Веннер Доминик
Венне́р Домини́к (Dominique Venner) (16.4.1935, Париж, Франция – 21.5.2013, там же), французский писатель, публицист, специалист по военной и политической истории, идеолог «новых правых». Европеист, неоязычник, сторонник динамичного традиционализма. Выступал за сохранение европейского культурного наследия и этнической однородности Франции.
Родился в семье архитектора Шарля Веннера. Учился в военном училище, принимал участие в боевых действиях в Алжире (1954–1962). По возвращении во Францию вступил в националистическую организацию «Молодая нация», где познакомился с Аленом де Бенуа. В числе других военнослужащих-националистов поддерживал деятельность Секретной вооруженной организации. После т. н. путча генералов в апреле 1961 г. был арестован и приговорён к 18 месяцам тюрьмы. Находясь в заключении, написал свою первую большую теоретическую работу «В качестве конструктивной критики» (1964), где изложил свой взгляд на актуальные проблемы французского националистического движения. В ней он отметил ряд его слабых сторон и предложил пути его обновления (Веннер. 2013). Вместе А. де Бенуа и историком Ж. Мабиром учредил журнал «Европа–Действие» (Europe–Action) с целью разработки и содержательного развития правой идеологии принципиально нового типа. Издание должно было объединить вокруг себя разрозненные силы французских националистов. На его основе в конце 1960-х гг. появилась организация GRECE, интеллектуально оформившая движение «новых правых».
С начала 1970-х гг. Веннер оставил активную политическую деятельность, занявшись историческими исследованиями. В сферу его интересов в первую очередь входили исторические аспекты крайне правых движений, войны и революции, а также проблемные моменты европейской истории 20 в. и вопросы европейской и французской идентичностей. Является автором более 50 исторических трудов, наиболее значимые из которых: «Балтика. На обломках рейха. Фрайкоры в бою 1918–1923» (1974), «Критическая история Сопротивления» (1995), «История немецкого фашизма» (1996), «Белые и красные. История Гражданской войны в России 1917–1921» (1997), «История коллаборационизма» (2000), «История и традиции европейцев. 30 000 лет идентичности» (2002), «Де Голль. Величие и Ничто» (2004), «Эрнст Юнгер: иная европейская судьба» (2009). Некоторые из его работ были отмечены литературными наградами и премиями. Основатель журналов Enquête sur l’histoire и La Nouvelle Revue d'histoire. В 2013 г. в возрасте 78 лет застрелился возле алтаря собора Парижской Богоматери в знак протеста против «культурной самоликвидации Европы».
Веннер называл себя «размышляющим историком», который не скован административными рамками университета. В его понимании такой учёный несёт ответственность перед лицом прошедших событий, создаёт «побуждающие смыслы», выступая посредником между прошлым и будущим. Он обращается к новому поколению европейцев, стремясь вдохновить их великими примерами ушедших эпох, их героями и символами.
Ключевые идеи своего учения Веннер сформулировал в своей последней работе «Самурай Запада» (2013), ставшей его интеллектуальным завещанием. В ней он ставит современному европейскому обществу диагноз – оно поглощено «культурой самоненависти», подпитываемой ложно навязанным чувством вины. Результатом доминирования «культуры самоненависти» является утрата и исчезновение исторической памяти (Веннер. 2017. P. 20–22). Веннер считал незаконным провозглашённый европейскими элитами леволиберальный курс и выступал против материалистической, эгалитарной цивилизации, в которую, по его мнению, превратилась Западная Европа в послевоенный период.
Мыслитель утверждал, что старые европейские ориентиры исчезли и превратились в ничто, особенно после 2-й мировой войны и краха политических религий 20 в. – коммунизма, фашизма, нацизма. «Смысловому хаосу» Веннер противопоставляет динамичное понятие традиции, которое определяет следующим образом: «Традиция [..] не является собранием обычаев и костюмов, некоторого образа действий или мыслей, переданного образованием или практикой. Она больше не противостоит современности. Ещё в меньшей степени она является собранием универсальных и мистических принципов, воображаемых гностиками. Она не является и ностальгическими воспоминаниями об исчезнувшем Золотом веке. Традиция [...] не является прошлым: наоборот, это то, что не проходит и что вечно возвращается вновь в разных формах. Она означает сущность цивилизации в весьма длительном отрезке времени; то, что сопротивляется времени и сохраняется, несмотря на возмущающие влияния заимствованных религий, моды и идеологий» (Веннер. 2017. P. 95–96).
Согласно Веннеру, дух человека принадлежит его цивилизации, его культуре, его духовным ориентирам и вне этого немыслим. Веннер утверждает, что людям свойственно возвращаться к своим корням, к традициям своих народов, к древним духовным истокам. «Подлинную Европу» он предлагает искать в её духовно-культурном наследии. Его собственные исторические тексты направлены на обнаружение следов «подлинной Европы». Основанием европейской цивилизации Веннер называет поэмы Гомера, указывая, что европейский дух, «дух Илиады», возвращается через многие более поздние явления европейской культуры. В качестве примеров Веннер приводит языческое религиозное чувство роялиста Ш. Морраса и его преклонение перед греческой Античностью; эпоху Ренессанса, когда римское и греческое наследие пережили второе рождение; античные мотивы в средневековой литературе; языческие образы Версаля с его скульптурами и садами (Веннер. 2017. P. 102–124).
Исторические работы Веннера переведены на английский, немецкий, испанский, португальский, итальянский, русский и украинский языки. За работу «История Красной армии» (1981) он был удостоен премии Брокетта-Гонена, присужденную Французской академией. Являлся одним из наиболее влиятельных теоретиков «новых правых». За свои антихристианские языческие воззрения подвергался критике со стороны католических кругов в рамках французского национального движения.