Парламент Великобритании
Парла́мент Великобрита́нии, Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Parliament of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland), Британский парламент (в разговорной речи часто неточно – Английский парламент), высший законодательный орган Великобритании. Возник в средневековой Англии как сословно-представительное консультативное собрание при монархе в результате эволюции Большого совета (Magnum Concilium), включавшего церковных и светских магнатов, и феодальной курии короля (Curia Regis), в которую входили ближайшие королевские советники. С 13 в. английские короли стали привлекать на совместные заседания Большого совета и курии делегатов из числа рыцарей (мелких землевладельцев) и горожан от отдельных графств с целью дополнительной легитимизации принимаемых решений (наиболее часто – фискальных мер). Одним из первых примеров стало собрание 1254 г., на которое помимо магнатов было призвано по 2 рыцаря от каждого графства. Со 2-й четверти 13 в. такие собрания стали называться парламентами (лат. parlamentum). В ходе восстания баронов против короля Генриха III обе противоборствующие стороны стремились привлечь на свою сторону рыцарство и горожан. В 1265 г. предводитель восставших граф Симон V де Монфор созвал парламент, на котором, наряду с магнатами и рыцарями, присутствовало по 2 делегата от наиболее крупных и юридически привилегированных городов. В правление Эдуарда I практика созыва парламента стала регулярной (хотя юридически и не регламентированной). Особенно представительным был парламент 1295 г. (т. н. Образцовый парламент), на котором присутствовали свыше 400 членов: магнаты (вызывались персональными королевскими рескриптами), рыцари и горожане (избирались местными собраниями под надзором шерифов), а также впервые представители приходского духовенства (выбирались епископами соответствующего диоцеза). Наиболее частым местом собраний английского парламента был пригород Лондона Вестминстер, хотя в 13–15 вв. он неоднократно созывался и в других английских городах (последний раз – в 1459 в Ковентри). В 14 в. постепенно закрепилось (окончательно к 1341) разделение парламента на 2 палаты: палату лордов (House of Lords), членство в которой (для светских магнатов) стало наследственным (право пэрства), и палату общин (House of Commons), объединявшую избираемых делегатов из числа рыцарей и горожан (представители приходского духовенства неохотно участвовали в работе парламента, и их вскоре перестали вызывать). С 1295 г. английский парламент имел право вотирования основных налогов (официально утверждено в 1362), в 1322 г. получил право санкционировать важнейшие законы. В 1377 г. впервые в источниках упоминается спикер как глава палаты общин и её представитель перед королём. Острые финансовые проблемы, связанные с ведением Столетней войны 1337–1453 гг., потребовали очень частых созывов парламента. О его важной роли свидетельствуют санкционированные им низложения королей Эдуарда II (1327) и Ричарда II (1399). Законом 1430 г. впервые закреплены избирательные квоты графств (перечень городов, посылающих представителей в парламент, и правила избрания от них делегатов оставались неурегулированными до 1832), а также установлен имущественный ценз для избирателей и депутатов. В конце 14 – начале 15 вв. английский парламент добился права законодательной инициативы: по петициям палаты общин принимались статуты, утверждавшиеся затем лордами и королём. В ходе Войны Алой и Белой розы парламент стал ареной противоборствующих кланов, при королях из династии Йорков его значение уменьшилось. Напротив, Генрих VII и его преемники из династии Тюдоров охотно опирались на парламент, превратив его в эффективный инструмент проведения своей политики (например, Реформации). В правление Генриха VIII в результате секуляризации монастырей из палаты лордов исключены аббаты, вследствие чего абсолютное большинство в ней получили представители светской аристократии. С 1536 г. в палату общин стали избираться делегаты от Уэльса, официально присоединённого к Англии. В 16 в. окончательно сложились нормы и процедура законотворчества (правила подачи и утверждения законопроектов – биллей; принципы работы согласительных комиссий и т. д.), за парламентом закрепился ряд привилегий, т. н. парламентских свобод: свобода слова (высказывания делегатами мнений, не опасаясь преследования), свобода доступа парламентских делегаций к королю, свобода от ареста за деятельность в стенах парламента.
В 17 в. парламент превратился в центр оппозиции абсолютистской политике первых Стюартов, нарушавших его права и пытавшихся править без него. Долгий парламент (1640–1653) сыграл большую роль в Английской революции 17 в., возглавив политическую борьбу, а затем гражданскую войну против Карла I, завершившуюся его казнью и объявлением республики. В ходе революции английский парламент (в 1649–1657 состоял только из палаты общин; палата лордов была упразднена) стал высшей властью в стране, объединив все функции государственной власти (законодательную, военную, судебную, финансовую и административную) до установления протектората О. Кромвеля в 1653 г. После реставрации Стюартов (1660) парламент был восстановлен в дореволюционном виде. В последней трети 17 в. в Англии начали формироваться политические партии вигов и тори, ареной борьбы которых стал парламент. Виги, пришедшие к власти после «Славной революции» (1688–1689), добились ограничения власти монарха и существенного расширения полномочий парламента. Согласно Биллю о правах (1689), король не имел права приостанавливать действие законов или их исполнение без согласия парламента, который также стал определять контингент армии, получил право санкционировать налоги, подавать любые петиции и др. Закон 1694 г. устанавливал ежегодные заседания парламента и регулярные выборы в палату общин минимум 1 раз в 3 года (с 1716 – 1 раз в 7 лет, с 1911 – 1 раз в 5 лет). Из средневекового сословного собрания английский парламент постепенно превратился в высший законодательный орган конституционной монархии.
После принятия англо-шотландской унии (1707) отдельные английский парламент и шотландский парламент формально прекратили существование, вместо них был создан единый парламент Великобритании. При королях Ганноверской династии королевский двор постепенно терял свои политические функции, к последней четверти 18 в. центр политической жизни переместился в парламент. На протяжении этого столетия формировались принципы политической ответственности министров, которая была установлена Актом о престолонаследии (1701). Обычной практикой стало назначение премьер-министром лидера партии, имевшей большинство в палате общин. В 1721 г. лидер вигского большинства Р. Уолпол впервые возглавил правительство, оставаясь членом палаты общин. В 1742 г. он подал в отставку после того, как палата общин выразила недоверие проводимой им политике. В последней четверти 18 в. для публики был облегчён доступ на парламентские заседания, с 1803 г. началась регулярная публикация неофициальных стенограмм дебатов, способствовавшая повышению общественного интереса к работе парламента. В результате англо-ирландской унии 1801 г. ирландский парламент был ликвидирован, а в парламент Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии вошли ирландские депутаты.
На протяжении 18 в. неоднократно выдвигались предложения реформировать систему комплектования палаты общин, архаичность которой ярко проявилась в 1-й половине 19 в. в связи с бурным социально-экономическим развитием Великобритании: представительства в парламенте не имели многие быстро растущие индустриальные центры (Манчестер, Бирмингем, Лидс и др.). Из-за высокого имущественного ценза и непропорционального представительства городов в конце 18 в. правом голоса в Великобритании обладало лишь около 2 % населения. Избирательные реформы 1832, 1867 и 1884 гг. ликвидировали т. н. гнилые местечки, в которых было лишь по несколько человек с правом голоса, возросло число депутатов от наиболее населённых графств и крупных торгово-промышленных центров, возможность участвовать в выборах получили представители средних слоёв и высокооплачиваемые рабочие; право голоса имели 58 % взрослого мужского населения страны (1884). В 1872 г. принят закон о тайном голосовании на парламентских выборах. В соответствии с законом, принятым в 1885 г., Великобритания была разделена на округа с равным числом избирателей. В 1918 г. избирательное право получили практически все мужчины старше 21 года, а также, благодаря усилиям представительниц движения суфражисток, впервые часть женщин (окончательно ограничения для голосования женщин отменены в 1928). В течение 19 в. несколькими законодательными актами (1828, 1829, 1858, 1886) сняты все религиозные ограничения для членов британского парламента.
Акт 1911 г. законодательно закрепил решающее значение палаты общин, которая получила право решать вопросы, касающиеся налогообложения и государственных расходов, без санкции палаты лордов, а также обязал палату лордов в течение 2 лет (с 1949 – 1 года) принимать законопроекты, прошедшие палату общин. Одновременно впервые введено жалованье для членов палаты общин, что облегчило доступ в неё представителям малообеспеченных социальных слоёв. В соответствии с т. н. Солсберийской конвенцией (1945) члены палаты лордов обязались немедленно принимать законопроекты, направленные на реализацию предвыборной программы победившей на выборах партии или коалиции. Значение палаты лордов несколько возросло после того, как в 1958 г. была введена система пожизненного (ненаследуемого) пэрства и его стали получать многие видные общественные деятели, представители культуры, науки и деловых кругов. В 1999 г. число наследственных пэров, входящих в палату лордов, было ограничено 92.
В 20 – начале 21 вв. левые политические силы, в первую очередь Лейбористская партия, неоднократно ставили вопрос о полной ликвидации палаты лордов в её традиционном виде. После восстановления шотландского парламента (1998–1999), создания Национальной ассамблеи Уэльса и Ассамблеи Северной Ирландии (1998) им был делегирован ряд законодательных полномочий, при этом шотландские, валлийские и североирландские депутаты продолжили участвовать в работе парламента Соединённого Королевства и формировании правительства. В 2011 г. было законодательно отменено право монарха распускать парламент.