Джентиле Джованни
Дженти́ле Джова́нни (Giovanni Gentile) (30.5.1875, Кастельветрано – 15.4.1944, Флоренция), итальянский философ, государственный деятель, создатель системы «актуального идеализма». Профессор в университетах Палермо (с 1906), Пизы (с 1914) и Рима (1918–1943). В 1903–1922 гг. совместно с Б. Кроче издавал журнал La Critica. Дружба с Кроче сменилась разрывом, когда Джентиле поддержал фашистское движение, в котором видел продолжение дела Рисорджименто. В качестве министра народного образования (1922–1924) в первом правительстве Б. Муссолини провёл широкомасштабную педагогическую реформу (распространение обязательного обучения на детей до 14 лет; сокращение числа высших учебных заведений с целью улучшения преподавания в них; обязательные государственные экзамены во всех, в том числе частных, школах при свободном выборе форм обучения). Председатель комиссий по реформе конституции (1925–1928), член Большого фашистского совета (1925–1929). Научный руководитель «Итальянской энциклопедии» (1925–1944), президент Итальянской академии наук (1943–1944). Убит партизанами.
Джентиле предпринял «реформу гегелевской диалектики» в духе намеченного ещё Б. Спавентой (1817–1883) синтеза идей И. Канта, И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля, считая невозможным выводить все категории из предельно абстрактного понятия «чистого бытия», как это происходит в «Науке логики» Гегеля. Диалектический процесс может развёртываться только от конкретного к абстрактному, но не наоборот, ибо лишь конкретное обладает энергией самодвижения. Конкретное – это живая «мыслящая мысль» (il pensiero pensante) реального субъекта, каковым является не «мировой дух», но трансцендентальное Я, которое в неустанной творческой деятельности создаёт всё новые формы объективного мира – преходящие стадии своего самосознания, чтобы затем, удостоверившись в этом тождестве «саморазличающейся мысли» (Я = не-Я), возвратиться к самому себе (в поздних работах Джентиле «трансцендентальное Я» иногда отождествляется с Богом как с «бесконечной и абсолютной Личностью»). Эмпирическому Я и обыденному сознанию доступны лишь объективированные следы этой деятельности («чистого акта») духа – уже «продуманная мысль» (il pensiero pensato), превратившаяся из акта в факт, из «вечного настоящего» в мёртвое прошлое. В написанном в 1943 г. и посмертно опубликованном сочинении «Генезис и структура общества» («Genesi e struttura della società», 1946) Джентиле выдвинул идею «нового гуманизма» – гуманизма «человека труда» (del’uomo che lavora).
В послевоенный период влияние философии Джентиле сказалось в «позитивном экзистенциализме» Н. Аббаньяно и др.