019, Париж), французский политический теоретик и социальный мыслитель антиглобалисткой направленности, писатель и журналист, идеолог, а впоследствии критик «новых правых». Автор концепций археофутуризма и Евросибири, термина «виталистский конструктивизм». Согласно концепции археофутуризма, будущее европейской цивилизации может быть обеспечено только при сочетании научно-технического прогресса с возвратом к традиционным, архаичным ценностям. Фай отвергает гуманизм, эгалитаризм, индивидуализм, интернационализм и материализм как устаревшие идеи модерна и предлагает оригинальный взгляд на будущее мира в 21 веке.
Биография
Окончил Институт политических исследований в Париже, состоял в студенческом клубе «Кружок Парето», связанном с католическим интеллектуальным центром «Орлож» (Carrefour de l’Horloge). В 1970 г. по совету Д. Веннера вступил в Группу изучения и исследования европейской цивилизации (Groupement de recherche et d'études pour la civilisation européenne, GRECE), в которой состоял до 1986 г. За годы участия в ней опубликовал важные теоретические статьи в основных журналах «новых правых»: «Элементы» (Éléments), «Новая школа» (Nouvelle École), «Ориентиры» (Orientations), «Исследования» (Études et Recherches). В результате конфликта с Аленом де Бенуа покинул GRECE и долгое время работал в сфере популярной культуры, а также преподавал социологию сексуальности в Университете Франш-Конте в Безансоне.
В 1998 г. Фай вернулся в публицистику для широкой аудитории, выпустив свой наиболее значимый труд – «Археофутуризм». В нём он изложил оригинальный образ будущего, основанный на скептическом представлении о современных социокультурных тенденциях развития Европы и убеждённости в неизбежности «большой катастрофы» в ближайшие десятилетия. В этой работе Фай вводит ключевые понятия своей политической теории – «виталистский конструктивизм», «археофутуризм» и геополитическая концепция «Евросибири». Новая идейная позиция Фая выросла как из традиционной критики левых мыслителей, так и из полемики с его бывшими единомышленниками из «новых правых». Согласно оценке Фая, последние обрекли себя на маргинализацию и потерю влияния из-за идеологических просчётов: неспособности адекватно реагировать на изменение политической обстановки, отсутствия позитивных формул, пренебрежения экономическими и другими практическими вопросами, поддержки стран «третьего мира» (вследствие антиамериканизма), эксплуатации и политизации язычества вкупе с антикатолической позицией, приверженности концепции «этноплюрализма» (Faye. 2011).
В 2000 г. вышел другой важный труд Фая – «Колонизация Европы». В данной работе он критически анализирует феномен массовой миграции, который в его изложении предстаёт колонизацией Западной Европы южными народами. Согласно предсказанию Фая, европейцы вскоре станут меньшинствами в своих родных странах, а их наследие полностью исчезнет. Он призывает к активному противостоянию политике содействия арабской и африканской эмиграции в Европу, которое считает единственным возможным ответом на кризис европейской ментальности (Faye. 2000). Впоследствии вышла его работа «Новый еврейский вопрос», в которой он выражает поддержку еврейскому народу, критикует антисемитский «ревизионизм», а также призывает к стратегическому союзу с «сионистами» перед лицом «исламской угрозы» (Faye. 2007). Фай активно занимался публичной деятельностью, выступая на конференциях, организованных монархическими, католическими и неоязыческими кругами. Был особенно близок к группе «Земля и народ», основанной другими выходцами из GRECE – П. Виалем, Ж. Одри и Ж. Мабиром. Также французский мыслитель участвовал в мероприятиях американских единомышленников, критически относящихся к социокультурным тенденциям современного мира. По приглашению главного редактора журнала «Атеней» П. В. Тулаева в 2005–2012 гг. несколько раз посетил Россию, где участвовал в круглых столах и презентациях своих книг. Скончался в Париже в 2019 г.
Основные идеи
Одной из основных идей Фая является виталистский конструктивизм, который он определяет «как систему идей, объединяющую в себе органический и отважный подход к жизни с ницшеанской идеей воли к власти, римской идеей порядка и древнегреческой мудростью» (Faye. 2000. P. 45). Для него это «конкретная волюнтаристская мысль, созидающая порядок». Фай указывает, что виталистский конструктивизм заключает в себе конкретный синергичный план, связывающий две ментальные конструкции. Конструктивизм как таковой обозначает «политическую и историческую волю к власти, "фаустовский" дух и устремление к цивилизационному строительству». Витализм обозначает «реализм, органичную и немеханическую ментальность, уважение к жизни, самодисциплину, основанную на автономной этике». Фай полагал, что ближайшим синонимом определения «виталистский конструктивизм» может выступить термин «антиэгалитаризм», что подчёркивает сущностный элитаризм концепции французского мыслителя, унаследованный им от Ф. Ницше, Ю. Эволы и К. Шмитта (Faye. 2000. P. 58).
Концепция археофутуризма описывает будущее общество, в котором научно-технический прогресс сочетается с возвратом к традиционным, «архаичным» ответам на сущностно значимые вопросы. Согласно Фаю, это «гармоничный союз фаустовской души с древнейшей памятью Европы; умный традиционализм как мощнейшая форма футуризма» (Faye. 2000. P. 45). Фай считал, что внутреннее разложение структур модерна приводит к возрождению и усилению архаики и в авангарде этих процессов уже находится арабо-исламский мир.
По прогнозу Фая, в 21 веке произойдёт развал всех глобалистских структур, обеспечивающих существующую архитектуру международной безопасности; усугубятся все культурно-цивилизационные проблемы современного мира, экономические и демографические кризисы – продолжится старение населения; произойдёт утрата культурных идентичностей; роботизация производств будет способствовать росту безработицы; мировое хозяйство, пребывая в бесконечной погоне за экономическим ростом, спровоцирует целый ряд экологических кризисов; появятся новые вирусные пандемии. Все это приведёт к «конвергенции катастроф». Такой исход, полагает Фай, предопределён самой логикой развития современности. Выживание Запада, по мнению Фая, зависит от принятия европейцами и американцами археофутуристской программы (Faye. 2000. P. 9).
Термин досократовской древнегреческой философии «архэ» (ἀρχή) обозначает «основание», «начало», «исток» и отсылает к понятию порядка. В системе взглядов Фая архаическое мышление не противопоставляется идеям обновления: для него важно перенести в будущее полезные и здоровые традиционные ценности, а не те, которые породили умирающую эгалитарную философию современности. Фай предполагает, что археофутуризм поможет преодолеть искусственное разделение между традиционализмом и течениями, устремлёнными в будущее. Ключевые конфликтные точки современного мира, по Фаю, вполне архаичны, т. е. фундаментальны и отсылают к вековым проблемам – религиозной нетерпимости, геополитической борьбе за ресурсы, этническим конфликтам, вызванным массовой миграцией. Чтобы их преодолеть, он предлагает прибегнуть к архаичным ценностям и отойти от современных, не оправдавших себя. Согласно Фаю, именно архаика ведёт в будущее, тогда как модерн уже принадлежит прошлому (Faye. 2000). Путём архаизации западная цивилизация «вернёт себе саму себя» рядом простых шагов: ясным разделением гендерных ролей, передачей этнических и народных традиций, устремлённостью к духовности и органической религиозности, установлением строгой и справедливой социальной иерархии, почитанием предков, новым обретением ритуалов инициации, восстановлением органических сообществ, деиндивидуализацией брака, разграничением чувственного и супружеского, ростом престижа воинской службы. Приверженность архаичным ценностям противоположна идеям материализма, эгалитаризма и атомарного индивидуализма, которые Фаем признаются ложными. Он убеждён, что будущее принадлежит народам, вставшим на этот путь, и вопрос лишь в том, будут ли европейцы в их числе или их ждет гибель.
В то же время Фай указывает, что европейское сознание всегда отвергало «неизменное» ввиду того, что оно являлось, является и будет являться динамичным, «фаустовским» сознанием, постоянно созидающим новые формы. Оно способно продуцировать «рациональные фантазии», результатом чего являются технические чудеса модерна: подводные лодки, ядерное оружие, авиация, ракеты, компьютеры, Интернет. Из этого Фай делает вывод о сущностной футуристичности европейской души. Для него стремление к техническому развитию является таким же наследием древнегреческого духа, как и досократовская философия (Faye. 2000).
Фай предполагал, что в будущем в результате кризиса национальных государств мир будет поделен на более крупные образования – противоборствующие блоки держав, сформированные по принципу близости культур входящих в них народов (Великая Европа, Индия, Китай, Северная Америка, Латинская Америка, мусульманский мир, Чёрная Африка и полуостровная Азия). Союз, федерация или империя национальных образований Европы и России, объединённых в единое пространство от Атлантики до Владивостока, – залог выживания европейской цивилизации. Фай называет эту геополитическую концепцию «Евросибирь», а в более поздних текстах – «Евророссия» (Фай. 2012). Для него только такая общность способна обеспечить совместное автаркийное существование всех народов Европы и России, а также возможность их успешной конкуренции с другими державами на Земле.
Идеи Г. Фая оказали влияние на формирование интеллектуального полюса, противопоставляющего себя доминирующей в Западном мире леволиберальной политической повестке, прежде всего на течения «новых правых» и «идентитаристов». Вместе с тем мыслитель в течение жизни подвергался критике, в том числе со стороны бывших соратников (в частности со стороны А. де Бенуа) за «расистский характер» идеи «новой Реконкисты» и отступление от принципов этноплюрализма.