Боярская дума
Боя́рская ду́ма, историографическое название высшего совета при русских князьях и царях в 10 – начале 18 в. Термин введён в научный оборот российскими историками 18–19 вв. Слова «дума», «совет» (в указанном значении) и производные от них «думать», «советовать», «думец», «советник», а также «думница», «советница» (помещение, где происходило заседание Боярской думы) и другие появились в источниках с 11 в. при описании учреждений или событий, которые были связаны с их деятельностью, в том числе в более ранний период (начиная с 10 в.).
Совет князя и старшей дружины в домонгольский период
В Древнерусском государстве в 10 – начале 12 в. на совещаниях киевских князей со старшей дружиной, а также с представителями родоплеменной знати («старцы градские») обсуждались междукняжеские и международные отношения, судебно-административное устройство государства (в том числе принятие Русской правды), вопросы о принятии христианства и обеспечении Церкви и т. п. На важнейших заседаниях присутствовали церковные иерархи. Состав, прерогативы и функции, периодичность и место созыва таких советов определялись князем-сюзереном, а также традицией в соответствии с обстоятельствами и конкретными целями. Члены советов участвовали в княжеских пирах, придворных церемониях, присутствовали на княжеском суде, при переговорах князей и заключении соглашений между ними.
Боярская дума в середине 13 – середине 15 в.
Раздробление Древнерусского государства в 12 – начале 13 в. на самостоятельные княжества (а последних на удельные княжества) во главе с представителями различных ветвей династии Рюриковичей, становление в княжествах бояр в качестве господствовавшего сословия укрепили значение боярских дум. Они пополнялись лицами из боярской элиты (в том числе тысяцкими), в связи с чем деятельность дум стала более регулярной.
Установление зависимости русских княжеств и земель от Орды и их ослабление повлияли на судьбу Боярской думы. В Северо-Восточной Руси середины 13 – середины 15 в. резкое сокращение численности служилых бояр, погибших в период пандемий и ордынских набегов 13–15 вв. (в особенности до 1430-х гг.), а также ликвидация к концу 14 в. института тысяцких в большинстве княжеств привели к усилению роли князя-сюзерена в определении состава, предмета и порядка занятий Боярской думы. Развитие княжеского хозяйства укрепило в Боярской думе позиции должностных лиц, возглавлявших отдельные его отрасли, или пути, – конюшего, стольника, ловчего и др. Постепенное оформление к концу 14 в. аристократической верхушки нетитулованного боярства закрепляло наследственный характер участия её представителей в Боярской думе и в государственном управлении («великие», или «введённые», бояре).
На аннексированных Великим княжеством Литовским в конце 13 – начале 15 в. русских территориях (преимущественно западных, юго-западных, позднее – центральных) боярские думы сохранялись только в небольших удельных княжествах, принадлежавших князьям Рюриковичам. В Новгородской республике и Псковской республике в отсутствие наследственной княжеской власти не сформировались и боярские думы; известной аналогией им выступал Совет господ.
Боярская дума в Русском государстве
Классический облик Боярская дума получила на завершающем этапе образования Русского государства в форме монархии с сословным представительством (середина 15 – середина 16 в.). Трансформация Боярской думы стала составной частью кардинальных перемен в общественно-государственном устройстве страны и в то же время – следствием таких перемен. С конца 15 в. Боярская дума – постоянно действующий высший совет при государе. Её деятельность осуществлялась в различных формах, функции касались всех сфер управления, она имела обширные прерогативы. Сложилась иерархическая структура Боярской думы, постепенно формировались процедура её пополнения и правила продвижения по карьерной лестнице в Боярской думе, её члены обладали фиксированным статусом и материальным обеспечением.
Вплоть до начала 18 в. Боярская дума занимала высшую позицию в структурах Государева двора. В середине 16 – последней четверти 17 в. «думные чины» составляли особую, наиболее престижную и активную курию земских соборов. Боярская дума была ядром совещаний более узкого состава во главе с монархом по острым военно-политическим, экономическим и другим проблемам («войсковых» соборов 1471, 1550–1570-х гг. и других; «церковно-земских» соборов 1580, 1584 и других; совещаний 1660, 1662, 1663 с представителями привилегированного купечества и горожан, и т. п.).
В Смутное время, после свержения царя Василия Ивановича Шуйского, «Семибоярщина», состоявшая из видных представителей Боярской думы, находившихся тогда в Москве, реально (июль – октябрь 1610), а затем и формально (конец октября 1610 – октябрь/ноябрь 1612) являлась высшим институтом государственно-политической власти в стране. «Семибоярщина» 17(27) августа 1610 г. заключила договор о признании русским царём польского королевича Владислава (будущего польского короля Владислава IV).
В период становления самодержавия значение Боярской думы, которая по способу формирования была институтом представительства титулованной и нетитулованной аристократии, падало, её заседания происходили значительно реже, уменьшился численный состав Боярской думы (138 человек в 1696/1697, 48 человек в 1713).
Состав Боярской думы и её численность
Думные чины и должности
Назначение в Думу («сказывание» думного чина) её членов закрепилось с рубежа 15–16 вв., сама процедура фиксируется в источниках с конца 16 в. С последней четверти 15 в. в неё по назначению входили бояре (высший думный чин), окольничие (следующий по значимости чин), а по должности – дворецкие (руководители центральных ведомств – Большого дворца, позднее Приказа Большого дворца и т. н. областных дворцов), обычно имевшие чин боярина или окольничего, казначеи, постельничие, ловчие и другие, со 2-й трети 16 в. – кравчие. В 16 в. для пополнения Боярской думы близкими советниками монарха из незнатного дворянства и из числа приказных деятелей были введены чины думных дворян (с 1517 известны «дети боярские, которые у государя в думе живут», с 1551 – «стряпчий в думе», с 1564 – «дворяне, которые в думе живут») и думных дьяков (с 1532 известны «великие дьяки», с 1562 – «думные дьяки»). Думный чин со 2-й половины 16 в. имел и государев печатник (хранитель царской печати). В 17 в. в Боярской думе по должности входили также ясельничие, стряпчие с ключом и др.
Думные чины получали в первую очередь важнейшие назначения воевод. С 16 в. они имели наивысшие нормы «поместных дач» (в том числе подмосковных поместий) и регулярного денежного жалованья. Традиционным было право думцев на судебное соборное разбирательство при уголовных и политических обвинениях, зафиксированное царём Василием Ивановичем Шуйским в тексте крестной грамоты 1606 г. и расширенное им за счёт ряда дополнительных гарантий.
Колебания численности и генеалогического состава Боярской думы
В конце 15 в. численность Боярской думы не превышала 15–18 человек (с учётом должностных лиц), в правление великого князя московского Василия III Ивановича при незначительном росте числа членов Боярской думы в ней сложились пропорции чинов (преобладали бояре, за исключением периода 1509–1518) и генеалогического состава (от 60 до 90 % бояр были из титулованной знати; среди окольничих господствовала нетитулованная знать московских и тверских родов).
В середине 16 в. Боярская дума резко расширилась, генеалогические пропорции сохранились (при некотором уменьшении доли бояр): в 1560–1562 гг. в ней состояло более 60 человек. Казни и репрессии знати в годы опричнины и деятельности особого двора царя Ивана IV Васильевича Грозного почти вдвое сократили состав Боярской думы. Вместе с тем в ней резко усилились позиции незнатных думных дворян: в марте 1584 г. их было около трети в объединённой Думе (образована при слиянии особой дворовой Боярской думы Ивана IV и земской Боярской думы, действовавшей в 1565–1584 на территориях, не включённых царём в состав опричнины), все они получили думные чины в особом дворе или в опричной думе, куда входили фавориты царя в чине бояр или думных дворян.
В конце 16 в. численность Боярской думы почти восстановилась (около 60 человек в 1598), так же как и её генеалогический состав (титулованных лиц было около 40 %, возросла доля старомосковской нетитулованной знати). Представители более 110 фамилий получили в течение 16 в. назначения в Боярскую думу, около 50 % из них – титулованные лица 7 княжеских домов Рюриковичей (князья Оболенские и Черниговские, Ростовские, Рязанские, Суздальские, Стародубские, Тверские, Ярославские), выходцы из некоторых линий смоленских Рюриковичей и 4 ветвей литовских Гедиминовичей. Представители около 30 княжеских фамилий получали только боярский чин, лица из нетитулованной знати начинали карьеру в Боярской думе с чина окольничего.
К концу Смутного времени позиции и авторитет Боярской думы резко ослабли и восстановились лишь в 1620-х гг. Во 2-й половине 17 в. численность Боярской думы, в силу разнонаправленных политических факторов, неуклонно росла (59 человек в 1648/1649, 79 человек в 1662/1663, 108 человек в 1675/1676, 180 человек в 1688/1689) на фоне опережающего роста числа окольничих, думных дворян и дьяков (в целом в 1670–1680-х гг. составляли более 60 % Думы), значительного «ухудшения» её генеалогического состава (свыше 20 фамилий титулованной и нетитулованной знати получали в 17 в. только боярский чин, в Думу входили ещё около 15 «думских» по традиции фамилий, при этом выдвинулись десятки второ- и третьестепенных в 16 в. фамилий и родов) и нового постепенного общего падения роли Боярской думы в жизни государства и общества при одновременном возрастании роли монарха. Для лиц из новых фамилий (особенно фаворитов) была типичной последовательная карьера от думного дворянина до боярина.
Организация работы
Боярская дума заседала регулярно, обычно во главе с государем (например, от 3 до 5 дней в неделю в середине 17 в.). В полном составе заседания Боярской думы происходили заметно реже, чем совещания монарха с более узким кругом приближённых советников – Ближней думой. Повестка заседаний формировалась государем, а также запросами из приказов. Боярская дума не имела канцелярии, отдельного делопроизводства, её решения (а порой и основные точки зрения при обсуждении) записывались дьяками приказов, подавших запрос. На заседаниях Боярской думы её члены совместно с государем принимали «приговоры».
Действовали также «думские» комиссии (состояли целиком из числа думцев или возглавлялись членами Боярской думы), думцы возглавляли ряд приказов (к концу 16 в. – около 15 приказов, с середины 17 в. – более 25).
«Думские» комиссии руководили общими и уездными военными смотрами, где происходило «верстание» земельным окладом и денежным окладом служилых дворян, казаков и других (1552, 1555–1556, 1598, 1605–1606 и др.); подготавливали с предварительным утверждением устав сторожевой службы (1571 и др.), проекты сооружения засечных черт (со 2-й половины 16 в.); формировали полки нового строя (2-я треть 17 в.); принимали решения по строительству крепостей. «Думской» комиссией являлась и действовавшая в конце 17 – начале 18 в. Расправная палата.
Полномочия Боярской думы
Судебные полномочия
Члены Боярской думы со 2-й половины 15 в. присутствовали на суде великого или удельного князя, составляя судебную курию при нём. Но чаще (не позднее 2-й трети 16 в.) в качестве высшей судебной инстанции в Москве выступали судные «боярские комиссии», разбиравшие дела в зависимости от административно-территориальной принадлежности «тяжущихся» сторон («бояре, которым которые городы приказаны») или же от юридической квалификации («бояре, которым разбойные дела приказаны»).
Кодификация права и законотворчество
Думцы участвовали в Стоглавом соборе 1551 г., на котором, помимо собственно текста Стоглава, были утверждены Судебник 1550 г. и уставная земская грамота. Согласно Судебнику 1550 г. (ст. 88), Боярская дума в обязательном порядке соучаствовала в процессах законотворчества и кодификации права. Она вместе с церковными соборами приняла уложения 1580, 1584 гг. о судьбах церковного землевладения. Особые комиссии во главе с думцами готовили текст Соборного уложения 1649 г., проекты реформ «государевых ратных и земских дел» (1681–1682) и т. п. Думцы руководили также работами по кодификации права в рамках компетенции руководимых ими центральных ведомств, в результате составлены «судебные», «уставные» и «указные» книги середины 16 – середины 17 в.
Участие в дворцовых церемониях
Члены Боярской думы постоянно участвовали во всех дворцовых церемониях и приёмах. При длительных поездках монарха в 16–17 вв. (по монастырям, дворцовым имениям, во время военных походов) часть Боярской думы сопровождала его, а назначенная государем комиссия из членов Боярской думы (до 1569 нередко во главе с удельным князем из московской ветви Рюриковичей) возглавляла текущее управление и была высшей судебной инстанцией.
Рассмотрение вопросов внешней политики
На заседаниях Боярской думы (порой предшествовавших земским соборам, например, в 1566, 1621, 1653) рассматривались ключевые вопросы войны или мира (перемирия), крупномасштабных военных действий, государевых походов и др. Дипломатические переговоры с иностранными делегациями в Москве, на различных посольских съездах велись комиссиями (с правом заключения предварительных соглашений), состоявшими из членов Боярской думы. Думцы разного статуса возглавляли обычно русские посольства в другие государства.
Участие в церковных преобразованиях
Боярская дума участвовала также в церковных преобразованиях (основание Казанской епархии в 1555, учреждение патриаршества и расширение числа кафедр в 1589, осуждение и лишение сана патриарха Никона, обсуждение вопросов внутреннего церковного устройства на Московском церковном соборе 1666–1667 и др.).
Перестала функционировать в 1713 г. Её ликвидации способствовало создание в 1711 г. Сената.
Впоследствии совещательные функции при российских монархах исполняли Верховный тайный совет (1726–1730), Кабинет министров 1731–1741 гг., Конференция при Высочайшем дворе (1756–1762), Императорский совет (1762), Непременный совет (1801–1810), Государственный совет (1810 – 1917/1918).