Генон Рене
Гено́н Рене́ (Рене Жан-Мари-Жозеф Генон, René Jean-Marie-Joseph Guénon) (15.11.1886, Блуа, Франция – 7.1.1951, Каир, Египет), французский философ, мистик, эзотерик. Труды Генона, посвящённые развитию идеи о существовании «изначальной мудрости» (sophia perennis), положили начало новому направлению европейской мысли 20 в. – интегральному традиционализму. Критик модерна, автор книг о традиционном символизме, восточной и западной метафизике. Генон был значительной фигурой в интеллектуальной истории 20 в., оказавшей прямое или косвенное влияние на целый ряд историков религии (М. Элиаде), деятелей культуры (А. Бретон, Р. Домаль, Р. Кено, Ж. Полан), философов (С. Вейль). В 1910 г. (по другим данным – в 1912) принял ислам, получил имя Абд аль-Вахид Яхья («Служитель Единого») и стал адептом суфийского ордена Шазилия.
Биография
Рене Генон родился 15 ноября 1886 г. в городе Блуа, в Центральной Франции, в долине реки Луары. Его отец был архитектором, семья исповедовала католицизм. В 1904 г. Генон переезжает в Париж, поступает в коллеж Роллен, где обучается математическим дисциплинам. Через два года покидает коллеж, увлекается оккультизмом, примыкает к мартинистскому ордену Жерара Анкоса (Папюс). В 1909 г. познакомился с переводчиком, востоковедом, путешественником и даосом графом А.-Э. Пюйю де Пувурвилем, известным также как Матжиои. Вместе с ним состоит во «Вселенской гностической церкви». Идеи Матжиои и его труд «Метафизический путь» (1905) оказали значительное влияние на становление взглядов Генона. При «Вселенской гностической церкви» Генон организует свой первый журнал «Гнозис» (1909–1912), в котором начинается его публицистическая активность и происходят ранние попытки изложить собственные представления о метафизике и традиции. Разочаровавшись в западном оккультизме и масонстве, стал исследовать восточные духовные учения – даосизм, индуизм, суфизм.
В 1910 г. принял суфийское посвящение благодаря шведскому мистику и художнику, обратившемуся в ислам, Ивану Агуэли. В 1914–1916 гг. продолжает образование в Парижском университете, получает степень бакалавра философии с работой о принципах исчисления бесконечно малых, которую оценил профессор Гастон Гийо (текст диссертации лёг в основу поздней книги Генона, изданной в 1946). В годы 1-й мировой войны был освобождён от службы в армии ввиду проблем со здоровьем. На 1917/1918 учебный год получает назначение в лицей Сетифа в Алжире, где преподаёт философию. До начала 1920-х гг. Генон пользуется покровительством французского католического философа Ж. Маритена, который помогает своему младшему товарищу публиковаться и делиться своими взглядами с широкой публикой. После 1-й мировой войны сосредоточивается на написании больших трудов, в которых были изложены основы традиционалистской философии. В 1920-е гг. выходят в свет основные работы Генона: «Общее введение в изучение индуистских учений» (1921), «Теософия. История одной псевдорелигии» (1921), «Заблуждения спиритов» (1923), «Восток и Запад» (1924), «Кризис современного мира» (1927), «Царь мира» (1927). С 1925 г. сотрудничает с журналом «Покрывало Изиды» (Le Voile d’Isis), который с его подачи в 1935 г. меняет название на «Традиционные исследования» (Les Études Traditionnelles).
В 1930 г. переезжает на постоянное место жительства в Египет, в Каир, окончательно погрузившись в мир ислама, но не прекратив писать работы традиционалистской тематики. Жил в средневековом христианском квартале Каира недалеко от рынка Хан аль-Халили и Университета аль-Азхар. Посещал мечеть Сайедуна аль-Хуссейна, вёл скромную жизнь благочестивого мусульманина. В 1934 г. женился на одной из дочерей суфийского шейха. В браке родились четверо детей. В конце 1930-х гг. переехал на небольшую виллу в западной части Каира, подаренную состоятельным британским традиционалистом Дж. Леви. Ограничил контакты с европейцами, гостей почти не принимал, но продолжал вести обширную переписку с читателями со всего мира. Общался с известным суфием Абд аль-Халим Махмудом, позже ставшим шейхом аль-Азхара. Уже после смерти Генона Махмуд написал книгу «Западный суфий. Рене Генон (Шейх Абдель-Вахид Яхья)».
Рене Генон скончался в Каире в возрасте 64 лет.
Философские идеи
Согласно взглядам Генона, основой традиционных цивилизаций во всех частях света был ряд фундаментальных принципов, постепенный отход от которых обусловил кризисное состояние современного мира. Если обобщать словами Генона, то причина этого в том, что современное человечество практически полностью утратило метафизический пласт бытия. «Метафизика» для Генона – это не раздел философии, а некий неизменный сверхмир сродни платоновскому миру идей. Человек, вставший на путь аскезы, интеллектуального и духовного самосовершенствования, может соприкоснуться с этим миром, найдя в нём твёрдую опору собственного бытия, трансформировав свою жизнь в больше-чем-жизнь. Приложением к метафизике, согласно Генону, выступают «традиционные науки» (алхимия, астрология, сакральная геометрия и т. д.), которые обеспечивают связь между областью абсолютного и областью относительного, а также позволяют человеку с помощью их постижения подняться до уровня чистой духовности.
В работе «Царство количества и знамения времени» (1945) Генон пишет о постепенном «отвердении мира» – последовательном переходе от торжества «метафизических» принципов к доминированию материального, посюстороннего. В традиционалистском видении этот нисходящий процесс предстаёт «постепенным удалением от принципа, следовательно, от изначальной духовности» (Генон. 2011. С. 121). Генон, как и прочие традиционалисты, отвергает прогрессистский взгляд на историю как на «восходящий» линейный процесс (от «тьмы невежества» к «свету разума и просвещения»), противопоставляя ему циклический подход, характерный, в частности, для индуизма.
По Генону, «метафизический мир» является истинным миром – миром чистого знания. В работе «Кризис современного мира» (1927) Генон пишет, что в традиционных цивилизациях «самым существенным является чисто метафизическая доктрина, а все остальное проистекает из нее либо как прямое следствие, либо как вторичное приложение к тому или иному частному уровню реальности» (Генон. 2008. С. 51). Как науки, так и социальные институты в таком случае выстроены иерархически, с жёстким приматом «метафизического». Принципиальное отличие Генона от западноевропейских идеалистов в том, что для него этот «метафизический мир» – это не мир трансцендентных принципов и абстракций, а мир реально действующих сил, невидимых, но разумных. Проявления этого мира мы можем находить как в символах и мифах, так и в ряде исторических закономерностей, которые рассматривает Генон. Исконную традицию, «примордиальную», Генон мыслит как единую первооснову сакрального знания, из которой постепенно произошли все известные нам религиозные течения.
При этом Генон критически относился к современному ему спиритуализму и теософии. Согласно Генону, подобные течения фальсифицируют как содержание, так и сам дух древних учений. Критике спиритуализма посвящены работы Генона «Теософия. История одной псевдорелигии» (1921) и «Заблуждение спиритов» (1923).
Социально-политические взгляды Генона не были им четко артикулированы, однако представление о них можно составить из ряда его рассуждений в отдельных работах, в которых он касается проблематики устройства общества. Ю. Эвола определил, что для Генона важны следующие принципы общественной организации: «Иерархия, аристократизм, анти-индивидуализм, анти-коллективизм». Общество не должно строиться на принципах индивидуализма (в духе современного либерализма), поскольку разобщённые индивиды утрачивают всякую связь с «метафизическим», погружаясь исключительно в материальный пласт бытия. Оно также не должно основываться на коллективистских идеях (в духе большевизма), поскольку в таком случае невозможно проявление качественных различий между индивидами; подобный тип общества полностью уничтожает человеческое достоинство и все высшие проявления духа. Должны быть созданы условия, общественные институты (которые, согласно представлениям Генона, существовали в традиционных обществах), способствующие появлению истинной аристократии – аристократии духа, олицетворяющей в себе как духовный, так и светский принцип; именно так рождается истинно справедливая иерархия, которая, согласно Генону, существовала в традиционных обществах и была выражена через единство духовного и королевского принципов власти (см. работу «Духовное владычество и мирская власть», 1929).
Несмотря на то, что в своей личной духовной практике Генон с 24 лет обращался исключительно к исламу, на протяжении всей своей жизни он выражал интерес практически ко всем крупным традиционным учениям, посвятив ряд работ индуизму («Общее введение в изучение индуистских учений», 1921; «Человек и его осуществление согласно Веданте», 1925; «Восточная метафизика», 1939), христианству («Символизм креста», 1931; «Эзотеризм Данте», 1925).
Ключевые работы Генона посвящены обоснованию традиционалистского взгляда на мир: «Кризис современного мира» (1927), «Царство количество и знамения времени» (1945), «Заметки об инициации» (1946), «Символы священной науки» (1962).
Рецепция
Рене Генон повлиял практически на всех мыслителей, в дальнейшем развивавших традиционалистское направление мысли: Ю. Эволу, А. Кумарасвами, Ж. Борелля, Ж. Ани, М. Вальсана, Т. Буркхардта, Ф. Шуона, Сейида Хоссейна Насра, Х. Смита, А. Лакхани, Г. де Джорджио.
Также идеи Генона вдохновили на развитие своих исследований историка религий М. Элиаде. К работам Генона в разное время обращались А. Бретон, Р. Домаль, А. Арто, Р. Кено, Ж. Полан, С. Вейль, А. Боско.
В России труды Рене Генона повлияли на целый ряд мыслителей, писателей, переводчиков: Е. Головина, Г. Джемаля, Ю. В. Мамлеева, А. Г. Дугина, Ю. Н. Стефанова, А. В. Медведева.