Триера
Трие́ра (греч. τριήρης – триера, судно с тремя рядами гребцов; трирема, лат. triremis, от tres, род. падеж tria – три и remus – весло), трёхрядный корабль с парусно-гребным движителем и носовым бронзовым тараном, сочетающий скорость с маневренностью и предназначенный для ведения индивидуального морского боя. Доминировала в Средиземном море с 6 по 4 вв. до н. э.
Внешний вид и технологии изготовления
В соответствии с потребностями и тактико-техническим назначением флота конкретного античного государства габариты основных размерений корабельного корпуса триеры могли варьироваться по длине – ширине – высоте (32,08 м × 3,43 м × 3,05 м; 37 м / 39–42 м × 5,62/5,94 м × 3,38/3,39 м). Конструкция корабельного корпуса триеры была построена по весьма затратной, но создававшей благоприятные возможности для жизни и деятельности экипажа, cмешанной технологии: т. н. shell-first (первоначальное сооружение обшивки судового корпуса) и skeleton-first (первоначальное сооружение шпангоутно-килевого каркаса с последующей его обшивкой досками, их сшиванием и обвязыванием корпуса). Она обладала значительной жёсткостью и не требовала поперечных связей широкого сечения, что позволяло разместить в одном и том же пространстве большее количество гребцов. Триера строилась с использованием хвойных пород дерева для внутренних помещений (сосна, ель, кипарис), для наружной обшивки корпуса использовались твёрдые породы (дуб). Техника, используемая в строительстве, заключалась в укладке продольных балок, соединённых штифтами вдоль дубового киля. Борта триеры обшивались способом скрепления соседних досок между собой «шип-в-паз». Их гладкая поверхность дополнялась обмазкой смолой и воском. Стоимость триеры составляла сумму в 1 талант. Корабль имел высоко загнутую корму – ахтерштевень (кормовую оконечность судна) с украшающим его разнотипным фигурным акропостелем – и такой же носовой форштевень (носовую оконечность судна) с фигурным афластоном – изображением божественного покровителя (покровительницы) корабля и экипажа. Триера была оснащена двумя кормовыми рулями, основной и вспомогательной мачтами, располагала выносным рядом вёсельных уключин (parexereisia) для гребцов верхнего ряда (франиты, 62 человека), который на обоих бортах защищали прочные, выступающие с каждой стороны, выносные боковые балки-эпотиды (3/5 м). Гребцы среднего (зевгиты, 54 человека) и нижнего ряда (таламиты, 54 человека) управляли вёслами через специальные отверстия-порты. Скамейки гребцов располагались в интервале (interscalmium) 0,88/1,2 м. Каждое весло было сделано из целой молодой ели и имело длину около 4,5 м. В эксплуатации находились как беспалубные, которые начал строить накануне греко-персидских войн афинский стратег Фемистокл, так и введённые впервые афинянином Кимоном триеры-катафракты со сплошной палубой. Численность экипажа составляла около 200 человек (170/180 гребцов, 20 эпибатов-лучников и 10 матросов). В их число входили: триерарх – капитан корабля, пентеконтарх – старший помощник, матросы, носовой наблюдатель – прорат, гюпереты, гортатор – келевст и судовой плотник – наупег. Имена членов экипажей афинских триер 4 в. до н. э. известны из специальных списков, выставлявшихся на агоре (афинская надпись IG I3 1032).
Тактика использования триер в морском бою
Наиболее ранние известные триеры были построены судостроителем из Коринфа Аминоклом, соорудившем 2 корабля для тирана Самосского полиса Поликрата (6 в. до н. э.) (Фукидид. История. I. 14,3). Строились триеры и фараоном Саисской династии в Древнем Египте Нехо II (610–595 до н. э). В морском сражении при Саламине (480 до н. э.) на стороне персов принимали участие финикийские и кипрские триеры (История. VI. 15,1; VII. 184,2). Тактика использования триеры в бою включала решение задачи по слому линии кораблей противника. Впервые такую тактику применил Дионисий Фокейский в морском сражении при Ладе в годы Ионийского восстания (494 до н. э.). Она включала в себя два вида атаки: задача первой состояла в сломе вёсел корабля противника эпотидами (тактика проплыва); вторая преследовала цель нанесения смертельных повреждений для движения и плавучести вражеского корабля с помощью «ручной торпеды» – боевого тарана. Следствием той и другой становился абордажный бой, который и решал судьбу поединка. Эксперименты по реконструкции таранного столкновения показали, что скорость атаки триеры достигала 14,8 км/час (крейсерская скорость в режиме обычного плавания – 11–12 км/час). Место и историческое значение триеры заключалась в том, что она стала образцом-матрицей для последующего строительства боевых широко-многорядных боевых гребных кораблей эллинистической эпохи.