Военно-морской флот
Вое́нно-морско́й флот (ВМФ), вид вооружённых сил (ВС), предназначенный для решения стратегических и оперативных задач на океанских и морских театрах военных действий (ТВД); в ряде государств – военно-морские силы (ВМС). По своим боевым возможностям современный ВМФ способен наносить удары, в том числе с применением ядерного оружия, по важным наземным объектам противника, уничтожать силы его флота в море и на базах, предотвращать океанские и морские перевозки, завоёвывать господство в морских (океанских) районах, содействовать сухопутным войскам (СВ) в проведении операций на континентальном ТВД, оборонять свои морские (океанские) транспортные коммуникации, высаживать морские десанты. ВМФ проводит операции и ведёт боевые действия самостоятельно или совместно с другими видами ВС. Главные свойства ВМФ: высокая мобильность, большая автономность, способность действовать в любых районах Мирового океана, постоянная боевая готовность и высокая боевая устойчивость его подводных сил и авианосных группировок.
Развитие флота началось в глубокой древности. Так, в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме и Древнем Китае первоначально строились торговые суда, а позднее и военные гребные корабли. В греческом флоте в 5 в. до н. э. основным классом боевого корабля была триера. Наиболее распространённые типы кораблей римского флота в 3–2 вв. до н. э. составляли трирема (то же, что триера) и пентера (корабль больших размеров с 5 рядами вёсел). В 1 в. до н. э. в Риме наряду с этими типами кораблей появились либурны – небольшие корабли с однорядным размещением вёсел и большей манёвренностью. Основными способами вооружённой борьбы на море были таран и абордаж. Позднее в качестве оружия стали использовать метательные машины – баллисты и катапульты, которые устанавливались в носовой части корабля и стреляли камнями и зажигательными зарядами. В 7 в. н. э. венецианцы на основе римской либурны создали улучшенный тип гребного корабля – галеру, которая постепенно вытеснила другие типы гребных кораблей и к концу Средневековья стала основным боевым кораблём. В 10–12 вв. в ряде средиземноморских стран, а также у англосаксов, норманнов и датчан появились парусные суда. Переход от гребных судов к парусным завершился к середине 17 в. Основным вооружением парусных кораблей становится артиллерия. В 16–17 вв. в Англии, Франции, Испании и Голландии создаются военные флоты постоянного состава. К началу 18 в. корабли, в зависимости от водоизмещения, количества пушек и численности экипажа, стали разделять на классы и ранги. В это же время сложилась боевая организация парусного флота – появились эскадры. Тактика морского боя парусными флотами заключалась в том, чтобы, построив свои корабли в кильватерную колонну, занять наветренное положение по отношению к кораблям противника и, сближаясь с ними, уничтожить их огнём своей артиллерии. Если артиллерийская дуэль не приводила к успеху, бой завершался абордажной схваткой.
Во 2-й половине 18 в. развитие науки, технологий и техники, а также промышленности позволило значительно улучшить конструкцию корпусов кораблей, их парусное и артиллерийское вооружение. Водоизмещение линейных кораблей (линкоров) увеличилось с 1 до 4 тыс. т, число орудий возросло до 135, была усовершенствована корабельная артиллерия (бронзовые орудия были заменены чугунными, скорострельность возросла до 1 выстрела в 3 мин, дальность стрельбы – с 300 до 600 м). Парусный флот исчерпал свои возможности и в начале 19 в., его начали вытеснять первые паровые боевые корабли. После Крымской войны 1853–1856 гг. все государства перешли к строительству паровых броненосных кораблей, что совпало с внедрением нарезной корабельной артиллерии, обладавшей большей дальностью и точностью стрельбы. С 1870-х гг. началось активное строительство минных заградителей и миноносцев. Минные заграждения на море ставились и в Крымскую войну 1853–1856 гг., и в Гражданскую войну в США 1861–1865 гг. (см.: «Минное дело во флоте». // Военная энциклопедия. Т. 15. Санкт-Петербург, 1914. С. 311). Бурный технический прогресс привёл к созданию на флоте трёх основных типов кораблей: эскадренных броненосцев для артиллерийского боя; крейсеров для дозорной службы, разведки и уничтожения торговых судов; миноносцев для завершения боя минно-торпедной атакой повреждённых кораблей. Повышение роли ВМФ в конце 19 в. (теория «морской силы», основоположники – А. Т. Мэхэн и Ф. Х. Коломб) было связано с проведением активной колониальной политики ведущими государствами мира.
После русско-японской войны 1904–1905 гг. линкоры постоянно совершенствовались (увеличивалось количество орудий артиллерии главного калибра, её дальнобойность и скорострельность (до 2 выстрелов в 1 мин), бронирование, скорость хода) и стали решающей силой в вооружённой борьбе на море. Появление класса линкоров связывают с вводом в строй корабля британского флота Dreadnought в 1906 г. (Балакин С. А. Дредноуты. Москва, 2004. С. 6). В связи с техническим совершенствованием возросла роль в морском бою торпедного оружия, и в составе флотов вместо миноносцев появились эскадренные миноносцы (эсминцы), оснащённые артиллерийским и торпедным вооружением. Для разведки, борьбы с эсминцами противника и действий на морских коммуникациях во многих государствах строились лёгкие крейсеры. Усовершенствование двигателей внутреннего сгорания, электромоторов, аккумуляторных батарей и перископов создало предпосылки в начале 20 в. для строительства подводных лодок (ПЛ), которые в большинстве государств первоначально предназначались для борьбы с надводными кораблями противника в прибрежных водах и проведения разведки. В ряде государств началось строительство и использование гидросамолётов.
В Первую мировую войну 1914–1918 гг. в боях на море участвовали сотни надводных кораблей, ПЛ, а на последнем её этапе – и самолёты. Линкоры использовались крайне ограниченно из-за резко возросшей минной опасности, угрозы от ПЛ и других боевых средств. Широкое применение нашли лёгкие крейсеры, водоизмещение которых к концу войны достигло 8 тыс. т, а скорость хода возросла до 30 узлов (55,5 км/ч) и более. Кораблями универсального назначения показали себя эсминцы, ставшие наиболее многочисленными в составе флотов воевавших государств; их водоизмещение было доведено до 2 тыс. т, скорость хода – до 38 узлов (70 км/ч). Дальнейшее развитие получили минные заградители. Появились специальные типы тральщиков: эскадренные (быстроходные), базовые и катера-тральщики. Важную роль в боевых действиях на море стали играть ПЛ, которые оформились в самостоятельные силы ВМФ, способные успешно решать не только тактические, но и оперативные задачи. В ходе 1-й мировой войны 1914–1918 гг. появились авианосцы, сторожевые корабли, торпедные катера. Впервые стала использоваться морская авиация, самолёты которой вели разведку, могли наносить бомбовые удары по кораблям и базам флота, корректировать огонь корабельной артиллерии. Оружием самолётов морской авиации, наряду с бомбами, стали торпеды. ВМФ начал превращаться в вид ВС, объединяющий соединения и части надводных кораблей, ПЛ, авиации и морской пехоты, при доминирующем значении надводной составляющей.
В период между 1-й и 2-й мировыми войнами предпочтение отдавалось строительству линкоров. Корабли других классов – авианосцы, крейсеры, эсминцы и другие – предназначались для обеспечения действий линкоров. В 1937–1938 гг. Великобритания, Япония и США перешли к серийному строительству авианосцев. Интенсивно строились крейсеры, эсминцы, ПЛ, торпедные катера. В состав флотов входила бомбардировочная, минно-торпедная, разведывательная и истребительная авиация. Корабли оснащались усовершенствованным артиллерийским и торпедным оружием, появились мины с неконтактными взрывателями, новое противолодочное оружие, стали применяться радиолокация и гидролокация.
Во Второй мировой войне 1939–1945 гг. размах военных действий на море значительно возрос. В ходе войны линкоры уступили авианосцам роль главной ударной силы. Интенсивное развитие получила морская авиация (палубная и наземного базирования). Возросла роль ПЛ, которые стали использоваться главным образом для борьбы с надводными кораблями. Для борьбы с ПЛ противника применялись авиация, ПЛ и минное оружие. В составе флотов стали использовать корабли ПВО. Война подтвердила вывод о том, что цели вооружённой борьбы на море достигаются объединёнными усилиями разнородных сил флота.
В послевоенный период в строительстве ВМС многих зарубежных государств, прежде всего США, основные усилия направлялись на создание атомных ПЛ, вооружённых баллистическими ракетами, а также авианосцев. Произошло качественное обновление парка самолётов авиации ВМС. Надводные корабли начали оснащаться противокорабельными, противолодочными и зенитными ракетами, а атомные ПЛ – стратегическими ракетами. Резко возросло насыщение кораблей и самолётов авиации ВМС различными радиоэлектронными средствами. Появились противолодочные и десантные вертолётоносцы, корабли и катера на подводных крыльях, на воздушной подушке и др.
Создание регулярного военного флота России неразрывно связано с именем Петра I. Потребность в собственном флоте была обусловлена необходимостью выхода к Азовскому и Чёрному морям. Пётр избрал Воронеж колыбелью российского флота, поскольку город стоял на берегу реки Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли вековые дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов. Неподалёку залегала липецкая железная руда, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие (см.: Аббасов А. М. Пётр I на земле Воронежской / А. М. Аббасов // Воронеж – колыбель флота русского: Петровский сборник. – Воронеж, 1995. – С. 54–72). В короткий срок в Воронеже, Козлове и других городах, расположенных по берегам рек, впадающих в Азовское море, были построены 36-пушечные корабли «Апостол Пётр» и «Апостол Павел», четыре брандера, 23 галеры, 1,3 тыс. стругов, морских лодок и плотов. Первая крупная победа России за выход к морю одержана 19(29) июля 1696 г., когда была взята турецкая крепость Азак (Азов). А 20(30) октября 1696 г. Боярская дума по представлению царя Петра I приняла постановление «Морским судам быть», и это стало первым законом о флоте и признанием официальной датой его основания (см.: Воловатов В. Создание регулярного военного флота России началось 324 года назад // Парламентская газета). Первые победы созданного на постоянной основе в 1703 г. Балтийского флота связаны с разгромом в ходе Северной войны 1700–1721 гг. шведского флота в Гангутском (1714) и Гренгамском сражениях (1720). Российская империя становилась морской державой.
В России после 1917 г. ВМФ создавался и развивался как составная часть ВС РСФСР. Декрет о создании Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ) был принят Cоветом народных комиссаров 29 января (11 февраля) 1918 г. За годы Гражданской войны 1917–1922 гг. в РККФ, преимущественно из состава кораблей Балтийского флота, было сформировано свыше 30 морских, озёрных и речных военных флотилий. Большинство кораблей Черноморского флота в связи с угрозой захвата их германскими оккупантами 18 июня 1918 г. было затоплено в районе Новороссийска, часть кораблей ушла в Азовское море и составила ядро Азовской военной флотилии. Корабли, действовавшие на стороне Белого движения, в ноябре 1920 г. были уведены в Тунис. После окончания Гражданской войны 1918–1922 гг. от Российского императорского флота осталась его малая часть, корабли которой требовали ремонта.
В 1926 г. принята первая советская программа военного судостроения. К 1929 г. отремонтирована значительная часть кораблей, проведена модернизация эсминцев, частично линкоров, восстановлены военно-морские базы. В 1929–1940 гг. за счёт строительства новых кораблей укрепились Балтийский и Черноморский, созданы Тихоокеанский (1935) и Северный (1937) флоты. Для непосредственного руководства ВМФ образован Народный комиссариат ВМФ СССР (1937). Одновременно из Народного комиссариата оборонной промышленности СССР был выделен Народный комиссариат судостроительной промышленности СССР. В 1938 г. принята программа строительства большого морского и океанского флота. В это же время активно исследовались новые формы и способы ведения боевых действий на море, направления развития сил флота. К началу Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в состав ВМФ СССР входило около 1 тыс. боевых кораблей различных классов (в том числе 3 линкора, 8 крейсеров, 54 эсминца и лидера, 212 ПЛ, 22 сторожевых корабля, 80 тральщиков, 287 торпедных катеров), свыше 2,5 тыс. самолётов морской авиации и 260 батарей береговой артиллерии. Значительно улучшилась система базирования сил ВМФ.
В ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. ВМФ СССР вёл боевые действия по уничтожению сил флота противника и его сателлитов, нарушал их морские коммуникации, охранял свои морские, озёрные и речные перевозки, содействовал приморским группировкам советских войск в проведении оборонительных и наступательных операций. Северный флот совместно с ВМС союзников (Великобритании, США) обеспечивал коммуникации, связывающие северные порты СССР с портами этих государств, вёл активные действия на морских коммуникациях противника. Для обеспечения безопасности движения судов в Арктике, в частности по Северному морскому пути, была создана Беломорская военная флотилия. В 1942 г. на Северный флот была возложена оборона полуостровов Рыбачий и Средний. Балтийский флот участвовал в обороне Лиепаи, Таллина, Моонзундского архипелага, полуострова Ханко, ораниенбаумского плацдарма, островов Выборгского залива и северного побережья Ладожского озера, а также сыграл важную роль в героической обороне Ленинграда. Черноморский флот совместно с сухопутными войсками оборонял Одессу, Севастополь, Керчь, Новороссийск, участвовал в обороне Северного Кавказа. На многоводных реках и озёрах для создания оборонительных рубежей вместе с сухопутными войсками использовались речные и озёрные флотилии: Пинская, Чудская, Ладожская, Онежская, Волжская, отряд кораблей на озере Ильмень. Из Азовской военной флотилии выделялись отряды кораблей для действия на реках Дон и Кубань. Ладожская военная флотилия обеспечивала коммуникации через Ладожское озеро (Дорога жизни) с осаждённым Ленинградом. Большой вклад внесли моряки Волжской военной флотилии в оборону Сталинграда и в обеспечение важных народно-хозяйственных перевозок по Волге. В 1943 г. воссоздана Днепровская военная флотилия, а в 1944 г. – Дунайская военная флотилия. Корабли Днепровской флотилии, перебазированные в бассейн реки Одер, принимали участие в Берлинской операции 1945 г. Дунайская флотилия участвовала в освобождении Белграда, Будапешта и Вены. Тихоокеанский флот и Амурская флотилия в августе – сентябре 1945 г. участвовали в разгроме японской Квантунской армии, освобождении Кореи, Маньчжурии, Южного Сахалина и Курильских островов. ВМФ направил около 500 тыс. матросов и офицеров на сухопутные фронты. Военные моряки сражались под Одессой, Севастополем, Москвой, Ленинградом. За годы войны советским ВМФ было проведено свыше 100 морских оперативных и тактических десантных операций. За боевые заслуги в Великой Отечественной войне 78 кораблям присвоено гвардейское звание, около 80 соединений и частей были удостоены почётных наименований, свыше 240 кораблей, частей и различных формирований ВМФ получили государственные награды. Более 350 тыс. моряков награждены орденами и медалями, свыше 500 человек удостоены звания Героя Советского Союза, из них 7 – дважды.
В послевоенное время ВМФ СССР развивался с учётом опыта Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и на базе достижений науки, технологий и техники. Были созданы дизельные и атомные ПЛ различного назначения, ракетные корабли и катера, противолодочные корабли, способные вести успешную борьбу с современными ПЛ. Морская авиация получила на вооружение реактивные самолёты, способные нести на большие расстояния ракеты и поражать корабли различных классов, пополнилась противолодочными самолётами и вертолётами. На вооружение ВМФ поступили ракетные комплексы. Морская пехота получила военную технику, необходимую для высадки морских десантов на необорудованное побережье.
ВМФ РФ – преемник российского дореволюционного ВМФ и ВМФ СССР, предназначен для обеспечения военной безопасности с морских и океанских направлений, защиты национальных интересов РФ во взаимодействии с её союзниками в Мировом океане военными методами, поддержания стратегической военно-политической стабильности. Кроме того, ВМФ РФ создаёт и поддерживает условия для обеспечения безопасности морской хозяйственной деятельности нашей страны в Мировом океане.
ВМФ РФ состоит из морских стратегических ядерных сил и морских сил (войск) общего назначения, включает: подводные силы, надводные силы флота, морскую авиацию и ПВО, береговые войска, являющиеся родами сил (войск) ВМФ, а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнические, радиоэлектронной борьбы, морские инженерные, судоремонтные, гидрографические и другие) и тыл. Береговые войска, в свою очередь, делятся на рода войск: морскую пехоту, береговые ракетно-артиллерийские войска и войска береговой обороны. Организационная структура ВМФ РФ включает Балтийский, Северный, Черноморский и Тихоокеанский флоты, а также Каспийскую военную флотилию и соединения, части, учреждения центрального подчинения. Главная ударная сила российского ВМФ – тяжёлые авианесущие крейсеры, ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, ракетоносная авиация.
ВМС США, Великобритании, Франции и Китая включают стратегические ядерные силы и силы общего назначения, а также авиацию ВМС и морскую пехоту. ВМС Италии, ФРГ, Канады, Турции, Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Швеции и других стран – членов НАТО, а также Австралии, Аргентины, Бразилии, Арабской Республики Египет, Индии, Израиля, Пакистана, Японии и других включают дизельные ПЛ, надводные корабли, авиацию ВМС, морскую пехоту и вспомогательные суда.