Курёхин Сергей Анатольевич
Курёхин Серге́й Анато́льевич (16.6.1954, Мурманск – 9.7.1996, Санкт-Петербург), российский пианист, композитор, актёр, шоумен.
С 1971 г. жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), учился в Музыкальном училище имени М. П. Мусоргского (по классу фортепиано) и в Институте культуры имени Н. К. Крупской, но в обоих случаях образование не завершил.
В 1974 г. участвовал как пианист в ленинградской рок-группе Н. И. Корзинина «Большой железный колокол». С 1978 г. пианист в джазовом квартете саксофониста А. П. Вапирова, в 1978–1983 гг. записал с ним альбом «Забытый ритуал» (опубликован в 2001). Участвовал как клавишник и аранжировщик в записях альбомов российских рок-групп «Аквариум» («Треугольник», 1981; «Табу», 1982; «Радио Африка», 1988; «Электрошок», 1995), «Кино» («Начальник Камчатки», 1984), «Алиса» («Энергия», 1988) и др.
В 1981 г. в Великобритании издал первый сольный альбом фортепианной музыки «The ways of freedom», благодаря которому получил известность за рубежом. Помимо записи сольных альбомов (в их числе «Комбинации пальцев и страстей», 1991), играл и записывался в ансамбле с джазовыми музыкантами авангардного толка – саксофонистами В. Н. Чекасиным (альбом «Экзерсисы», 1983) и С. Ф. Летовым («Полинезия: введение в историю», 1989), американскими музыкантами – гитаристом Г. Кайзером («Популярная наука», 1989), саксофонистом К. Маслаком («Friends afar», альбом записан в 1996, издан в 2003), ударником Д. Моссом («2 for tea», 1988, издан в 1998).
В 1984 г. в Ленинграде основал и возглавил ансамбль «Поп-механика», для выступлений которого привлекал разные творческие коллективы и использовал всевозможные средства мультимедиа (видео, фото, заранее подготовленные синтезированные и естественные звуки и шумы). В концертах коллектива принимали участие музыканты российских рок-групп «Аквариум», «Кино», «АукцЫон», «Странные игры», эстрадные, джазовые, фольклорные и академические музыканты (в том числе певцы – символы советской эпохи Э. А. Хиль, Кола Бельды, Б. Т. Штоколов). Выступления «Поп-механики» носили типичный для постмодернизма характер эклектичной пародии на стереотипы популярного и академического искусства, заданный уже в названиях отдельных «проектов» («Индейско-цыганские медитации», «Пять дней из жизни барона Врангеля», «Как волка ни корми, а капитаном он не станет», «Переход Суворова через Кутузова»). Перформансы «Поп-механики» получили известность в СССР после выступления коллектива на Центральном телевидении в 1987 г., с 1988 г. ансамбль гастролировал в странах Запада (впервые – в Финляндии).
Со 2-й половины 1980-х гг. Курёхин участвовал в различных тематических программах Ленинградского и Центрального телевидения, нередко с политическим уклоном. Большой общественный резонанс вызвала его (совместно с журналистом С. Л. Шолоховым) сатирическая телемистификация «Ленин-гриб» (1991).
Автор музыки к фильмам (всего 21): «Господин оформитель» (режиссёр О. П. Тепцов, 1988), «Над тёмной водой» (режиссёр Дмитрий Дмитриевич Месхиев, 1992), «Спальня Бастера» (режиссёр Р. Хорн, 1990), «Три сестры» (режиссёр С. А. Соловьёв, 1994), «Замок» (режиссёр А. О. Балабанов, 1994) и др.
Как актёр снялся в фильмах «Лох – победитель воды» (режиссёр А. Г. Тигай, 1991), «Комплекс невменяемости», «Два капитана 2» (оба – режиссёр С. Г. Дебижев, 1992).
О Курёхине сняты документальные фильмы «Товарищи: весь этот джаз» (Великобритания, 1985, режиссёр Р. Дентон), «Курёхин» (2004, режиссёр В. Г. Непевный) и «Сергей Курёхин – человек, который изменил мир» (2011, режиссёр С. Г. Дебижев).
С 2004 г. в Санкт-Петербурге действует Центр современного искусства имени Сергея Курёхина.