Бенсон Эдвард Уайт
Бе́нсон Э́двард Уа́йт (Edward White Benson) (14.7.1829, Бирмингем – 11.10.1896, Харден, Уэльс), британский церковный и государственный деятель, клирик Церкви Англии. Епископ Труроский (1877–1883), 94-й архиепископ Кентерберийский (1883–1896).
Ранние годы
Родился в семье инженера-химика Эдварда Уайта Бенсона-старшего и его супруги Харриет, урождённой Бейкер. Эдвард был старшим ребёнком в семье. Его братьями и сёстрами были Харриет, Элеанор Боус, Кристофер, Эммелайн, Эйда и братья-близнецы Чарлз и Уильям.
Бенсон-старший был убеждённым англоевангеликом, тогда как его супруга происходила из унитарианской семьи и приняла англиканство накануне их свадьбы в 1826 г. Эдварда крестили в храме Святого Мартина в Бирмингеме 31 марта 1830 г. То, что от рождения до крещения ребёнка прошёл почти год, объясняется тем, что в этом храме «по воскресеньям проходили т. н. публичные крестины, при которых крещаемые располагались вдоль алтарной ограды, а священник окроплял их водой из купели, используя кропило, как у католиков»; семья Бенсонов считала такую практику неприемлемой, и поэтому крестины Эдварда «и ещё трёх детей» проходили более приватным образом «в присутствии лишь родителей и крёстных» (Benson. Vol. 1. 1899. P. 6).
В 1840 г. Бенсон пошёл в известную (в ней учился, в частности, Дж. Р. Р. Толкин) бирмингемскую школу Короля Эдуарда. Учёба давалась ему хорошо, и уже в школе Эдвард стал проявлять интерес к богословию. В этот период он сблизился с Дж. Б. Лайтфутом – будущим известным английским теологом и епископом Даремским. Их дружба продолжалась всю жизнь и оказала серьёзное влияние на богословские представления обоих.
В 1848 г. Бенсон поступил в кембриджский Тринити-колледж. В 1850 г. скончались его сестра Харриет (с которой у него были наиболее близкие отношения среди всех его братьев и сестёр) и их мать. Поскольку после смерти Бенсона-старшего единственным источником доходов семьи была пенсия, установленная его вдове его деловыми партнёрами, теперь Эдвард и его младшие братья и сёстры остались совершенно без средств к существованию, и на него легло бремя заботы о семье. Помощь пришла как от дальних родственников, так и от друзей Бенсона по Кембриджу, в частности от казначея Тринити-колледжа Ф. Мартина, который стал другом и покровителем семьи Бенсонов.
Семейная трагедия ещё более усилила личную религиозность Бенсона, а также привила ему обострённое чувство ответственности, которое в дальнейшем заставляло его работать на износ. В Кембридже Бенсон считался последователем «высокоцерковной» традиции с её внимательным отношением к внешним проявлениям благочестия. «Он очень прилежно посещал все службы в домовом храме Тринити-колледжа, и почти каждый день читал вечерню и утреню у себя в комнате – один или с единомысленными друзьями» (Benson. Vol. 1. 1899. P. 99). При этом взгляды Бенсона отличались широтой и были близки к латитудинарианству. Иногда это принимало необычные формы. В 1851 г. вместе со своим другом Б. Ф. Уэсткоттом, будущим епископом Даремским, он основал Кембриджскую ассоциацию духовных исследований (англ. Cambridge Association for Spiritual Inquiry), известную как Общество любителей привидений (англ. Ghost Society). Оно занималось сбором сведений о «встречах» с призраками и было предшественником существующего поныне Общества психических исследований.
Благодаря своей старательности и самодисциплине Бенсон хорошо учился и был удостоен нескольких академических наград (в том числе по риторике и математике), однако к числу лучших студентов не относился. В колледже овладел немецким языком.
Педагог и священник
Летом 1852 г. директор основанной в 16 в. школы Рагби священник Э. М. Гулберн лично приехал в Кембридж, чтобы предложить Бенсону место преподавателя. Бенсон согласился лишь на частичную занятость, что позволяло бы ему продолжить обучение в колледже и посвятить время заботе об образовании младших братьев и сестёр, некоторые из которых учились в той же школе. В Рагби коллегами Бенсона были многие выдающиеся церковные педагоги того времени, включая будущего архиепископа Кентерберийского Ф. Темпла и будущих директоров многих престижных школ Великобритании (священники Г. Хайтон, Дж. Брадли, Дж. Шейрп, Ч. Эванс, Т. Джекс-Блейк, А. Батлер).
В 1853 г. Бенсон получил степень магистра свободных искусств и стал членом Тринити-колледжа. Позже он также удостоился степеней бакалавра (1862) и доктора (1867) богословия. Летом того же года Бенсон посетил Францию и Рим, где его принял папа Римский Пий IX.
9 января 1854 г. Бенсон рукоположен в сан диакона. Хиротонию совершил епископ Манчестерский Дж. Ли, который в прошлом был проректором Рагби, а в годы учёбы Бенсона в школе Короля Эдуарда возглавлял эту школу и потому хорошо его знал. В 1857 г. в Или епископ Т. Тёртон рукоположил Бенсона в сан священника. В следующем году по совету Темпла, который к тому моменту возглавил школу Рагби, принц Альберт предложил Бенсону место директора Веллингтон-колледжа. Эта была новая средняя школа (открытие состоялось в 1859), основанная лично королевой Викторией в память об А. Уэлсли, герцоге Веллингтоне. По желанию Альберта, Бенсон отправился в Германию, где посетил крупнейшие образовательные центры и изучил их опыт. К своей новой работе он отнёсся очень ответственно и смог превратить Веллингтон-колледж (который был задуман как практически бесплатный и предназначен для сирот погибших офицеров) в одну из лучших школ Великобритании. Однако такой гиперответственный подход имел и негативные последствия: в колледже Бенсон выработал для себя настолько насыщенный график, что на сон в нём отводилось не более шести часов. Переутомление привело к тяжёлым депрессиям и вспышкам гнева. Бенсон поддерживал в колледже казарменную дисциплину, экономил на мелочах, порой вёл себя крайне несдержанно, широко практиковал телесные наказания и порой лично бил учеников.
Тяжёлая и нервная работа надорвала силы Бенсона, и он решил оставить Веллингтон-колледж. В конце 1872 г. он занял место канцлера Линкольнского кафедрального собора. Эта должность не предполагала активной деятельности, однако такое положение противоречило темпераменту Бенсона. Он основал при соборе Линкольнский богословский колледж, существовавший до 1995 г., организовал вечернюю школу для бедняков и общество священников-миссионеров. В соборе Бенсон возродил обычай ежедневного совершения утреннего богослужения. В качестве признания его заслуг в 1873 г. королева Виктория сделала его своим почётным капелланом.
Епископ Труроский
В конце 1876 г. из части средневековой Эксетерской епархии (Корнуолльский архидиаконский округ) была создана новая епархия Церкви Англии с кафедрой в г. Труро. Бенсон был назначен первым епископом Труроским. Его архиерейская хиротония состоялась 25 апреля 1877 г. в соборе Святого Павла в Лондоне, а интронизация прошла в Труро 1 мая. В ходе реформы 1836 г. было решено, что Церковь Англии может, с разрешения парламента, открывать новые епархии; при этом в 1847 г. был принят закон, по которому число епископских мест в верхней палате останется равным 26 независимо от количества правящих архиереев в Церкви Англии. Поэтому Бенсон, став правящим архиереем, не получил места в палате лордов и смог сосредоточиться на церковной деятельности. Сразу же после назначения он основал в своей епархии Труроский богословский колледж (действовал до 1900).
В Труроской епархии не было ни собора, ни епископской резиденции. В 1880 г. в Труро, на месте приходской церкви 16 в., Бенсон начал возведение кафедрального собора в стиле неоготики по проекту Дж. Пирсона, архитектора более чем 210 храмов. Это было первое строительство нового кафедрального собора в Англии с момента закладки Солсберийского собора в 1220 г. Собор был завершён в 1887 г., и Бенсон, на тот момент уже архиепископ Кентерберийский, сам его освятил. Для своей резиденции Бенсон перестроил церковный дом в деревне Кенуин близ Труро; он дал ему корнское название Lis Escop («Двор епископа»).
Для Труроского собора Бенсон составил особое рождественское богослужение – «Девять чтений и гимнов» (англ. «Festival of Nine Lessons and Carols»), отдалённо напоминающее службу навечерия Рождества в византийской традиции. Оно состояло из девяти отрывков из нескольких книг Библии (Бытия, пророка Исайи, Евангелий от Луки, Матфея и Иоанна), за каждым из которых следовали песнопения. Это могли быть церковные гимны или антемы, а могли быть традиционные народные рождественские песни (англ. carols), причём все песнопения менялись год от года. Впервые это богослужение было совершено в 1880 г. В 1918 г. служба «Девяти чтений и гимнов» стала совершаться в домовой церкви Королевского колледжа в Кембридже, после чего получила самое широкое распространение. С некоторыми изменениями, эта служба превратилась в классическое богослужение кануна Рождества в англиканской традиции и в некоторых других англоязычных протестантских церквах в Великобритании, Канаде и США. Эту службу ежегодно транслирует BBC (с 1928 – по радио, с 1954 – по телевидению), а музыку для песнопений писали многие известные композиторы. Также было составлено несколько новых песнопений, авторами которых были, в частности, У. де ла Мар и Г. К. Честертон. На Рождество 2013 г. в Труроском соборе в память о Бенсоне служба «Девяти чтений и гимнов» была совершена точно так же, как в первый раз.
В феврале 1878 г. в семье Бенсона случилась трагедия: от менингита скончался его старший сын Мартин, которому на тот момент было 17 лет. Это ещё больше подорвало психическое здоровье Бенсона, и без того страдавшего от депрессий. Отчасти чтобы отвлечь его, архиепископ Кентерберийский А. К. Тейт сделал Бенсона членом комиссии по церковным судам. Во время пребывания Бенсона в Лондоне Тейт узнал его лучше и стал видеть в нём возможного преемника.
Вступление на Кентерберийскую кафедру
Архиепископ А. К. Тейт умер 3 декабря 1882 г. Вероятно, инициатива назначения Бенсона новым предстоятелем Церкви Англии исходила лично от королевы Виктории; её поддержал премьер-министр У. Гладстон, который 16 декабря и предложил Бенсону кафедру. Было известно, что Бенсон голосовал за кандидатов от партии тори, и Гладстону пришлось убеждать своих соратников по Либеральной партии в правильности своего выбора. Главным аргументом послужила аполитичность Бенсона, которого дела Церкви интересовали больше, чем работа в палате лордов. Формальное назначение Бенсона состоялось 3 марта 1883 г., а 29 марта прошла интронизация в Кентерберийском кафедральном соборе.
Первые годы Бенсона в качестве архиепископа были относительно спокойными. Он оставил место архиепископского секретаря за Р. Дейвидсоном, будущим архиепископом Кентерберийским, который был зятем Тейта и долгое время служил его секретарём. Это позволило сохранить привычный порядок в ведении церковных дел.
Бенсон подходил к управлению Кентерберийской епархией с большой ответственностью: готовясь к визитациям в 1885 и 1889 гг., он написал две книги, обращённые к кентерберийскому духовенству – «Семь даров» (Benson. 1885) и «Христос и Его время» (Benson. 1889). Данные произведения наиболее полно раскрывают богословские представления Бенсона.
В своей пастырской деятельности Бенсон стал решительно отходить от многих сложившихся в 18 – начале 19 вв. англиканских традиций. Так, он был убеждённым сторонником ежевоскресного совершения Евхаристии в приходских храмах (что в тот период всё ещё практиковалось меньшинством приходов Церкви Англии и считалось «сектантским» обычаем). Бенсон не считал себя связанным реформационным наследием Церкви Англии с его страхом перед «суеверием» и «идолопоклонством», однако никакого трепета перед обрядностью, символизмом и древностью как таковыми также не испытывал. Бенсон любил и ценил внешнюю сторону богослужения, но лишь в той мере, в которой вообще ценил порядок и красоту. Он говорил о себе: «Я не принадлежу ни к "Высокой", ни к "Низкой", ни к "Широкой" церкви, хотя меня причисляют то к одной, то к другой из них» (Benson. Vol. 1. 1899. P. 179).
Отношения с восточными церквами
Важным направлением деятельности первых лет правления Бенсона стали контакты Церкви Англии с восточными христианскими церквами. Американский миссионер Дж. Перкинс, прибывший в Персию в 1834 г., пробудил в протестантском мире интерес к Ассирийской церкви Востока. Во 2-й половине 19 в. эта церковь переживала упадок. Её руководство неоднократно обращалось к Церкви Англии с просьбой прислать к ним представителей и помочь в защите от преследований со стороны мусульманских властей.
Первые англиканские миссии для помощи Ассирийской церкви посылал ещё архиепископ А. К. Тейт; их возглавляли священники Э. Каттс (1876) и Р. Уол (1881). Бенсон, в отличие от части американских миссионеров, выступал за поддержку этой церкви и её иерархии и против создания среди ассирийцев альтернативных церковных структур. Осенью 1884 г. Бенсон направил в места проживания ассирийцев своего посланника А. Райли. По возвращении Райли представил подробный отчёт о своей поездке, который был издан (Riley. 1888) и долгое время оставался ключевым источником сведений по истории, культуре и церковной жизни ассирийцев.
Для помощи Ассирийской церкви Бенсон организовал постоянную Архиепископскую миссию к ассирийским христианам, направив в Персию священников А. Маклина (впоследствии примас Шотландской епископальной церкви) и У. Г. Брауна. Они покинули Лондон в июне 1886 г., имея с собой письма Бенсона как к ассирийскому патриарху, так и к православным патриархам Константинопольскому и Антиохийскому. Маклин и Браун успешно достигли Персии и были хорошо приняты католикосом-патриархом Ассирийской церкви Востока Шимуном XVIII Рубилем. Эта миссия действовала до 1939 г., когда она вошла в состав Иерусалимско-ближневосточной миссии (ныне Иерусалимско-ближневосточная церковная ассоциация, англ. Jerusalem and the Middle East Church Association).
В 1888 г. Бенсон направил послание митрополиту Киевскому и Галицкому Российской православной церкви Платону (Городецкому), в котором поздравил его с 900-летием Крещения Руси. Это было первое поздравление такого рода за историю православно-англиканских отношений и единственное поздравление к юбилею крещения Руси от представителя какой бы то ни было западной церкви. В ответном письме митрополит приветствовал шаги, направленные на дальнейшее сближение между двумя церквами. Контакты действительно стали более частыми, хотя и носили в основном формальный характер. Так, английский епископ Питербороский (позднее Лондонский) М. Крейтон, известный англокатолик и сторонник сближения с православием, присутствовал на коронации императора Николая II (1896), а российский архиепископ Выборгский и Финляндский Антоний (Вадковский) был гостем на юбилее королевы Виктории (1897). Бенсона поддержали другие англиканские иерархи, собравшиеся в том же году на очередную Ламбетскую конференцию. Тем не менее значительная часть англикан считала отдельные практики православной церкви (например, иконопочитание) неприемлемыми и препятствующими сближению. Хотя 17-я резолюция III Ламбетской конференции 1888 г. приветствует связи с православными и осуждает прозелитизм, в ней выражается надежда на «внутреннюю реформацию Восточных Церквей» (The Lambeth Conferences (1867–1948). London, 1948. P. 283).
На Ближнем Востоке Церковь Англии столкнулась с необходимостью переучреждения своей епископской кафедры в Иерусалиме. Изначально эта кафедра задумывалась как совместный англо-прусский проект для духовного окормления проживавших в Палестине протестантов. Иерусалимские епископы назначались поочерёдно Великобританией и Пруссией, однако получали хиротонию от архиереев Церкви Англии. После того как прусский кандидат отказался принять посвящение от англиканских епископов, в ноябре 1886 г. прусское правительство заявило о выходе из соглашения, и Иерусалимская кафедра стала полностью англиканской. В Англии «Высокая церковь» изначально смотрела на «Иерусалимский проект» с неодобрением, поскольку видела в нём, помимо неприемлемого для себя союза с прусскими протестантами, вмешательство в дела православного Иерусалимского патриархата. Кроме того, под формальной эгидой англо-прусской епископии в Палестине действовали неподконтрольные Иерусалимскому епископу протестантские миссионеры, занимавшиеся прозелитизмом среди местных христиан. При переучреждении Иерусалимской кафедры в 1887 г. Бенсон официально заверил патриарха Иерусалимского Никодима I (Цинцониса), что англиканский епископ будет препятствовать прозелитизму, принимать соответствующие жалобы Иерусалимской патриархии, с которой также будут согласовываться назначения епископов на англиканскую Иерусалимскую кафедру, а также титуловаться не «епископом Иерусалимским», а «епископом в Иерусалиме». Бенсон обсуждал статус этой кафедры и назначенного на неё епископа Дж. Блита в пространной переписке с восточными патриархами (см.: Benson. Vol. 2. 1899. P. 162–175).
Бенсон неоднократно выступал в палате лордов в защиту армян, преследования которых на территории Османской империи во 2-й половине 19 в. приобрели особенно жестокий характер. В Великобритании далеко не все разделяли его позицию, сравнивая борьбу армян за свои права с борьбой за независимость Ирландии. Бенсон отрицал такое сопоставление: «Если бы в Ирландии половине населения раздали оружие, а другой половине – запретили его иметь; если бы вооружённым людям хотя бы на один час было бы дозволено невозбранно красть женщин, мужчин и скот у невооружённых; если бы орды завистливых дикарей наполнили ирландские деревни и разоряли их – лишь тогда это стало бы похоже на то, что творится в Армении» (Benson. Vol. 2. 1899. P. 261).
Проблема ритуализма и дело Кинга
С началом в 1833 г. Оксфордского движения внутри «Высокой церкви» развернулось движение за возрождение дореформационной обрядности. Фактически его последователи («ритуалисты») иногда просто копировали современные им практики римско-католического богослужения, что вызывало протест значительной части духовенства и мирян Церкви Англии. В 1874 г. по инициативе архиепископа А. К. Тейта британский парламент принял Акт о регулировании общественного богослужения. Акт прямо запрещал использовать в храмах нетрадиционные для англиканства предметы облачения и церковного обихода, а также отступать от обрядовых предписаний «Книги общественного богослужения». Сообщать епископу о нарушениях могли как официальные лица прихода, так и любые трое прихожан. Последствия акта оказались не такими, как могли предполагать его инициаторы. Епископам стали массово поступать доносы на священников-ритуалистов, которые, будучи вызваны в суд, часто вели себя вызывающе. В период с 1877 по 1887 гг. несколько англокатолических священников были подвергнуты тюремному заключению «за неуважение к суду».
В 1888 г. под действие Акта о регулировании впервые попал один из архиереев Церкви Англии – Э. Кинг, епископ Линкольнский. Хотя сторонники Оксфордского движения среди епископата Церкви Англии встречались и до Кинга, епископ Линкольнский занимал наиболее радикальную позицию в вопросе возрождения средневековой обрядности. Он был первым епископом Церкви Англии со времени Реформации, который носил митру. При этом Кинг имел высокий моральный авторитет, признаваемый даже его противниками. Позже Церковь Англии канонизировала его (память 8 марта).
2 июня 1888 г. Бенсон получил официальную жалобу от старосты линкольнской церкви Сент-Питер-эт-Гаутс, содержавшую обвинения, что Кинг во время богослужения совершает «незаконные» обряды: добавляет воду в вино для Евхаристии; зажигает свечи на престоле; стоит перед престолом спиной к людям, так что они не видят совершения Евхаристии; исполняет песнопение «Agnus Dei» (что можно было истолковать как признание учения о пресуществлении); осеняет крестным знамением людей и евхаристические хлеб и вино.
Ни Бенсон, ни британские власти не желали, чтобы архиерей государственной церкви и член палаты лордов подвергался судебному преследованию из-за церковных обрядов. Стремясь не допустить гражданского процесса над Э. Кингом, Бенсон возродил Архиепископский суд, который после Реформации 16 в. использовался лишь единожды, в 1699 г. Этот суд рассмотрел дело (февраль 1890) и оправдал Кинга (21 ноября 1890) с решением, что бо́льшую часть обрядов, которые совершал Кинг, следует признать допустимыми. Евангелическая ассоциация, представлявшая интересы «Низкой церкви», попыталась оспорить этот вердикт в высшем суде Великобритании – Судебном комитете Тайного совета, однако её апелляция была отклонена (1891–1892). Кинг подчинился решению суда и пообещал воздерживаться от совершения обрядов, признанных незаконными.
Дело Э. Кинга (в английской историографии оно именуется «Lincoln Judgment», буквально «вердикт по делу епископа Линкольнского») оказало на церковную и гражданскую историю Англии огромное значение, поскольку создало ряд важных прецедентов. Впервые были узаконены обряды, прямо не упомянутые в «Книге общественного богослужения», причём первоначальное решение по ним было принято не парламентом, а церковным судом. Был заново узаконен сам Архиепископский суд и утверждена его юрисдикция над епископатом Кентерберийской провинции Церкви Англии – до этого суд над архиереями даже по церковным делам вершили светские судьи и парламент. Всё это закладывало основы самоуправления Церкви Англии, которое было создано в начале 20 в. Кроме того, дело Кинга стало началом легитимации идей Оксфордского движения и даже ритуализма – при условии, что их сторонники будут хранить умеренность и подчиняться церковному порядку.
Вопросы отношений церкви и государства
Продолжая движение к церковному самоуправлению, в 1885 г. Бенсон добавил к палатам епископов и духовенства конвокации Кентерберийской провинции палату мирян. Первая встреча новой палаты прошла в феврале 1886 г. Принципы выборов депутатов этой палаты, а также их полномочия тогда лишь начинали формироваться и не были ясны даже её членам. Хотя изначально второй по значению иерарх Церкви Англии – архиепископ Йоркский У. Томпсон – эту идею не поддержал, в 1892 г. палата мирян появилась и у Йоркской конвокации.
Бенсон выступил с идеей объединения обеих конвокаций в общецерковный орган; он был уверен, что их раздельное существование вредит Церкви Англии. Также он высказал мысли об иерархии представительных органов Церкви Англии, которая включала бы приходские советы, епархиальные ассамблеи и общецерковный собор – именно по этому принципу и была выстроена система представительства Церкви Англии при создании Церковной ассамблеи в 1919 г.
В 1891 г. рядом с Вестминстерским аббатством началось строительство большого и дорогостоящего здания Чёрч-хауса, который должен был служить местом пребывания высших соборных органов Церкви Англии, воплощая её единство и автономию по отношению к светской власти за исключением лишь персоны монарха. Чёрч-хаус был открыт 11 февраля 1896 г. принцем Георгом (будущим королем Георгом V), и конвокации Кентербери и Йорка начали проводить в нём совместные «неофициальные» заседания. Чёрч-хаус (новое здание было открыто в 1940) продолжает служить главным офисом Церкви Англии и местом заседаний её Генерального синода и в 21 в.
Работая над развитием церковного самоуправления, Бенсон оставался верен идее государственной церкви. Он препятствовал усилиям либерального правительства, которое взяло курс на лишение государственного статуса Церкви Англии в Уэльсе, где англиканство исповедовали лишь около 10 % населения. Бенсон открыто осуждал этот проект на церковном конгрессе в Риле (1891) и выступал против него в парламенте (1893). 17 мая 1894 г. по его инициативе епископы Церкви Англии выпустили манифест в защиту государственной церкви. В 1895 г. либеральная партия проиграла выборы, и вопрос о лишении валлийских епархий Церкви Англии государственного статуса был отложен почти на 20 лет.
«Чикаго-Ламбетский квадрилатерал»
Развитие контактов между англиканами и другими христианскими церквами требовало от англикан согласованной позиции по богословским вопросам. Однако в самом англиканстве после начала Оксфордского движения разброс мнений между различными течениями лишь возрастал. В 1888 г. III Ламбетская конференция, проходившая под председательством Бенсона, приняла четыре статьи с изложением основных принципов англиканской традиции, которые также рассматривались как возможная база для объединения всех христианских церквей. Статьи получили название «Чикаго-Ламбетский квадрилатерал», поскольку они были изначально предложены Епископальной церковью США на конференции в Чикаго 1886 г.
Согласно квадрилатералу, Священное Писание является высшим авторитетом в вопросах веры; Апостольский и Никео-Константинопольский символы веры выражают её и свидетельствуют о ней; Крещение и Евхаристия, «установленные Самим Христом», должны неотступно совершаться «с употреблением Христовых слов установления и тех вещественных составляющих, которые Он предписал»; управление Церковью и поставление её служителей принадлежит «историческому епископату». Чикаго-Ламбетский квадрилатерал продолжает пользоваться широким признанием среди англикан всего мира и служит одной из основ их конфессиональной идентичности.
Энциклика «Apostolicae curae»
К концу 19 в. британские католики были полностью уравнены в политических правах с прочими жителями страны; ещё в 1850 г. в Великобритании была восстановлена иерархия Римско-католической церкви. Таким образом, основной фокус англиканско-католических отношений сместился из политической области в церковную. При этом относительное число католиков в Англии росло – в основном из-за притока переселенцев из Ирландии. Целый ряд представителей англокатолического течения в Церкви Англии, включая их неформального лидера Ч. Л. Вуда, виконта Галифакса, не скрывали своего стремления к воссоединению Церкви Англии с папством.
Бенсон относился к католичеству с неприязнью, которая распространялась не только на папство, но и на многие аспекты вероучения и практики этой церкви. Обязательная исповедь, принятая у католиков, вызывала у архиепископа резкое отторжение; он считал её «игом, кошмаром, лживым обычаем» (Benson. Vol. 2. 1899. P. 584). В одном из писем митрополиту Платону (Городецкому) Бенсон называл папство «общим врагом» Российской православной церкви и Церкви Англии (Benson. Vol. 2. 1899. P. 157). Тем не менее Бенсон неоднократно высказывал надежду на будущее объединение всех христиан.
В 1894 г. по рекомендации виконта Галифакса Бенсон принял французского католического священника Ф. Порталя, который исследовал вопрос о действительности апостольского преемства в англиканских церквах. Вернувшись из Англии, Порталь встретился с папой Римским Львом XIII и убедил государственного секретаря папского престола кардинала М. Рамполлу написать Бенсону приватное письмо. Оно было выдержано в вежливом тоне, однако содержало мысли о необходимости безусловного подчинения Церкви Англии папству и об отсутствии апостольского преемства у англиканского духовенства. На ситуацию активно влияли архиепископ Вестминстерский кардинал Г. Вон и британский католический епископат, занимавшие твёрдую позицию против сближения католичества и англиканства.
13 сентября 1896 г. Лев XIII издал буллу «Apostolicae curae», в которой объявил все англиканские рукоположения в священный сан «совершенно ничтожными» (Acta Sanctae Sedis. 1896–1897. P. 202), т. е. не делающими человека, над которыми они совершаются, священнослужителем. Эта позиция Римско-католической церкви с того времени не претерпела принципиальных изменений. Уже после смерти Бенсона его преемник Ф. Темпл и архиепископ Йоркский У. Маклаган ответили на эту буллу энцикликой «Saepius officio» (1897), адресованной «епископам вселенской кафолической Церкви» (Responsio Archiepiscoporum Angliae ... 1897).
Последние месяцы жизни и кончина
22 июля 1896 г. Бенсон сочетал браком принцессу Уэльскую Мод и датского принца Карла (будущего короля Норвегии Хокона VII). 16 сентября того же года архиепископ отправился в поездку по Ирландии, в ходе которой завершил работу над книгой о Киприане Карфагенском, над которой трудился много лет. В Ирландии Бенсона застали известия о публикации буллы «Apostolicae curae». На обратном пути, размышляя над ответом на буллу, он 10 октября остановился в валлийской деревне Харден, где имел продолжительную встречу с бывшим премьер-министром У. Гладстоном. Рано утром 11 октября Бенсон отправился в местный приходской храм на раннюю литургию. Вернувшись и позавтракав, архиепископ с супругой решил пойти в церковь ещё раз – на утреню перед поздней литургией. Вскоре после начала службы у Бенсона случился сердечный приступ; архиепископа вынесли из храма, и через несколько минут он скончался.
14 октября тело Бенсона было доставлено в Кентерберийский кафедральный собор, где 16 октября состоялось его погребение. Бенсон стал первым архиепископом Кентерберийским, похороненным в этом соборе со времени Р. Поула, который был погребён здесь в 1558 г.
Семья
Вскоре после начала своей работы в школе Рагби Бенсон сделал предложение своей 12-летней троюродной сестре Мэри (Минни) Сиджвик, которая приходилась сестрой философу и экономисту Г. Сиджвику. Она ответила согласием, и по достижении ею 18-летия они поженились. Свадьба состоялась 23 июня 1859 г. в приходском храме Рагби. Пару сочетал браком Ф. Темпл. В этом браке родилось шесть детей. Мартин (1860–1878) показал себя феноменально одарённым в учёбе, однако скончался, не дожив до 18 лет; Артур Кристофер (1862–1925) стал известным писателем, литературоведом, а также автором фундаментальной биографии своего отца; Мэри Элеанор (Нелли) (1863–1890) стала общественной деятельницей и писательницей, скончалась по неизвестной причине в возрасте 27 лет; Маргарет (Мэгги) (1865–1916) стала писательницей, богословом, педагогом и египтологом; Эдвард Фредерик (1867–1940) стал писателем и археологом; Роберт Хью (1871–1914) стал писателем, в 1895 г. принял сан священника в Церкви Англии, в 1903 г. перешёл в католичество, стал священником (1904) и камергером папы Римского Пия Х (1911). Отношение Бенсона к своим детям не было тёплым. Когда после смерти отца Артур Кристофер обнаружил, что тот бережно хранил их детские письма, то был очень удивлён этим фактом (Newsome. 1980. P. 16).
Все члены семьи архиепископа Бенсона отличались сочетанием незаурядных умственных способностей и большого упорства и трудолюбия. Однако все они, включая архиепископа, страдали той или иной формой психических расстройств, проявлявшихся в жестоких и продолжительных депрессиях, чрезмерном и изнуряющем труде (высказывались предположения, что причиной смерти Мэгги и Роберта стало переутомление), а также, в ряде случаев – в нетрадиционной сексуальной ориентации. Никто из детей Эдварда и Минни Бенсонов не вступил в брак и не имел детей.
Память
Главным наследием Эдварда Бенсона стало широкое распространение рождественской службы «Девяти чтений и гимнов».
Образ архиепископа был увековечен в витраже Труроского собора с изображением сцены закладки этого храма. Мемориальные таблички в честь Бенсона установлены на кафедре Линкольнского собора, в домовом храме школы Рагби, в приходском храме Хардена, где архиепископ скончался. Именем Бенсона названы одна из школ в Труро и студенческий корпус в Веллингтон-колледже. Британский религиозный поэт и композитор А. Эйнджер посвятил Бенсону свой самый известный гимн, «God is working his purpose out» («Бог строит замыслы Свои»).
При жизни архиепископа были изданы его проповеди и наставления. После кончины Бенсона его дети издали главный труд «Жизнь, времена и труды Киприана Карфагенского» (Benson. 1897). Позднее Мэгги Бенсон издала его комментарий на книгу Откровения Иоанна Богослова (Benson. 1900).
Сохранилось множество фотографий и несколько прижизненных портретов Бенсона. Среди них: портрет работы С. Лоренса (1872, в частном собрании), Г. фон Геркомера (1890, Ламбетский дворец), мраморный бюст работы А. Джоя (1885, Ламбетский дворец), гипсовая посмертная маска (1896, Национальная портретная галерея в Лондоне). Над могилой Бенсона в Кентерберийском соборе установлено мраморное надгробие работы Т. Брока (1899). Значительное число фотографий Бенсона опубликовано в 1-м 2-томном издании его биографии (1899).