Добровольская Аврелия Иосифовна
Доброво́льская Авре́лия Ио́сифовна, Аврелия-Цецилия Иосифовна Добровольская [22.11(4.12).1881, Белая Церковь Васильковского уезда Киевской губернии, Российская империя, ныне Киевская область, Украина – 3.12.1942, Киров], российская певица (лирико-колоратурное сопрано).
Родилась в польской дворянской семье. Отец умер до рождения дочери. Мать, оставшись с ребёнком без средств, работала портнихой. В 1889 г. они переехали в Москву, где Аврелия окончила женскую гимназию. В 1897–1902 гг. обучалась пению в Московской консерватории (класс В. М. Зарудной, окончила с серебряной медалью). Будучи студенткой, исполнила партию Невесты Княжича в премьере кантаты «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светлояре» С. Н. Василенко (1902, дипломная работа композитора).
В 1902–1904 гг. выступала в спектаклях Товарищества русской частной оперы (театры Солодовникова и «Эрмитаж»). В 1904–1910 гг. солистка Оперы С. И. Зимина, в 1909 г. исполнила здесь партию Шемаханской царицы в 1-й постановке оперы «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. В 1905 г. выступала в Мариинском театре в партии Людмилы («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), в 1907 г. – в петербургском Новом летнем театре «Олимпия» в партии Маргариты («Фауст» Ш. Гуно, Мефистофель – Ф. И. Шаляпин). В 1910–1918 гг. солистка московского Большого театра (дебютировала в партии Лакме в одноимённой опере Л. Делиба). В 1911 г. совершенствовалась в вокальном искусстве в Италии у М. Видаля, в 1913 г. – в Париже у М. Маркези.
Обладала голосом тёплого тембра, большого диапазона, хорошей вокальной техникой, чёткой и ясной дикцией, природной музыкальностью и артистизмом. Исполнение отличалось эмоциональностью.
Среди лучших партий: Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Людмила («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Снегурочка (одноимённая опера Н. А. Римского-Корсакова), Джильда («Риголетто» Дж. Верди), Маргарита и Джульетта («Фауст» и «Ромео и Джульетта» Гуно). В числе других партий: Мария («Дети степей» А. Г. Рубинштейна), Софи («Вертер» Ж. Массне), Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Антонида («Жизнь за царя» Глинки), Волхова и Царевна Лебедь («Садко» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Виолетта («Травиата» Верди), Иоланта, Оксана, Агнесса Сорель («Иоланта», «Черевички», «Орлеанская дева» Чайковского), Церлина («Фра-Дьяволо» Д.-Ф.-Э. Обера), Маргарита Валуа («Гугеноты» Дж. Мейербера), Лейла и Микаэла («Искатели жемчуга» и «Кармен» Ж. Бизе), Йеди («Сын мандарина» Ц. А. Кюи), Гельмвига, Воглинда, Молодой пастух («Валькирия», «Гибель богов», «Тангейзер» Р. Вагнера).
Гастролировала в Нижнем Новгороде (1904, 1907), Петербурге (Народный дом, 1909; Театр музыкальной драмы, 1914), городах Сибири (1915). В 1914 г. участвовала в Русских сезонах С. П. Дягилева (Париж, Лондон), исполнила партию Соловья в премьере одноимённой оперы И. Ф. Стравинского.
В 1922 г. пела в оперных театрах Харькова и Баку, в 1923–1924 гг. – по контракту в Одесском оперном театре, в 1925 г. вернулась в Москву.
Выступала в симфонических и камерных концертах (в том числе Кружка любителей русской музыки, с 1903). Принимала участие в исполнении ораторий «Времена года» (1908) и «Сотворение мира» Й. Гайдна, «Рай и Пери» Р. Шумана (обе – 1911), Торжественной мессы Л. ван Бетховена (все – Москва), Мессы си минор И. С. Баха (обе –1914; Санкт-Петербург). В камерных концертах пела произведения А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Ц. А. Кюи, Э. Грига, С. Н. Василенко («Песни Офелии», 1-я исполнительница, 1909). Последние концерты А. И. Добровольской состоялись в 1928 г. в Москве.
Преподавала пение в московских музыкальных школах (1927–1931), давала частные уроки.
Записывалась на грампластинки в Петербурге («Колумбия», 1907) и Москве [«Граммофон», 1907–1908; «Пате», 1911; «Метрополь» (РАОГ), 1913; «Сирена», 1913; «Музтрест», 1930–1931]. Среди записей: арии Джильды, Виолетты, Оскара («Риголетто», «Травиата», «Бал-маскарад» Дж. Верди), Маргариты и Пажа («Гугеноты» Дж. Мейербера), Розины («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Лакме (одноимённая опера Л. Делиба), Мими («Богема» Дж. Пуччини), Маргариты и Джульетты («Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Людмилы и Антониды («Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» М. И. Глинки), Снегурочки (одноимённая опера Н. А. Римского-Корсакова), Тамары («Демон» А. Г. Рубинштейна), Гальки (одноимённая опера С. Монюшко), дуэты из опер «Травиата» и «Риголетто» Верди, «Нерон» Рубинштейна, арии из оперетт «Корневильские колокола» Р. Планкетта, «Гейша» С. Джонса, романсы и песни А. А. Алябьева («Соловей»), Гуно («Вечерняя молитва»), А. С. Даргомыжского (дуэт «Ванька-Танька», трио «Ночевала тучка золотая»), Ю. А. Капри («Чудный взор», «Разрыв»), М. П. Речкунова («Колыбельная песня»), Ю. И. Блейхмана («Фортуната»), Ж. Массне («Севильяна»), Л. Венцано («Вальс»).
В 1936 г. её муж, врач Василий Фёдорович Дзирне, был арестован по обвинению в шпионаже и выслан в Киров. Добровольская уехала вслед за ним, преподавала пение в Кировской музыкальной школе (с 1936) и Кировском музыкальном училище (с 1938). 12 июня 1941 г. Дзирне был повторно арестован, 3 декабря 1941 г. была арестована Добровольская. Обвинялась по ст. 58, пункты 10 и 11 УК РСФСР в антисоветской пропаганде в военное время. Особым совещанием при НКВД СССР от 4 ноября 1942 г. приговорена к высшей мере наказания, 3 декабря 1942 г. расстреляна. Определением Военного трибунала Уральского военного округа от 21 апреля 1959 г. реабилитирована за недоказанностью обвинения.