Законодательный процесс
Законода́тельный проце́сс, процессуальный аспект законотворчества, выражающийся в совокупности последовательных процедур (стадий), характеризующихся конкретными сроками и порядком, а также соответствующих им действий, осуществляемых чётко регламентированным законодательством, кругом субъектов, направленных на создание, обсуждение, принятие законов. Вопросы законодательного процесса становились предметом научных исследований ряда теоретиков права советского и современного периодов: А. И. Абрамовой, С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, Д. А. Ковачева, Д. А. Керимова, А. В. Мицкевича, С. В. Полениной и др.
Законодательный процесс является одной из важнейших функций современного государства. Совершенствование механизмов создания законов позволяет модифицировать правовую систему в целом.
Законодательный процесс – неотъемлемый атрибут любого демократического общества, результатом которого являются правовые нормы, внешне выраженные в законе, обладающем высшей юридической силой, что ещё раз подтверждает значимость данного института. Несмотря на обязательность законодательного процесса, в общей теории права и правоприменительной практике единого подхода к пониманию его сущности не сложилось.
Законодательный процесс – комплексный, сложный институт, специфика которого предопределяется особенностями политических, социально-экономических, духовных и иных потребностей общества. Также он зависит от уровня правовой культуры и правосознания законодателя, позволяющего ему учитывать связанные с правом социальные ценности, требования законности и правопорядка.
Законодательный процесс – разновидность социального процесса, в результате которого создаются новые нормы, преобразуются действующие. В отечественной юридической литературе дискуссионный характер имеет проблема определения сущности законодательного процесса. Условно все существующие позиции учёных можно разделить на две группы, характеризующие узкий и широкий подходы к его познанию.
Представители первой группы под законодательным процессом понимают «юридически регламентированный порядок законодательной деятельности» высшего представительного органа, обладающего исключительным правом осуществлять законодательную власть (Ковачев. 1966. С. 16, 81).
Сторонники второй группы характеризуют законодательный процесс как «совокупность процедур и действий, результатом которых является принятие и вступление в силу закона государства» (Авакьян. 2014. Т. 2. С. 603).
Таким образом, под законодательным процессом понимается и порядок деятельности по созданию закона, и сама деятельность, осуществляемая законодательным органом власти.
Законодательный процесс нередко в научной литературе отождествляется с понятием «законотворческий процесс». Однако содержательно данные термины не идентичны. Законодательный процесс – это одна из составных частей законотворческого процесса, своеобразная технология производства законов, неразрывно связанная с регламентами и процедурами, а законотворческий процесс – это познавательный процесс, тесно связанный с творчеством, интеллектуальной деятельностью.
По мнению большинства исследователей, «законотворческий процесс» и «законодательный процесс» объединяются в более крупный процессуальный институт – законодательную деятельность.
Законодательный процесс – совокупность процедурных действий и правоотношений в законодательной деятельности, ограниченных во времени, целью которых является принятие закона; состоит из ряда чётко регламентированных законом стадий.
В юридической литературе единого подхода к определению количества стадий законодательного процесса не сложилось, что объясняется особенностями формы правления, политического режима конкретного государства. Однако большинство исследователей придерживаются позиции, что данный процесс складывается из следующих стадий:
а) законодательная инициатива (внесение законопроекта в Государственную Думу);
б) рассмотрение законопроекта;
в) обсуждение и принятие законопроекта;
г) подписание закона;
д) опубликование и вступление в силу.
Подобная градация стадий законодательного процесса не учитывает предшествующую законодательной инициативе предпроектную стадию, играющую очень важную роль в законотворчестве и выражающуюся в установлении причин, потребностей, объясняющих необходимость принятия закона. Законодательная инициатива активизирует механизм законодательной деятельности и, как следствие, запускает законодательный процесс.
Стадии законодательного процесса последовательны, регламентированы нормами конституций стран, иными нормативно-правовыми актами и строго формализованы. Подробно урегулированы вопросы выдвижения законодательной инициативы, разработки, обсуждения, принятия и опубликования законов в регламентах парламентов.
Субъекты законодательного процесса участвуют в законодательном процессе в силу своих полномочий, установленных Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами. Их действия взаимосвязаны и не противоречат действиям иных участников законодательного процесса. Свои полномочия субъекты законодательного процесса осуществляют в рамках законодательно установленных процедур. Основной целью их деятельности является принятие закона.
Следование обозначенным стадиям законодательного процесса обеспечивает процедуру движения закона от истоков (зарождение идеи о его создании) до наполнения его норм определённым содержанием и принятия.
Достижение цели, грамотная правовая ориентация гарантируются основополагающими принципами законодательного процесса, к числу которых относятся: принцип законности, демократизма, гласности, справедливости, принцип профессионализма, гуманизма, коллегиальности и др. Названные принципы объективны по своей природе и применяются комплексно с целью обеспечения эффективного воздействия на законодательный процесс.
Разграничивают федеральный законодательный процесс и законодательный процесс на уровне субъектов (штатов, провинций, земель и пр.), разновидностями которых являются:
законодательный процесс, осуществляемый представительными органами власти (парламентом);
законодательный процесс в порядке референдума.
Законодательный процесс характеризуется следующими признаками:
является ядром законотворческой деятельности;
осуществляется представительными органами государственной власти и иными субъектами;
результатом законодательного процесса является закон;
является законодательно регламентированным процессом;
социальная обусловленность законодательного процесса;
является организационно-процедурной, стадийной деятельностью, осуществляемой в особом, строго регламентированном законом порядке;
является совокупностью различных процедур (процедура голосования, процедура опубликования закона и др.);
носит публичный характер.
Значение законодательного процесса выражается в том, что он позволяет:
регулировать общественные отношения лишь в случае их непосредственной связи с законодательными установлениями процедурно-процессуального характера;
создавать (принимать) законы, служащие наиболее универсальной формой регламентации общественных отношений;
выявлять и устранять неэффективные законодательные акты.
В рамках законодательного процесса выявляются интересы и потребности общества, отдельных социальных групп и граждан, обеспечивается их баланс и согласованность с интересами государственных органов и действующей системой нормативно-правовых актов.
Современный законодательный процесс представляет собой социальный институт, который является гарантией демократичности политических процедур в обществе. Именно благодаря эффективно функционирующему законодательному процессу появляются законы, которые, упорядочивая различные общественные отношения, создают все условия для формирования правового государства.