Папини Джованни
Папи́ни Джова́нни (Giovanni Papini) (9.1.1881, Флоренция – 8.7.1956, там же), итальянский писатель; член Королевской академии Италии (1937).
Из семьи ремесленника, участника похода Дж. Гарибальди. В 1900–1902 гг. в качестве вольнослушателя учился в Институте высшего образования (Флоренция); работал преподавателем итальянского языка, библиотекарем. В январе 1903 г. совместно с Дж. Преццолини и другими основал литературно-философский журнал Leonardo; главный редактор журнала La Voce (1912–1913) и близкого к футуризму журнала Lacerba (совместно с А. Соффичи, 1913–1915). В годы Первой мировой войны 1914–1918 гг. выступал с националистических позиций. Директор Национального института по исследованию проблем Возрождения (1938–1944).
Первая книга «Сумерки философов» («Il crepuscolo dei filosofi», 1906) – критический анализ европейской философии от И. Канта до Ф. Ницше. Отразившие влияние Э. По, Ф. М. Достоевского и Ш. Бодлера «философские повести» отмечены вторжением фантастического начала в повседневный быт: сборники «Трагическая ежедневность» («Il tragico quotidiano», 1906, русский перевод 1923) и «Слепой пилот» («Il pilota cieco», 1907). Наиболее значительные сочинения Папини – выдержанный в импрессионистическом ключе автобиографический роман-эссе «Конченый человек» («Un uomo finito», 1913, русский перевод 1923), отчасти перекликающийся с романом «В поисках утраченного времени» М. Пруста, а также монументальный труд «История Христа» («Storia di Cristo», 1921), написанный под влиянием происшедшего с Папини религиозного обращения, где трактовка темы «непротивления злу» близка к воззрениям Л. Н. Толстого. Незавершённый «Словарь дикого человека» («Dizionario dell’omo salvatico», 1923), созданный в соавторстве с иезуитом Д. Джулиотти, сочетает резкий антибуржуазный пафос с провокативностью анархического толка. Воздействие идеологии фашизма проявилось в эссе на этнокультурные темы «Моя Италия» («Italia mia», 1939). Резкую критику Ватикана вызвал еретический трактат о финальном оправдании сатаны «Дьявол» («Il Diavolo», 1953). Среди других сочинений: сборник стихотворений в прозе «Сто страниц поэзии» («Cento pagine di poesia», 1915); антибуржуазный роман-притча «Гог» («Gog», 1931); написанные с ортодоксально-католических позиций биографии «Святой Августин» («Sant’Agostino», 1929), «Живой Данте» («Dante vivo», 1933) и «Жизнь Микеланджело» («Vita di Michelangiolo», 1949). Влияние ранней прозы Папини ощутимо в метафизической живописи Дж. Де Кирико.