Тейт Арчибалд Кэмпбелл
Тейт А́рчибалд Кэ́мпбелл (Archibald Campbell Tait) (21.12.1811, Эдинбург – 3.12.1882, дворец Аддингтон, Лондон), британский церковный и государственный деятель, клирик Церкви Англии. Декан Карлайлского кафедрального собора (1849–1856), епископ Лондонский (1856–1868), 93-й архиепископ Кентерберийский (1868–1882).
Ранние годы
Арчибалд Кэмпбелл Тейт родился в семье землевладельца Крофорда Тейта и его супруги Сюзан (урождённая Кэмпбелл) – дочери председателя Верховного гражданского суда Шотландии (Сессионного суда) И. Кэмпбелла, лорда Саккота. Семья Тейтов общалась со многими известными людьми своего времени – в частности, Крофорд дружил с Р. Бёрнсом. Арчибалд был девятым и последним ребёнком в семье. Его старшими братьями и сёстрами были: Джон, Сюзан Мюррей, Джеймс Кэмпбелл, Шарлотта Мердок, Анна Мэри, Томас Форсайт, Крофорд и Илай Кэмпбелл.
Арчибалд был крещён в главном храме страны – Эдинбургском соборе Святого Эгидия. Семейство Тейт принадлежало к Церкви Шотландии, однако Крофорд Тейт, будучи набожным человеком, скептически относился к различию христианских исповеданий. Арчибалд унаследовал его широкие взгляды. Он никогда не принимал конфирмации по пресвитерианскому обряду и никогда не причащался в Церкви Шотландии (см.: Davidson. 1891. Vol. 1. P. 37–38).
Детство Арчибалда было трудным: он страдал врождённой косолапостью, потребовавшей длительного и болезненного лечения, а в возрасте 10 лет пережил тяжёлую скарлатину, от которой умер его любимый брат Илай.
Несмотря на финансовые трудности семьи, Арчибалд получил очень хорошее образование. В 1821 г. он был принят в Королевскую школу Эдинбурга – самое престижное среднее учебное заведение Шотландии. В 1824 г. в Эдинбурге открылась новая частная школа высокого уровня с углублённым изучением классических языков – Эдинбургская академия. Арчибалд сразу же перешёл в эту школу и вскоре официально занял в ней место лучшего ученика (лат. dux). В октябре 1827 г. он поступил в Университет Глазго, где заслужил ряд академических поощрений, включая высшую университетскую награду – Снелловскую стипендию. Она давала право бесплатно учиться в оксфордском Баллиол-колледже, куда Тейт отправился в октябре 1830 г. В Оксфорде он вновь показал выдающиеся академические успехи. В конце 1834 г. Тейт стал членом своего колледжа, а в 1835 г. ему предложили место преподавателя.
Священник
Для того чтобы преподавать в Баллиол-колледже, нужно было быть англиканским священнослужителем. Ещё в Эдинбургской академии Тейт стал склоняться к англиканству и вскоре после прибытия в Оксфорд был принят в Церковь Англии через конфирмацию. 29 мая 1836 г. епископ Оксфордский Р. Багот рукоположил Тейта в сан диакона. В начале 1838 г. Тейт стал священником, получив назначение в небольшой и бедный приход в деревне Балдон близ Оксфорда. Тогда же ему предложили кафедру профессора моральной философии в Университете Глазго. Подобно тому как английские университеты в ту эпоху требовали от студентов и преподавателей принятия исповедания Церкви Англии (39 Артикулов веры), условием преподавания в шотландских университетах было принятие официальной доктрины пресвитерианской Церкви Шотландии – Вестминстерского исповедания.
Период пребывания Тейта в Оксфорде совпал со становлением Оксфордского движения. Двое видных членов движения – Ф. Оукли и У. Уорд – были членами Баллиол-колледжа. Вначале Тейт занимал по отношению к оксфордцам нейтральную позицию. Хотя и не поддерживая их аргументы, Тейт ценил многих из них за учёность и искренность. Перелом в его отношении наступил в 1841 г., когда вышла последняя, 90-я публикация из издававшихся оксфордцами серии «Заметки о наших временах» (англ. «Tracts for the Times», что дало движению название «Трактарианское»). Она была написана лидером движения Дж. Г. Ньюменом. Ньюмен попытался истолковать 39 Артикулов так, чтобы продемонстрировать их совместимость с католическим вероучением. Тейт высоко ценил широту формулировок 39 Артикулов, однако увидел в работе Ньюмена сознательную манипуляцию, попытку приписать тексту англиканского исповедания веры смысл прямо противоположный его буквальному прочтению. 8 марта 1841 г. вместе с тремя другими оксфордскими учёными (Т. Чертоном, Г. Уилсоном и Дж. Гриффитсом) он направил автору заметки письмо с изложением своей позиции. «Письмо четырёх тьюторов» встретило широкую поддержку в Оксфорде и снискало Тейту известность умеренного, но твёрдого защитника англиканской ортодоксии.
Отчасти благодаря письму в июле 1842 г. Тейт был назначен директором основанной в 16 в. школы в Рагби. До Тейта её возглавлял священник Т. Арнолд, который провёл в ней глубокие реформы, превратившие школу в одну из наиболее престижных в стране; при этом сын Арнолда, Мэтью, был студентом Тейта в Баллиол-колледже. Во главе школы Тейт не смог сравняться со своим предшественником. Кроме того, в 1848 г. он перенёс тяжёлую болезнь, подорвавшую его силы. В октябре 1849 г. Тейт был назначен деканом Карлайлского кафедрального собора – это рассматривалось как своего рода почётная пенсия, т. к. перспективы его полного выздоровления казались сомнительными. Он вступил в должность 5 января 1850 г., а в начале мая оставил школу и вместе с семьёй переехал в Карлайл. Вопреки ожиданиям, Тейт восстановил свои силы и в начале 1850-х гг. по просьбе премьер-министра Великобритании графа Дж. Рассела принял участие в подготовке реформы Оксфордского университета (1854), которая ослабила его связи с Церковью Англии в пользу большей светскости.
Весной 1856 г. в семье Тейта случилась трагедия. От скарлатины практически одновременно умерли 5 из 7 его детей; им было от 2 до 10 лет. Печальное событие привлекло к Тейту сочувствие многих англичан, включая государственное руководство (соболезнования выразила королева Виктория), и углубило личную религиозность Тейта.
Епископ Лондонский
Через 5 месяцев после смерти детей премьер-министр Г. Темпл, виконт Палмерстон, предложил Тейту кафедру епископа Лондонского, и тот ответил согласием. Лондонская кафедра была третьей по важности в Церкви Англии (после архиепископских кафедр Кентербери и Йорка), и назначение на неё человека, который прежде не имел опыта архиерейства, являлось большой редкостью – с середины 17 в. случай Тейта был вторым. Епископская хиротония Тейта состоялась в королевской капелле на улице Уайтхолл в Лондоне 22 ноября 1856 г.
На протяжении всей 2-й половины 19 в. Лондон оставался крупнейшим городом земного шара. Его население в 1801–1851 гг. выросло более чем в 2,5 раза – с 1,1 млн до 2,5 млн человек. За время пребывания Тейта на Лондонской кафедре число жителей британской столицы увеличилось ещё почти на 1 млн человек. В Лондоне проживали одни из самых богатых людей мира, однако подавляющая часть горожан жила в бедности, а многие – в полной нищете. Детская смертность в 1850–1860-х гг. была около 20 % – немногим выше, чем в Средние века. Средняя продолжительность жизни лондонцев составляла 37 лет, а в среде рабочих этот показатель не превышал 19 лет.
Религиозно-нравственный уровень жителей столицы также был очень низок. Большинство рабочих составляли приезжие из других частей Англии, а также из Ирландии. Несмотря на строительство храмов в бедных районах, многие из их жителей совершенно утратили связь с Церковью и никогда не посещали богослужения. Тейт продолжал открывать новые приходы, однако также начал лично проповедовать под открытым небом в наиболее бедных и людных местах города. По его предложению был создан Фонд епископа Лондонского, который поддерживал духовенство в бедных приходах и миссионеров-мирян, посещавших бедняков в их жилищах. В нарушение традиций Церкви Англии Тейт поддержал инициативу англоевангеликов, которые снимали помещения театров и складов, чтобы проводить там воскресные службы. Несмотря на своё неприятие Оксфордского движения, Тейт допускал использование зрелищной средневековой обрядности, которая была более понятна беднякам, нежели проповеди в протестантском духе; он также отдавал должное священникам-англокатоликам (Ч. Лаудер, А. Маконоки), которые служили в самых мрачных трущобах столицы. Тейт поддержал восстановление монашества среди англикан (при условии, что обеты не будут пожизненными). В 1861 г. он посвятил первую диаконису в истории Церкви Англии – Э. Ферард. Всё это навлекло на Тейта обвинения в том, что он изменил своим убеждениям и встал на сторону «ритуалистов».
В марте 1860 г. под заголовком «Essays and Reviews» вышел сборник статей нескольких англиканских богословов, в известной мере представлявший собой ответ на книгу «Происхождение видов» Ч. Дарвина, которая была впервые опубликована за несколько месяцев до того. Его авторы, среди которых были англиканские священники, позитивно оценивали многие концепции науки того времени, включая концепцию эволюции и библейскую критику. Большинство епископата Церкви Англии резко осудило издание, а его авторов обвинили в ереси. Среди них были двое учеников Тейта (Б. Джоуэтт и Ф. Темпл, будущий архиепископ Кентерберийский). В ходе разразившегося скандала Тейт принял и выслушал их, а затем поддержал решение Высшего суда Великобритании (Судебного комитета Тайного совета) снять обвинения в ереси. В дальнейшем, однако, Тейт всё равно подписал декларацию английского епископата, осуждавшую альманах, но правовых последствий она не имела.
Поскольку епископ Лондонский традиционно отвечал за заграничные структуры Церкви Англии, Тейт оказался непосредственно втянут в спор вокруг Дж. Коленсо – епископа Натала (Южная Африка). Коленсо поставил под сомнение распространённое в его время понимание отдельных религиозных концепций (в первую очередь первородного греха) и европейских этических норм, таких как моногамия. В 1863 г. местный собор англиканских епископов низложил Коленсо, заявив, что, поскольку англиканская Церковь в Южной Африке не имеет государственного статуса, она вправе замещать архиерейские кафедры по своему усмотрению. Однако Коленсо ответил, что был назначен на кафедру королевским указом и не признаёт над собой иной власти, кроме британского монарха. Тейт поддержал Коленсо – не из сочувствия к его позиции, а потому, что в принципе не поддерживал идею слишком широкой автономии колониальных архиереев. В результате на сторону Коленсо встал британский суд. Однако епископ Кейптауна и фактический глава англикан Южной Африки Р. Грей отлучил Коленсо от Церкви и рукоположил вместо него епископа У. Макрори, который стал первым англиканским епископом в британских владениях, назначенным без санкции монарха. До смерти Коленсо в 1883 г. в Натале сохранялся внутриангликанский раскол, поскольку оба епископа имели своих последователей.
Архиепископ Кентерберийский
За время пребывания на Лондонской кафедре здоровье Тейта существенно ухудшилось. В 1862 г. премьер-министр Г. Темпл предложил ему более престижное, но и более спокойное место архиепископа Йоркского; Тейт ответил отказом. После кончины архиепископа Ч. Лонгли он по личному настоянию королевы Виктории занял Кентерберийскую кафедру. Назначение подписано 13 ноября 1868 г., а интронизация прошла в феврале 1869 г. Тейт был первым шотландцем, когда-либо занимавшим Кентерберийскую кафедру.
Первой серьёзной проблемой, с которой столкнулся Тейт в качестве примаса Церкви Англии, стал ирландский церковный вопрос. Англиканская Церковь Ирландии имела в этой части Великобритании государственный статус – такой же, как Церковь Англии на территории Англии. Все ирландцы были обязаны платить англиканскому духовенству церковную десятину. Но если Церковь Англии во 2-й половине 19 в. номинально объединяла значительное большинство англичан, то Церковь Ирландии уступала по численности не только католикам, но и протестантам своей страны – к ней принадлежало не более 11 % ирландцев. Ещё в 1833 г. британское правительство уменьшило число англиканских епархий в Ирландии с 26 до 14 и секуляризировало часть церковных земель. В 1869 г. либеральный кабинет премьер-министра У. Гладстона лишил Церковь Ирландии её государственного статуса, сделав Ирландию в составе Соединённого Королевства формально светской страной.
Позиция Тейта по ирландскому вопросу не отличалась последовательностью. Как политический либерал, он осознавал ненормальность церковной ситуации в Ирландии, но одновременно считал, что отделение Церкви от государства означает отделение политики от нравственности, отказ власти от любых моральных обязательств. Изначально он даже предлагал придать Римско-католической церкви в Ирландии некий особый официальный статус. Вера Тейта в национальную роль Церкви выразилась также в его поддержке Акта о начальном образовании (1870), по которому начальные школы, принадлежавшие Церкви Англии, интегрировались в создаваемую государственную систему образования. В её рамках эти школы получали доступ к финансированию за счёт налогов, сохраняя при этом англиканский характер.
После того как Тейт покинул Лондонскую кафедру, его отношения с «Высокой церковью» (в новом значении этого термина, т. е. с англокатоликами) стали обостряться. Во-первых, требования англокатоликов большей независимости Церкви Англии от государства подрывали идею национальной Церкви, которой Тейт дорожил. Он позитивно оценивал тот факт, что высшая власть над Церковью Англии фактически находилась в руках британского парламента. Архиепископ полагал, что это не позволяет превратить Церковь в клерикальную корпорацию – к чему, по его мнению, стремились англокатолики. Во-вторых, Тейт, несмотря на свою широкую терпимость к богословскому разномыслию, выступал против серьёзных изменений во внешних обрядах англиканского богослужения; он был не против некоторых средневековых обрядов, но прямое копирование римско-католической богослужебной практики, чем занимались некоторые англокатолики, по его мнению, вносило в Церковь разделения.
В 1874 г. по инициативе Тейта как члена палаты лордов и вопреки позиции либеральной партии во главе с У. Гладстоном парламент принял Акт о регулировании общественного богослужения. Новый закон представлял собой странную для конца 19 в. попытку силой светской власти решить внутрицерковный по сути вопрос о церковных обрядах. Акт прямо запрещал использовать в храмах нетрадиционные для англиканства предметы облачения и церковного обихода, а также отступать от предписаний «Книги общественного богослужения». Сообщить епископу о нарушениях могли как официальные лица прихода, так и любые 3 прихожан. Епископ имел право давать или не давать дальнейшего хода делу; если он выбирал первое, разбирательства происходили в специально учреждённом суде.
Последствия акта оказались совсем не такими, как предполагал Тейт, и плохо отразились на Церкви Англии. Епископам стали массово поступать доносы на англокатолических священников. Англокатолики считали, что страдают за свои убеждения, располагали юридической и финансовой поддержкой своих организаций (прежде всего основанного в 1859 Церковного союза) и вели себя в судах вызывающе. В период 1877–1887 гг. несколько англокатолических священников были подвергнуты тюремному заключению «за неуважение к суду». Преследования прекратились лишь в 1906 г., когда Королевская комиссия по церковной дисциплине признала, что силой этот вопрос регулировать далее невозможно. Тем не менее акт действовал до 1965 г. Всё это вызвало в Великобритании серьёзный скандал, в ходе которого Церковь Англии подверглась резкой критике в прессе.
От личных нападок Тейта спасла лишь вторая тяжёлая трагедия, постигшая его семью. 29 мая 1878 г. от неизвестной болезни умер его старший ребёнок и единственный сын – священник Крофорд Тейт, а 1 декабря того же года, не вынеся утраты, скончалась супруга архиепископа. Здоровье Тейта, надломленного физически и душевно, быстро ухудшалось. Одним из последних его дел в качестве предстоятеля Церкви Англии стала борьба за принятие серии законов, позволявших диссентерам совершать погребальные службы на англиканских кладбищах по собственному обряду. Уже находясь на смертном одре, Тейт был жестоко огорчён, узнав, что один из его бывших друзей по Лондонской епархии, священник А. Маконоки, оказался под арестом из-за Акта о регулировании общественного богослужения.
Скончался 3 декабря 1882 г. в Аддингтонском дворце. Королева Виктория предлагала его дочерям провести государственные похороны в Вестминстерском аббатстве, но они отказались, и архиепископ был похоронен на кладбище при приходской церкви Святой Марии в Аддингтоне.
Семья и память
22 июня 1843 г. Тейт вступил в брак с Кэтрин Спунер, дочерью Уильяма Спунера, архидиакона Ковентри и настоятеля прихода в Элмдоне близ Рагби. Всего в их браке родилось девять детей. Пятеро из них – Катарина Анна (1846), Мэри Сюзан (1847), Шарлотта (1850), Френсес Элис Мэрион (1852) и Сьюзен Элизабет Кэмпбелл (1854) – скончались от скарлатины в апреле и мае 1856 г. Болезнь пережили Крофорд (1849) и Люси Сидней Мюррей (1856). Позже у Тейтов родилось ещё двое детей – Эдит Мердок (1858) и Агнес Ситуэл (1860).
Эдит Мердок 12 ноября 1878 г. вышла замуж за священника Р. Дэвидсона – будущего 96-го архиепископа Кентерберийского.
Были установлены памятники Тейту: бюст в Шотландии на месте дома, в котором он родился, бюст в Вестминстерском аббатстве, кенотаф в Кентерберийском соборе. Сохранилось несколько фотопортретов архиепископа. Из прижизненных живописных изображений следует отметить мраморный бюст работы У. Бенеса (1861, Ламбетский дворец), портрет маслом работы Дж. Санта (около 1865, Национальная портретная галерея, Лондон), рисунок Л. Дикинсона (1867, Национальная портретная галерея, Лондон).