Кроче Бенедетто
Кро́че Бенеде́тто (Benedetto Croce) (25.2.1866, Пескассероли – 20.11.1952, Неаполь), итальянский философ, историк, литературовед, политический деятель, публицист.
Из состоятельной знатной семьи. В 1875–1883 гг. учился в католическом лицее в Неаполе. В 1883 г. лишился родных, погибших во время землетрясения, и был принят в семью дяди – С. Спавенты, брата философа Б. Спавенты. В 1884–1886 гг. учился на юридическом факультете Римского университета, слушал лекции А. Лабриолы, познакомившего его с марксизмом, с критикой которого позднее он выступил в работе «Исторический материализм и марксистская экономия» (1900, русский перевод 1902). С 1886 г. жил преимущественно в Неаполе. В 1887–1892 гг. с научно-познавательными целями посетил Германию, Австрию, Францию, Нидерланды, Испанию, Португалию. В 1903 г. вместе с Дж. Джентиле начал издание литературно-философского-исторического журнала «Critica», который в дальнейшем превратился в орган, содержавший главным образом собственные статьи и рецензии Кроче (с 1944 выходил непериодически как «Quaderni della critica»). В 1910 г. за свои научные труды удостоен пожизненного звания сенатора. По своим воззрениям принадлежал к умеренным либералам. В 1920–1921 гг. министр просвещения и науки в правительстве Дж. Джолитти, пытался провести школьную реформу. В начале 1920-х гг. Кроче считал, что фашистскому движению удастся восстановить порядок в стране и обуздать леворадикальные течения, но отклонил предложение Б. Муссолини занять какой-либо государственный пост. Однако первые же шаги фашистского правительства, ограничившего гражданские свободы, сделали Кроче противником фашизма, что привело, в частности, к его разрыву с Джентиле. В 1924 г. вошёл в руководство Итальянской либеральной партии. 1 мая 1925 г. в ответ на опубликованный Джентиле «Манифест фашистской интеллигенции» в газете «Mondo» появился составленный Кроче «Манифест интеллектуалов-антифашистов», в котором фашизм обвинялся в разрыве с традициями Рисорджименто и либерально-демократической мысли 19 в. Будучи сторонником светского государства, Кроче положительно оценивал Латеранские соглашения 1929 г., но критиковал уступки Церкви, особенно в вопросах школьного образования.
После краха режима Муссолини в 1943 г. Кроче активно включился в общественно-политическую жизнь, в 1944 г. занял пост министра без портфеля в правительстве П. Бадольо, затем в первом правительстве И. Бономи. В 1943–1947 гг. возглавлял воссозданную им Итальянскую либеральную партию. В 1946 г. избран членом Учредительного собрания, участвовал в выработке новой демократической конституции. В 1947 г. основал в Неаполе Итальянский институт исторических исследований.
Мировоззрение Кроче сформировалось под влиянием школы неаполитанского гегельянства (Б. Спавента, Ф. де Санктис). Становлению собственного учения Кроче во многом способствовало изучение философии Дж. Вико. Став наряду с Джентиле виднейшим представителем итальянского неогегельянства, Кроче определял свою «философию духа» как «абсолютный идеализм». Дух проявляется в теоретической (логической и эстетической) и практической (этической и экономической) формах. При этом логическое и этическое направлены на всеобщее, эстетическое и экономическое – на частное. Соответственно философия делится Кроче на четыре сферы: эстетику, логику, философию экономики и этику. Связь форм духа описывается Кроче по принципу т. н. диалектики единства и различия понятий, которой он заменяет гегелевский принцип противоречия. Формы эти связаны попарно в диады, причём первая ступень – эстетическая интуиция – автономна по отношению ко второй – логическому понятию (момент различия), тогда как вторая ступень предполагает первую (момент единства). Ведущую роль в процессе познания Кроче отводил интуиции, которая, в отличие от логического мышления, постигает мир в его конкретности, неповторимой индивидуальности. Своё развёрнутое воплощение интуиция получает в бесконечном многообразии произведений искусства. Поэтому философия интуиции есть эстетика, которую Кроче определял как «науку о выражении», отождествляя её с «общей лингвистикой». Сущность поэзии Кроче видел в «чистой», или «лирической», интуиции, свободной от логических или моральных заданий; отсюда поэзию как незаинтересованное созерцание Кроче противопоставлял «прозе», «литературе», выражающей моральные, интеллектуальные и т. п. культурные ценности.
Т. к. дух у Кроче историчен по своей природе, философия является по существу философией истории, равно как историческая наука, со своей стороны, есть также и философия, поскольку в частном историк познаёт универсальное и осмысляет прошлое, исходя всегда из настоящего. Кроче явился основоположником влиятельной «этико-политической» школы в итальянской историографии, будучи одним из крупнейших итальянских историков 20 в., автором многочисленных работ по истории культуры, искусства, общественной жизни. В вышедшей в 1928 г. «Истории Италии с 1871 по 1915 год» Кроче в противовес концепции профашистски настроенного историка Дж. Вольпе утверждал, что Италия поступательно развивалась по либеральному пути. В сочинении «История Европы в XIX веке» (3-е изд., 1932) Кроче рассматривал этот период как «век либерализма», как время столкновения пяти мировоззрений, или «религий», – католицизма, авторитаризма, демократизма, коммунизма и либерализма.
Эстетические идеи Кроче получили наибольшую известность за пределами Италии и оказали значительное влияние на развитие литературоведения и языкознания (т. н. идеалистическая школа в филологии К. Фосслера, Л. Шпитцера и др.). Идеи Кроче оказали громадное воздействие на все сферы гуманитарного знания в Италии в 1-й половины 20 в.