Архиепископ Кентерберийский
Архиепи́скоп Кентербери́йский (лат. archiepiscopus Cantuariensis, англ. archbishop of Canterbury), правящий архиерей Кентерберийской епархии Церкви Англии, митрополит Кентерберийской (Южной) провинции Церкви Англии, примас Церкви Англии, примас Англиканского содружества. В иерархии государственных сановников Великобритании архиепископ Кентерберийский занимает наивысшее положение, уступая лишь членам королевской фамилии. Резиденции архиепископов Кентерберийских находятся в Кентербери и Лондоне.
Первым архиепископом Кентерберийским и основателем этой кафедры традиционно считается миссионер Августин Кентерберийский, который получил этот титул от папы Григория I Великого. В период Реформации Церковь Англии отделилась от Римско-католической церкви. Архиепископ Томас Кранмер, вступив на кафедру ещё до формального разрыва, стал первым архиепископом вне общения с Римом. Последним архиепископом Кентерберийским под властью папства стал Реджиналд Пол, занимавший кафедру в правление королевы Марии Стюарт и скончавшийся в тот же день, что и она.
За всю историю Кентерберийской кафедры 5 из занимавших её иерархов погибли насильственной смертью. Алфедж был убит викингами 19 апреля 1012 г.; Томас Бекет был убит рыцарями английского короля Генриха II 29 декабря 1170 г.; Симона Садбери убили участники восстания Уота Тайлера 14 июня 1381 г.; Томас Кранмер был осуждён на смерть по обвинению в измене и ереси и казнён 21 марта 1556 г.; Уильям Лод был казнён по приказу парламента в ходе Английской революции 10(20) января 1645 г.
Титул
Полный титул архиепископа Кентерберийского на английском языке – The Most Reverend and the Right Honourable (Name), the Lord Archbishop of Canterbury, Primate of All England and Metropolitan; на русском языке – Высокопреосвященный и Достопочтенный (имя), лорд-архиепископ Кентерберийский, примас всей Англии и митрополит. Именование the Right Honourable не является частью собственно церковного титула: архиепископ Кентерберийский носит его, будучи по должности членом Тайного совета Великобритании.
Обычное обращение к архиепископу Кентерберийскому на английском языке – Your Grace, что традиционно переводится на русский как «Ваша Милость». В палате лордов парламента Великобритании, членом которой архиепископ Кентерберийский является по должности, в третьем лице его называют The Most Reverend Primate, the Archbishop of Canterbury – Высокопреосвященный примас, архиепископ Кентерберийский.
Архиепископ Кентерберийский, как и прочие епископы Церкви Англии, ставя свою подпись, после личного имени вместо фамилии использует название своего кафедрального города, в данном случае – Кентербери (лат. Cantuaria). Это название всегда пишется на латинском языке в сокращённой форме притяжательного прилагательного c двоеточием на конце – Cantuar: (полная форма Cantuariensis, рус. Кентерберийский). При этом личное имя не латинизируется. Например, Р. Уильямс, будучи архиепископом Кентерберийским, подписывался как Rowan Cantuar: (буквально Роуэн Кентерберийский). Непонимание этой формы подписи в России несколько раз приводило к тому, что слово Cantuar принимали за фамилию (например, см. Журнал Московской Патриархии. № 2. Октябрь 1943. С. 19).
Правящий архиерей Кентерберийской епархии
Кафедра архиепископа Кентерберийского находится в кафедральном соборе города Кентербери (официальное название – Собор и Митрополитская Церковь Христа в Кентербери; англ. Cathedral and Metropolitical Church of Christ at Canterbury), известном также как Кентерберийский собор, на юго-востоке Великобритании. Территория Кентерберийской епархии охватывает восточную часть графства Кент. Кентерберийская кафедра была основана в 597 г. Августином Кентерберийским в городе, который на тот момент по-латински назывался Durovernum Cantiacorum (Дуроверн Кентский). По свидетельству Беды Достопочтенного (Historia Ecclesiastica. I. 25–33), король Кента Этельберт разрешил Августину проповедовать среди своих подданных и подарил ему дом в Дуроверне. Ещё с римских времён здесь сохранялась небольшая христианская община вокруг старой церкви Святого Мартина; членом этой общины была супруга короля – христианка Берта, при которой находился епископ из франкской Галлии по имени Лиутард. По мнению многих историков, именно в этом храме в канун Пятидесятницы 597 г. Августин крестил Этельберта, ставшего первым англосаксонским королём-христианином. Данное событие традиционно рассматривают как момент возникновения Кентерберийской кафедры и епархии. Согласно Беде, позже Августин восстановил в Кентербери другую церковь римской эпохи, которая стояла на месте нынешнего Кентерберийского собора. Он «освятил её во имя святого Спасителя, Господа Бога нашего Иисуса Христа, и там же выстроил жильё для себя и своих преемников» (Historia Ecclesiastica. I. 33). Таким образом, Кентерберийская епархия является древнейшей епархией Церкви Англии.
Согласно действующим канонам Церкви Англии (Church of England Canons C 18.4), в качестве правящего архиерея своей епархии архиепископ Кентерберийский имеет все соответствующие права и обязанности, являясь главой епархии в пастырском и административном отношении. В границах епархии ему принадлежит исключительное право «совершать священнодействия хиротонии и конфирмации; определять, устанавливать, контролировать и утверждать все службы в церквах, часовнях, на церковных кладбищах и на местах для погребения; предоставлять разрешения или лицензии на все изменения, добавления, перемещения или починку их стен, конструкций, убранства или мебели; освящать новые церкви, церковные кладбища и места для погребения; по своему усмотрению или по представлению других лиц замещать все свободные бенефиции; через предоставление лицензии допускать ко всем свободным церковным должностям; в сроки, определённые законом или обычаем, совершать визитации с целью получения достаточных сведений относительно положения, благополучия и служебного соответствия духовенства и иных лиц, которых следует визитировать; председательствовать на епархиальном синоде».
Поскольку служение предстоятеля Церкви Англии требует у архиепископа Кентерберийского значительную часть его времени, многими текущими делами епархии руководит епископ-ассистент с титулом «Дуврский»; с 2019 г. эту должность занимает Роуз Хадсон-Уилкин. В период с 1944 по 2009 гг. назначался также второй епископ-ассистент с титулом «Мейдстонский». Непосредственно архиепископу подчиняются также 3 провинциальных епископа-визитатора (англ. provincial episcopal visitor) с титулами «Ричбороский», «Освестрийский» и «Эббсфлитский». Эта должность была учреждена в 1994 г., когда Церковь Англии допустила женщин к сану священника. Они окормляют приходы в составе любых епархий Кентерберийской провинции Церкви Англии, не пожелавшие принимать у себя правящих архиереев из-за того, что те участвовали в рукоположении женщин.
Епархиальные структуры Кентерберийской епархии схожи с соответствующими структурами любой другой епархии. Особую роль играет архиепископский совет. Будучи аналогом постоянного комитета епархиального синода любой другой епархии, архиепископский совет помогает примасу решать вопросы как епархиального, так и общецерковного значения.
Территориально Кентерберийская епархия делится на 3 архидиаконских округа – Кентерберийский, Эшфордский и Мейдстонский. По состоянию на конец 2024 г. в епархии имеется 231 приход, 327 храмов, 103 церковные школы (общеобразовательные школы под управлением Церкви Англии) и один церковный университет.
Митрополит Кентерберийской провинции
Как первоиерарх одной из 2 церковных провинций Церкви Англии, архиепископ Кентерберийский, по канонам (Church of England Canons C 17.2), «в своей провинции всегда имеет митрополичью юрисдикцию, как блюститель всех её церковных дел, дабы исправлять и восполнять недостатки прочих епископов, а во время своих митрополичьих визитаций – обычную юрисдикцию, кроме как над местами и лицами, изъятыми из неё законом или обычаем». Эта юрисдикция осуществляется архиепископом лично или через представителя. Таким образом, во время визитации любой из епархий в составе своей провинции, архиепископ фактически заменяет епархиального архиерея. Однако архиепископ осуществляет визитации не произвольно, но только «в то время и в те места, которые предусмотрены законом или обычаем».
Также архиепископ Кентерберийский на территории своей провинции утверждает формальное избрание кандидатов на епископские кафедры (при этом фактическое назначение новых епархиальных архиереев находится в руках короля), участвует в рукоположении архиереев, принимает апелляции из епархиальных судов (высшая судебная власть по церковным делам также находится в руках короля и осуществляется через Тайный совет), председательствует в провинциальной конвокации, любые деяния которой недействительны без его утверждения. Архиепископ имеет исключительное право допускать к служению в своей провинции священников и диаконов, чей сан признаётся Церковью Англии, но которые были рукоположены вне её, например в других англиканских церквах.
Примас Церкви Англии
Церковная юрисдикция архиепископа Кентерберийского распространяется на обе провинции, составляющие Церковь Англии, – Кентерберийскую (Южную) и Йоркскую (Северную). Характер юрисдикции архиепископа Кентерберийского в Северной провинции менялся в зависимости от эпохи, и ныне сложно с точностью определить, в чём именно состоит «примат» Южного архиепископа над Северным.
В 601 г., когда Кентерберийскую кафедру занимал её основатель Августин, папа Григорий объявил о намерении пожаловать ему архиепископский паллий. Вторым архиепископом предполагалось сделать епископа Эборака (ныне Йорк). Согласно свидетельству Беды Достопочтенного (Historia Ecclesiastica. I. 29), Григорий требовал от архиепископа Йоркского подчиняться Августину, но после его кончины первенство Кентерберийской кафедры должно было иметь номинальный характер как старшей по основанию. Такая неопределённость заложила основание для многовекового соперничества 2 главных английских кафедр.
Первый нормандский архиепископ Кентерберийский Ланфранк стремился свободно управлять обеими провинциями английской церкви. Причин тому было две: необходимость стабилизировать политическое положение на севере страны, грозившем антинормандскими восстаниями, и проведение церковной реформы, необходимость в которой в Англии уже давно ощущалась. В 1072 г. Ланфранку удалось заключить с Йоркским архиепископом Томасом де Байё (Фомой Байоским) т. н. Уинчестерский аккорд – соглашение о каноническом послушании Фомы Кентерберийской кафедре. Однако Фома, ссылаясь на прецедент Августина, принёс клятву послушания лично Ланфранку, но не его преемникам.
Преемник Ланфранка – Ансельм Кентерберийский – также был убеждён в превосходстве Кентерберийской кафедры. В отличие от Ланфранка, стремившегося помочь своему королю в установлении контроля над страной, Ансельм подвёл под примат Кентербери теоретическую базу. Противопоставляя континентальную Европу и Британские о-ва, он развил идею о «другом мире» (лат. alter orbis), в котором английский король – император, а архиепископ Кентерберийский – патриарх. Ансельм снова начал борьбу с Йорком, в которую вовлёк и римское папство. В 1102 г. папа Пасхалий II утвердил его претензии и в следующем году приказал архиепископу Йоркскому Герарду принести Ансельму обещание послушания, которое затем будет распространяться и на преемников Герарда. Однако всего через несколько лет после кончины Ансельма новый архиепископ Йоркский Турстан де Байё отказался принести присягу Кентерберийскому архиепископу Вильгельму де Корбейлю. Последний сумел убедить папу Каликста II сделать его своим легатом в Англии, что поставило Вильгельма выше Турстана, однако это была личная привилегия Вильгельма.
Последняя вспышка внутрицерковного конфликта произошла при архиепископе Кентерберийском Томасе Бекете. Архиепископ Йоркский Роже де Пон л'Эвек (англ. Robert of Bishop's Bridge) отказался приехать на интронизацию Томаса, поскольку не желал давать ему обещание послушания. Подобное положение дел вполне удовлетворяло Генриха II, находившегося в конфликте почти со всем епископатом страны и особенно – с Бекетом. Король добился от папы Александра III назначения Роже легатом, что дало ему некоторое преимущество перед Бекетом. И, хотя папа обставил его легатство многочисленными оговорками, Роже делал всё возможное, чтобы подчеркнуть величие своей кафедры. В 1154 г., когда Кентерберийская кафедра пустовала, он короновал Генриха II. Несколько позже Александр III ясно подтвердил, что право короновать королей Англии принадлежит архиепископу Кентерберийскому – хотя это правило не раз нарушалось самими королями. Преемник Томаса Бекета Ричард стал первым архиепископом Кентерберийским, усвоившим себе титул «примас всей Англии», которым подписывались и его ближайшие преемники Болдуин и Губерт Уолтер. Наконец, в 1353 г. архиепископы Симон Ислип Кентерберийский и Иоанн Торсби Йоркский смогли прийти к соглашению, признав титулы друг друга («примас всей Англии» для Кентербери и «примас Англии» для Йорка).
В период Реформации подчинение Церкви Англии монарху уничтожило почву для споров между двумя архиепископами, поскольку отныне их легитимность опиралась не на традицию или папские решения, но лишь на королевскую волю. Тем не менее старое противостояние выразилось в конфликте между архиепископом Кентерберийским Уильямом Лодом и епископом Линкольнским Джоном Уильямсом. Уильямс в 1634 г. не позволил Лоду провести визитацию своей провинции, ссылаясь на исторические прецеденты. Однако в условиях королевского верховенства в Церкви Англии конфликт носил личный характер и был, по сути, попыткой противодействия Лоду не как архиепископу, а как королевскому фавориту.
После реставрации английской монархии и епископального устройства Церкви Англии в 1660 г. спор между Кентербери и Йорком о первенстве более не возобновлялся. Когда в 1919 г. в Церкви Англии были созданы собственные представительные органы, оба архиепископа стали сопредседателями церковной ассамблеи и, позже, генерального синода.
В 21 в. первенство Кентерберийских архиепископов за пределами Южной церковной провинции в основном носит символический и церемониальный характер. Однако на практике положение примаса всей Англии намного значительнее: он взаимодействует с монархом и ведущими фигурами политической и общественной жизни, играет важную информационную и представительскую роль, а также широко признаётся британским обществом в качестве ведущего религиозного деятеля страны.
Примас Англиканского содружества
Архиепископ Кентерберийский, предстоятель Церкви Англии, по должности является примасом Англиканского содружества. Это его именование не входит в титул архиепископа, поскольку определяется не канонами Церкви Англии или британским правом, а лишь традицией Содружества. В 1930 г. VII Ламбетская конференция назвала церковное общение с Кентерберийской кафедрой критерием принадлежности к англиканству.
В качестве примаса Англиканского содружества архиепископ Кентерберийский служит ключевым фактором англиканской идентичности; созывает Ламбетские конференции, встречи Англиканского консультативного совета, собрания предстоятелей Англиканского содружества и председательствует на них; обращается ко всем англиканам мира с пастырскими посланиями; осуществляет митрополичью юрисдикцию по отношению к нескольким небольшим англиканским церквам, которые, несмотря на автокефальный статус, не имеют достаточно архиереев для поддержания собственной иерархии; выступает в межхристианских и межрелигиозных диалогах на высшем уровне от лица всех англикан; имеет первенство чести среди прочих англиканских епископов как «первый среди равных».
Уставы нескольких англиканских церквей предусматривают возможность непосредственного вмешательства архиепископа Кентерберийского в их внутренние дела. Например, Испанская реформированная епископальная церковь передаёт в ведение архиепископа Кентерберийского все дела веры и церковного устройства, а Церковь провинции Центральной Африки предоставляет ему назначать епископов, если процесс избрания зашёл в тупик. Право созывать Ламбетские конференции также обеспечивает архиепископу Кентерберийскому существенные косвенные полномочия. При возникновении разделений в среде англиканского епископата на одной территории архиепископ Кентерберийский может сам решать, с какой из сторон он состоит в общении, а с какой – нет и, как следствие, кто из конфликтующих епископов будет приглашён на Ламбетскую конференцию. Таких полномочий не имеет более ни один епископ или коллегиальный орган (даже сама Ламбетская конференция) в Англиканском содружестве.
Другие должности
Архиепископ Кентерберийский является канцлером Университета Крайст-Чёрч в Кембридже, председателем правления школы Чартерхаус и Веллингтонского колледжа, а также номинальным главой, членом правления, визитатором или патроном еще нескольких десятков церковных, благотворительных и медицинских учреждений. Он также является визитатором оксфордских Олл-Соулс-колледжа (Всех Душ), Селвин-колледжа, Мертон-колледжа, Уиклиф-холла; кембриджского Ридли-холла; лондонского Кингс-колледжа; Университета Кента и 10 известных общеобразовательных школ, включая кентерберийскую Кингс-скул и Мальборо-колледж.
Архиепископ возглавляет Британский совет церквей, в который входят все основные христианские церкви страны, является сопредседателем Христианско-иудейского совета Великобритании, а также участником многих межхристианских и межрелигиозных диалогов и различных гуманитарных инициатив по всему миру.
Роль в государственных делах
Поскольку Церковь Англии имеет государственный статус, архиепископ Кентерберийский является «первым пэром» королевства и занимает первое место среди сановников Великобритании; выше него находятся лишь члены королевской фамилии, а непосредственно за ним следуют лорд-канцлер и архиепископ Йоркский. Традиционно архиепископ Кентерберийский входит в Тайный совет Великобритании.
Архиепископ Кентерберийский принадлежит к числу 5 архиереев, которые всегда входят в палату лордов Британского парламента – помимо него это архиепископ Йоркский и епископы Лондона, Дарема и Уинчестера, тогда как еще 21 епископское место в верхней палате занимают прочие епархиальные архиереи по старшинству хиротонии. Архиепископ имеет непосредственный доступ к премьер-министру и членам кабинета, до которых может доносить свою точку зрения по любому вопросу.
Архиепископ Кентерберийский возглавляет богослужения по наиболее важным случаям в жизни Соединённого Королевства. Он коронует британских монархов, совершает обряды крещения, конфирмации, брака и погребения для членов королевской фамилии, регулярно встречается и беседует с монархом.
Назначение и отставка
Ключевым итогом Реформации в Англии стал переход права назначения правящих архиереев, включая предстоятеля, от папы Римского к английскому монарху. Ныне корона осуществляет это право через особый государственный орган – Королевскую комиссию по назначениям, учрежденную в 1977 г. Процедура назначения архиепископа Кентерберийского близка к тому, как назначаются другие правящие архиереи Церкви Англии, однако состав комиссии в данном случае особый. Комиссия состоит из 16 человек с правом голоса. Её председатель, мирянин, назначается премьер-министром Великобритании. Также в комиссию входят: от соответствующих палат Генерального синода – 1 епископ, 3 представителя низшего духовенства и 3 мирянина; от Кентерберийской епархии – 6 представителей, которых выбирает местоблюстительский комитет (орган, собираемый в случае вакансии на кафедре) этой епархии, и 1 представитель собрания предстоятелей Англиканского содружества. Членом комиссии по должности является также архиепископ Йоркский; если он желает устраниться от участия (например, если комиссия рассматривает в числе прочих его кандидатуру), на его место палата епископов Генерального синода назначает еще одного представителя-архиерея. Кроме указанных лиц, в комиссию входят 3 человека без права голоса: генеральный секретарь Англиканского консультативного совета, секретарь премьер-министра по назначениям и общий секретарь архиепископов по назначениям. Таким образом, 14 из 16 голосов в комиссии так или иначе определяются органами Церкви Англии.
По результатам обсуждения и голосования Королевская комиссия по назначениям подаёт премьер-министру список из 2 кандидатов, а премьер представляет этот список монарху. Король утверждает первого кандидата из списка (до 2009 премьер мог предложить монарху любого из двух по собственному усмотрению) и особым указом повелевает коллегии каноников Кентерберийского кафедрального собора формально избрать утверждённого кандидата новым архиепископом. Затем избрание утверждается комиссией епархиальных архиереев и избранный архиепископ приносит присягу королю как верховному правителю Церкви Англии. Если кандидат ещё не рукоположен в архиерейский сан, совершается его хиротония. (Последним архиепископом Кентерберийским, который на момент назначения ещё не состоял в архиерейском достоинстве, был Джон Тиллотсон в конце 17 в.) В конце следует торжественная интронизация нового предстоятеля в Кентерберийском соборе. На ней новый архиепископ садится на исторический трон – «кресло Святого Августина» – и приносит архиерейскую присягу на «Кентерберийском Евангелии» – богато иллюстрированной рукописи Евангелия, созданной в Италии в 6 в. и, согласно традиции, принесённой в Англию Августином Кентерберийским.
Должность архиепископа Кентерберийского является пожизненной. До начала 20 в. все архиепископы, за исключением тех, кто был насильно лишён кафедры, занимали её до своей кончины. В 1928 г. архиепископ Рэндалл Дэвидсон решил добровольно уйти на покой. С тех пор все архиепископы, пробыв в своей должности некоторый срок (со 2-й половины 20 в. – примерно 10 лет) также уходили на покой, уступая место преемнику, – кроме У. Темпла, который скоропостижно скончался, будучи архиепископом. Все они, начиная с Дэвидсона, при этом получали личное дворянство и баронский титул, что позволяло бывшим архиепископам сохранить место в палате лордов.
Традицию «десятилетнего правления» пытался нарушить 105-й архиепископ Джастин Уэлби. Он принял кафедру в 2013 г., и ожидалось, что он должен уйти на покой в 2023 г. или 2024 г. Летом 2022 г. Уэлби заявил, что намерен оставаться на кафедре так долго, как это возможно в рамках действующих правил Церкви Англии, т. е. до 70-летнего возраста [Ecclesiastical Offices (Age Limit) Measure. 2017. P. 1, 7]; однако 12 ноября 2024 г. принял решение покинуть пост (Statement from the Archbishop of Canterbury). 4 декабря Ламбетский дворец опубликовал следующее заявление: «С любезного согласия Его Величества Короля последний день пребывания архиепископа Джастина на посту архиепископа Кентерберийского придётся на праздник Богоявления... С этой даты его первосвятительские функции будут делегированы в основном архиепископу Йоркскому, его митрополичьи функции – епископу Лондонскому, а его епархиальные функции – епископу Дуврскому» (Statement from Lambeth Palace). 6 января 2025 г. Джастин Уэлби возложил свой епископский посох на алтарь в часовне Ламбетского дворца, что стало символическим актом, знаменующим завершение его пребывания на посту архиепископа Кентерберийского (Justin Welby's final day as Archbishop of Canterbury).
Именование «архиепископ» в Церкви Англии усваивается иерарху, лишь пока тот занимает соответствующую кафедру. На покое бывший архиепископ именуется просто епископом.
Резиденции
Каноны Церкви Англии требуют от епархиального архиерея проживать на территории своей епархии (Church of England Canons C18.8), делая при этом исключение для тех случаев, когда ему необходимо «исполнять иные обязанности своего служения». Поскольку служение архиепископа Кентерберийского требует его долгого пребывания в столице страны, он имеет 2 резиденции – в Кентербери и Лондоне.
В Кентербери местом пребывания архиепископа считается Старый дворец, расположенный на территории кафедрального собора. Первый дворец на этом месте был построен в 11 в. по инициативе архиепископа Ланфранка. Он много раз перестраивался, пока бо́льшая его часть не была разрушена в ходе Английской революции. Дворец восстановили лишь в 1896 г., и с тех пор архиепископы Кентерберийские регулярно проживали в его стенах.
Основной резиденцией архиепископов Кентерберийских считается Ламбетский дворец в Лондоне. Участок, на котором он стоит, был куплен Кентерберийской епархией около 1200 г. Этот дворец также пострадал в годы Английской революции, но был спешно восстановлен в 1663 г. стараниями архиепископа Уильяма Джаксона. В 1834 г. к дворцовому комплексу был добавлен ряд новых элементов. Рядом с основным комплексом зданий расположено построенное в 2021 г. здание Библиотеки Ламбетского дворца. Эта библиотека имеет публичный статус, который ей придал в 1610 г. архиепископ Ричард Бэнкрофт. В её основе лежат частные коллекции книг и документов архиепископов Кентерберийских, которые начали собираться в Ламбетском дворце с момента его основания. В настоящее время библиотека содержит более 120 тыс. печатных книг и большое число рукописей и архивных документов.
Список архиепископов Кентерберийских
В историографии Кентерберийской кафедры выделяют 4 крупных периода:
Англосаксонский – от нормандского завоевания до начала Реформации в Англии.
От начала Реформации в Англии до Елизаветинского религиозного урегулирования.
От урегулирования до Английской революции.
От реставрации монархии и епископального устройства Церкви Англии до настоящего времени.
В таблице указаны традиционные датировки правления архиепископов Кентерберийских. Не существует точных критериев того, что считать формальной датой начала правления. Это может быть момент перевода номинации иерарха монархом, избрание его капитулом Кентерберийского собора, архиерейская хиротония или интронизация в Кентерберийском соборе – там, где это точно известно, характер даты указан. Такая ситуация связана с тем, что в каждом отдельном случае важность того или иного этапа назначения нового архиепископа на кафедру может отличаться. Например, Джордж Кэри был номинирован Королевской комиссией по назначениям за несколько месяцев до отставки своего предшественника Роберта Ранси, и в его случае номинация не воспринималась как начало правления.
Курсивом указаны лица, которые, будучи назначены на кафедру, по разным причинам не входят в традиционный перечень архиепископов Кентерберийских, а также периоды, когда кафедра подолгу пустовала.
Имена архиепископов дореформационного периода указаны в традиционном написании (Августин вместо Огастин, Иоанн вместо Джон и т. п.), поскольку в этот период языком Церкви Англии была латынь и имена в письменных источниках давались в латинской форме; в русской исторической литературе встречаются различные формы написания этих имен.
№ | Начало правления | Конец | Имя | До занятия кафедры | Дополнительные сведения | ||
Англосаксонский период | |||||||
1 | 597 (архиепископ с 601) | 26 мая 604 или 605 | Августин | Глава миссии папы Григория Великого | Канонизирован | ||
2 | Около 604 | 2 февраля 619 | Лаврентий | Участник миссии папы Григория Великого | Канонизирован | ||
3 | 619 | 24 февраля 624 | Меллит | Епископ Лондонский | Канонизирован | ||
4 | 624 | 10 ноября между | Юст | Епископ Рочестерский | Канонизирован | ||
5 | 627 | 30 сентября 653 | Гонорий | Участник миссии папы Григория Великого | Канонизирован | ||
6 | Март 655 | 14 июля 664 | Деусдедит | Монах-бенедиктинец, до избрания на кафедру носил имя Фритон | Первый англосакс на Кентерберийской кафедре, канонизирован | ||
| 14 июля 664 | около 666 | Кафедра оставалась свободной | ||||
Около 666 | 668 | Вигхерд | Скончался в Риме до рукоположения | ||||
7 | 26 марта 668 | 19 сентября 690 | Феодор Тарсский | Монах в одном из римских монастырей | Родом из Малой Азии, канонизирован | ||
8 | 29 июня 693 | 13 января 731 | Бертвальд | Аббат монастыря в Рекульвере | Канонизирован | ||
9 | 10 июня 731 | 30 июля 734 | Татвин | Монах-бенедиктинец | Канонизирован | ||
10 | 735 | 17 октября 739 | Нотхельм | Архипресвитер собора Святого Павла в Лондоне | Канонизирован | ||
11 | Около 740 | 26 октября 760 | Кутберт | Епископ Херефордский (возможно) | Канонизирован | ||
12 | 27 сентября 761 | 764 | Бреговин | Нет сведений | Канонизирован | ||
13 | 2 февраля 765 | 12 августа 792 | Ианберт | Аббат монастыря Святого Августина в Кентербери | Канонизирован | ||
14 | 21 июля 793 | 12 мая 805 | Этельгард | Аббат монастыря в Луте | Канонизирован | ||
15 | Между августом и ноябрём 805 | 21 марта 832 | Вульфред | Архидиакон Кентерберийского собора |
| ||
16 | 8 июня 832 | 30 августа 832 | Феологильд | Аббат неизвестного монастыря в Кенте |
| ||
17 | Около 27 июля 833 | 4 февраля 870 | Кеолнот | Декан Кентерберийского собора (возможно) |
| ||
18 | 870 | 30 июня 888 | Этельред | «Епископ Уилтшира» (вероятно, епископ Солсберийский) |
| ||
19 | 890 | 2 августа 914 или 923 | Плегмунд | Учёный монах при дворе Альфреда Великого | Канонизирован | ||
20 | Между 923 и 925 | 8 января 926 | Ательм | Епископ Батский и Уэлский |
| ||
21 | Около 926 | 12 февраля 941 | Вульфхельм | Епископ Батский и Уэлский |
| ||
22 | 941 | 2 июня 958 | Ода | Епископ Рамсберийский | Канонизирован | ||
23 | 958 | 959 | Эльфсиге | Епископ Уинчестерский | Скончался на пути в Рим | ||
24 | 959 | 959 (смещён) | Биртхельм | Епископ Батский и Уэлский | После смещения возвращён на Батскую и Уэлскую кафедру | ||
25 | 959 | 19 мая 988 | Дунстан | Епископ Лондонский | Канонизирован | ||
26 | 988 | Февраль 990 | Этельгар | Епископ Селсийский (Чичестерский) |
| ||
27 | 990 | 28 октября 994 | Сигерик Серьёзный | Епископ Рамсберийский |
| ||
28 | 21 апреля 995 (избран) | 16 ноября 1005 | Эльфрик Абингдонский | Епископ Уинчестерский | Канонизирован | ||
29 | 1006 | 19 апреля 1012 | Алфедж | Епископ Уинчестерский | Канонизирован | ||
30 | 1013 | 12 июня 1020 | Лифинг | Епископ Батский и Уэлский |
| ||
31 | 13 ноября 1020 | Между 29 октября и 1 ноября 1038 | Этельнот | Декан Кентерберийского собора | Канонизирован | ||
32 | 1038 | 29 октября 1050 | Эадсиге | Епископ-суффраган при архиепископе Этельноте | Канонизирован | ||
33 | Март 1051 | Сентябрь 1052 (смещён) | Роберт Жюмьежский | Епископ Лондонский |
| ||
34 | 1052 | 11 апреля 1070 (смещён) | Стиганд | Епископ Уинчестерский | Одновременно занимал 2 кафедры – Уинчестерскую и Кентерберийскую; смещён с обеих | ||
Период от нормандского завоевания | |||||||
35 | 29 августа 1070 | 28 мая 1089 | Ланфранк | Аббат монастыря Святого Стефана в Кане |
| ||
36 | 4 декабря 1093 | 21 апреля 1109 | Ансельм | Аббат монастыря Ле-Бек | Канонизирован | ||
| 21 апреля 1109 | 26 апреля 1114 | Кафедра оставалась свободной | ||||
37 | 26 апреля 1114 (избран) | 2 октября 1122 | Ральф д’Эскюр | Епископ Рочестерский |
| ||
38 | 18 февраля 1123 | 21 ноября 1136 | Вильгельм де Корбейль | Аббат монастыря Святой Оситы в Эссексе |
| ||
| 21 ноября 1136 | 8 января 1139 | Кафедра оставалась свободной | ||||
39 | 8 января 1139 | 18 апреля 1161 | Теобальд Бекский | Аббат монастыря Ле-Бек |
| ||
| 18 апреля 1161 | 3 июня 1162 | Кафедра оставалась свободной | ||||
40 | 3 июня 1162 | 29 декабря 1170 | Томас Бекет | Архидиакон Кентерберийский, лорд-канцлер Англии | Канонизирован | ||
1173 | 1173 | Роже де Байёль | Аббат монастыря Ле-Бек | Не принял своего избрания на кафедру | |||
41 | 7 апреля 1174 | 16 февраля 1184 | Ричард Дуврский | Приор монастыря Святого Мартина в Дувре |
| ||
42 | Декабрь 1184 | Ноябрь 1190 | Болдуин Фордский | Епископ Вустерский |
| ||
27 ноября 1191 (избрание) | 26 декабря 1191 | Реджинальд фитц Жоселин | Епископ Батский и Уэлский | Избрание опротестовано, умер до окончания разбирательства | |||
| 26 декабря 1191 | 29 мая 1193 | Кафедра оставалась свободной | ||||
43 | 29 мая 1193 | 13 июля 1205 | Губерт Уолтер | Епископ Солсберийский |
| ||
Между июлем и октябрем 1205 (номинирован) | Между октябрем и декабрем 1206 | Регинальд | Вице-приор капитула Кентерберийского собора | Номинация аннулирована папством | |||
11 декабря 1205 (избран) | около 30 марта 1206 | Иоанн де Грей | Епископ Нориджский | Избрание не признано папством | |||
44 | 17 июня 1207 | 9 июля 1228 | Стефан Лангтон | Кардинал-пресвитер Сан-Кризогоно | Кардинал (1206) | ||
3 августа 1228 (избран) | январь 1229 | Уолтер д’Эйншем | Монах монастыря при Кентерберийском соборе | Избрание не признано папством и королём | |||
45 | 10 июня 1229 | 3 августа 1231 | Ричард ле Грант | Канцлер Линкольнской епархии |
| ||
22 сентября 1231 (номинирован) | 20 декабря 1231 | Ральф Невилл | Епископ Чичестерский | Номинация аннулирована папством | |||
16 марта 1232 (избран) | 12 июня 1232 | Иоанн Ситтингборнский | Приор монастыря при Кентерберийском соборе | Избрание не признанно папством | |||
26 августа 1232 (избран) | 1 июня 1233 | Иоанн Бланд | Каноник Чичестерского собора | Избрание аннулировано папством с согласия Бланда | |||
46 | 2 апреля 1234 | 16 ноября 1240 | Эдмунд Абингдонский | Пребендарий Солсберийского собора | Канонизирован | ||
47 | 1 февраля 1241 | 14 июля 1270 | Бонифаций Савойский | Епископ Белле, Бургундия | Беатифицирован | ||
9 сентября 1270 (избран) | лето 1272 | Вильгельм Чилленден | Приор монастыря при Кентерберийском соборе | Избрание не признано папством | |||
48 | 26 февраля 1273 | 5 июня 1278 | Роберт Килуордби | Глава Английской провинции Доминиканского ордена | Кардинал (1278); став кардиналом, отказался от кафедры | ||
Июнь или июль 1278 (номинирован) | январь 1279 | Роберт Бернелл | Епископ Батский и Уэлский, лорд-канцлер Англии | Номинация аннулирована папством | |||
49 | 19 февраля 1279 | 8 декабря 1292 | Иоанн Пеккам | Глава Английской провинции Францисканского ордена |
| ||
50 | 12 сентября 1294 | 11 мая 1313 | Роберт Уинчелси | Архидиакон Эссекский |
| ||
28 мая 1313 (избран) | 1 октября 1313 | Фома Кобем | Архидиакон Льюисский | Избрание отменено папством по просьбе короля Англии | |||
51 | 1 октября 1313 | 16 ноября 1327 | Вальтер Рейнольдс | Епископ Вустерский, лорд-канцлер Англии |
| ||
52 | 5 июня 1328 | 12 октября 1333 | Симон Мепегем | Каноник Чичестерского собора |
| ||
53 | 3 ноября 1333 (номинирован) | 23 августа 1348 | Иоанн де Стратфорд | Епископ Уинчестерский, лорд-канцлер Англии |
| ||
24 сентября 1348 (номинирован) | 20 мая 1349 | Иоанн де Уффорд | Декан Линкольнского собора | Скончался до архиерейской хиротонии | |||
54 | 19 июля 1349 | 26 июля 1349 | Фома Брадвардин | Декан Линкольнского собора | Скончался через несколько дней после принятия кафедры | ||
55 | 20 декабря 1349 | 26 апреля 1366 | Симон Ислип | Архидиакон Кентерберийский |
| ||
Май 1366 (избран) | Май 1366 | Вильгельм Эдингтон | Епископ Уинчестерский | Не принял своего избрания и остался на Уинчестерской кафедре | |||
56 | 24 июля 1366 | 28 ноября 1368 | Симон Лангем | Епископ Илийский | Кардинал (1368); став кардиналом, отказался от кафедры; был избран вторично (1374), но это избрание не было утверждено папством | ||
57 | 11 октября 1368 | Июнь 1374 | Вильгельм Уиттлси | Епископ Вустерский |
| ||
58 | 4 мая 1375 | 14 июня 1381 | Симон Садбери | Епископ Лондонский, лорд-канцлер Англии |
| ||
59 | 31 июля 1381 | 31 июля 1396 | Вильгельм Кортни | Епископ Лондонский, лорд-канцлер Англии |
| ||
60 | 25 сентября 1396 | 1397 | Фома Арундел | Архиепископ Йоркский, лорд-канцлер Англии | Оставил кафедру из-за политических обвинений, позже вернулся на неё | ||
61 | 8 ноября 1397 (номинирован) | 19 октября 1399 | Рогер Уолден | Архидиакон Уинчестерский, декан Йоркский, лорд-казначей Англии | Лишён кафедры после возвращения Арундела; никогда не принимал архиерейской хиротонии | ||
(60) | 19 октября 1399 | 19 февраля 1414 | Фома Арундел | Занял кафедру во 2-й раз | |||
62 | 12 марта 1414 | 25 мая 1452 | Генрих Чичели | Епископ Сент-Дейвидский |
| ||
63 | 13 мая 1443 | 25 мая 1452 | Иоанн Стаффорд | Епископ Батский и Уэлский, лорд-канцлер Англии |
| ||
64 | 21 июля 1452 | 22 марта 1454 | Иоанн Кемп | Архиепископ Йоркский, лорд-канцлер Англии, кардинал-пресвитер Санта-Бальбина | Кардинал (1439) | ||
65 | 23 апреля 1454 | 30 марта 1486 | Фома Буршье | Епископ Илийский, лорд-канцлер Англии | Кардинал (1467) | ||
66 | 6 октября 1486 | 15 сентября 1500 | Иоанн Мортон | Епископ Илийский, лорд-канцлер Англии | Кардинал (1493) | ||
22 января 1501 (избран) | 27 января 1501 | Фома Лангтон | Епископ Уинчестерский | Скончался через несколько дней после избрания | |||
67 | 26 апреля 1501 | 15 февраля 1503 | Генрих Дин | Епископ Солсберийский, |
| ||
Период от начала Реформации в Англии | |||||||
68 | 29 ноября 1503 | 22 августа 1532 | Уильям Уорхэм | Епископ Лондонский, лорд-хранитель большой печати |
| ||
69 | 30 марта 1533 | 13 ноября 1553 | Томас Кранмер | Архидиакон Тонтонский | Лишён кафедры (1553), сана (1555) и позже казнён (1556) | ||
70 | 22 марта 1556 (номинирован 28 ноября 1553) | 17 ноября 1558 | Реджинальд Поул | В эмиграции из Англии (1536–1554) | Последний архиепископ Кентерберийский под юрисдикцией папства | ||
Период от Елизаветинского религиозного урегулирования | |||||||
71 | 17 декабря 1559 | 17 мая 1575 | Мэттью Паркер | Декан Линкольнского собора |
| ||
72 | 29 декабря 1575 (номинирован) | 6(16) июля 1583 | Эдмунд Гриндал | Архиепископ Йоркский |
| ||
73 | 14 (24) августа 1583 (номинирован) | 29 февраля (10 марта) 1604 | Джон Уитгифт | Епископ Вустерский |
| ||
74 | 9(19) октября 1604 (номинирован) | 2(12) ноября 1610 | Ричард Бэнкрофт | Епископ Лондонский |
| ||
75 | 4(14) марта 1611 (номинирован) | 4(14) августа 1633 | Джордж Эббот | Епископ Лондонский |
| ||
76 | 6(16) августа 1633 (номинирован) | 10(20) января 1645 | Уильям Лод | Епископ Лондонский | Казнён без лишения кафедры; канонизирован Церковью Англии | ||
| 10(20) января 1645 | 3(13) сентября 1660 | Епископальное устройство Церкви Англии упразднено | ||||
77 | 3(13) сентября 1660 (номинирован) | 4(14) июня 1663 | Уильям Джаксон | Епископ Лондонский |
| ||
78 | 14(24) июня 1663 (номинирован) | 9(19) ноября 1677 | Гилберт Шелдон | Епископ Лондонский |
| ||
79 | 27 января (6 февраля) 1678 | 1(11) февраля 1690 | Уильям Санкрофт | Декан Лондонского собора Святого Павла | Лишён кафедры | ||
80 | 31 мая (10 июня) 1691 | 22 ноября (2 декабря) 1694 | Джон Тиллотсон | Декан Лондонского собора Святого Павла |
| ||
81 | 6(16) декабря 1694 (номинирован) | 14(24) декабря 1715 | Томас Тенисон | Епископ Линкольнский |
| ||
82 | 27 декабря 1715 (7 января 1716) (номинирован) | 24 января (4 февраля) 1737 | Уильям Уэйк | Епископ Линкольнский |
| ||
83 | 12 (23) февраля 1737 (номинирован) | 10(21) октября 1747 | Джон Поттер | Епископ Оксфордский |
| ||
84 | 21 октября (1 ноября) 1747 (номинирован) | 13 марта 1757 | Томас Херринг | Архиепископ Йоркский |
| ||
85 | 2 апреля 1757 (номинирован) | 19 марта 1758 | Мэтью Хаттон | Архиепископ Йоркский |
| ||
86 | 30 марта 1758 (номинирован) | 3 августа 1768 | Томас Секкер | Епископ Оксфордский |
| ||
87 | 12 августа 1768 (номинирован) | 19 марта 1783 | Фредерик Корнуоллис | Епископ Личфилдский |
| ||
88 | 1 апреля 1783 (номинирован) | 18 января 1805 | Джон Мур | Епископ Бангорский |
| ||
89 | 2 февраля 1805 (номинирован) | 21 июля 1828 | Чарлз Мэннерс-Саттон | Епископ Нориджский |
| ||
90 | 4 августа 1828 (номинирован) | 11 февраля 1848 | Уильям Хоули | Епископ Лондонский |
| ||
91 | 22 февраля 1848 (номинирован) | 6 сентября 1862 | Джон Самнер | Епископ Честерский |
| ||
92 | 20 октября 1862 (номинирован) | 27 октября 1868 | Чарлз Лонгли | Архиепископ Йоркский |
| ||
93 | 28 ноября 1868 (номинирован) | 3 декабря 1882 | Арчибальд Тэйт | Епископ Лондонский |
| ||
94 | 18 января 1883 (номинирован) | 11 октября 1896 | Эдвард Бенсон | Епископ Труроский |
| ||
95 | 9 ноября 1896 (номинирован) | 22 декабря 1902 | Фредерик Темпл | Епископ Лондонский |
| ||
96 | 14 января 1903 (номинирован) | 12 ноября 1928 | Рэндалл Дэвидсон | Епископ Уинчестерский | Ушёл на покой | ||
97 | 13 ноября 1928 (номинирован) | 31 марта 1942 | Космо Гордон Ланг | Архиепископ Йоркский | Ушёл на покой | ||
98 | 1 апреля 1942 (номинирован) | 26 октября 1944 | Уильям Темпл | Архиепископ Йоркский | Скоропостижно скончался | ||
99 | 12 января 1945 (номинирован) | 31 мая 1961 | Джеффри Фишер | Епископ Лондонский | Ушёл на покой | ||
100 | 1 января 1961 (номинирован) | 15 ноября 1974 | Майкл Рамсей | Архиепископ Йоркский | Ушёл на покой | ||
101 | 18 ноября 1974 (номинирован) | 25 января 1980 | Доналд Когган | Архиепископ Йоркский | Ушёл на покой | ||
102 | 1 февраля 1980 (номинирован) | 31 января 1991 | Роберт Ранси | Епископ Сент-Олбанский | Ушёл на покой | ||
103 | 19 апреля 1991 (интронизирован) | 31 октября 2002 | Джордж Кэри | Епископ Батский и Уэлский | Ушёл на покой | ||
104 | 2 декабря 2002 | 31 декабря 2012 | Роуэн Уильямс | Епископ Монмутский Церкви в Уэльсе | Ушёл на покой | ||
105 | 4 февраля 2013 | 6 января 2025 | Джастин Уэлби | Епископ Даремский | Объявил об уходе с поста 12 ноября 2024 |