Военная безопасность
Вое́нная безопа́сность, состояние, тенденции развития и условия организации одной из сторон жизнедеятельности нации, при которых она не поступается своими интересами из-за угрозы оказаться втянутой в войну и способна исключить возможность внешней агрессии против неё, а также внутренних попыток разрушения конституционного строя насильственным путём или гарантированно их локализовать, подавить без объявления войны и введения на территории страны или в отдельных её местностях военного либо чрезвычайного положения.
В Российской Федерации национальная оборона – основной приоритет национальной безопасности, важнейшее направление деятельности государства, обусловленное тем, что в мировой политике фактор военной силы остаётся неизменным.
Источники военных опасностей, которые могут быть подразделены на внутренние, внешние и трансграничные, имеют различные природу, характер и стратегические риски.
Внутренние источники – деятельность организаций, в том числе запрещённых в Российской Федерации, а также отдельных лиц, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных и военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации; нарушение суверенитета, единства и территориальной целостности государства; подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества.
Внешние источники:
откровенно враждебный курс т. н. «коллективного Запада» по отношению к внутренней и внешней политике России и продвижению ею норм международного права вне рамок двойных стандартов;
наращивание силового потенциала НАТО и продвижение военной инфраструктуры альянса к российским границам;
распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, а также создание и развёртывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил и стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
исторически необоснованные территориальные претензии к Российской Федерации и её союзникам, вмешательство в их внутренние дела;
наличие (возникновение) очагов и эскалация вооружённых конфликтов на сопредельных с Российской Федерацией и её союзников территориях;
деятельность международных вооружённых радикальных группировок, иностранных частных военных компаний вблизи государственной границы Российской Федерации;
установление в государствах, сопредельных с Российской Федерацией, режимов, деятельность которых враждебна либо деструктивна в отношении России.
Трансграничные источники, будучи внутренними по характеру возникновения и стимуляции, форме проявления, возможным участникам и т. д., одновременно являются внешними по своей сути и наоборот, поскольку направлены на активизацию внутреннего протестного потенциала и выделение ему организационной, материальной, информационной и иной поддержки. К ним относятся: международная организованная преступность, терроризм, наркобизнес; торговля оружием и людьми; создание вовне вооружённых формирований и групп с целью их переброски для террористических действий на территории Российской Федерации; поддержка из-за рубежа подрывных сепаратистских, националистических или религиозных экстремистских группировок; информационная и иная деятельность деструктивного характера.
Правовую основу обеспечения военной безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, в реализации которых принимает участие Российская Федерация, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, документы стратегического и военного планирования.
Обеспечение военной безопасности является частью внутренней и внешней политики государства и представляет собой совокупность скоординированных и объединённых единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Поддержка защиты Отечества – важнейшая функция государства, дело всего народа, обязанность каждого гражданина Российской Федерации.
Основным субъектом обеспечения военной безопасности на протяжении всей истории человечества было и остаётся государство. В организационном и правовом отношении это выражается в заблаговременном создании и постоянном совершенствовании его военной организации, включающих:
во-первых, повышение эффективности работы совокупности органов государственного и военного управления, военно-силовых структур, осуществляющих свою деятельность военными методами, а также организаций оборонно-промышленного комплекса страны;
во-вторых, упорядочение и систематизацию организации жизнедеятельности государства, позволяющие ему эффективно функционировать с учётом угрозы войны и в условиях войны, а также поддерживать свои возможности по адекватному и рациональному ответу на любые военные вызовы и угрозы.
Мировая история и современная практика знают разные подходы государств к обеспечению своей военной безопасности. В их числе: достижение безусловного военного превосходства над любой комбинацией военной мощи вероятного противника; поддержание военно-стратегического паритета в мире; создание национального потенциала оборонной достаточности; развитие ядерного и других видов оружия массового поражения в качестве политического ресурса сдерживания агрессора; вступление в военный союз с достаточно сильными в военном отношении государствами; ориентация на миротворческую миссию международных организаций и институтов; политика нейтралитета; расчёт на примат международного права и потенциал международных сил по поддержанию мира.
Какому из этих подходов отдаётся предпочтение той или иной страной – зависит от множества обстоятельств внутреннего и международного характера.
В частности, Россия, в силу своего геополитического положения, прогрессирующих внешних и трансграничных источников угроз национальной безопасности, исторической роли и опыта, особенностей социально-экономического и духовного потенциалов, других значимых для национальной безопасности факторов в обеспечении военной безопасности, ориентирована на укрепление собственной военной силы, достаточной для защиты независимости и суверенитета, территориальной целостности государства.
В целях обороны создаются Вооружённые Силы Российской Федерации, устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации, а также военно-транспортная обязанность органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, включая собственников транспортных средств. К обороне привлекаются войска национальной гвардии, воинские формирования гражданской обороны, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и органы государственной охраны, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
Деятельность по обеспечению военной безопасности включает в себя:
прогнозирование, анализ и оценку военно-политической обстановки; определение основных направлений военной политики государства и стратегическое (военное) планирование;
правовое регулирование в области обеспечения военной безопасности;
строительство, подготовку и поддержание в необходимой степени готовности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения и взаимодействия; разработку, производство и совершенствование систем управления национальной обороной страны;
разработку, производство и совершенствование вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности, создание их мобилизационных запасов;
мобилизационную подготовку, а также подготовку к переводу и перевод органов государственной власти и местного самоуправления, национальной экономики, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны на работу в условиях военного времени;
применение специальных экономических мер в целях обеспечения военной безопасности; создание запасов материальных ценностей, предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации;
планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне страны;
оперативное (операционное) оборудование территории Российской Федерации в целях обороны страны;
защиту составляющих государственную тайну сведений в области обороны страны;
развитие отечественной науки, технологий и техники, а также национальной системы образования в интересах обороны и безопасности страны;
координацию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в обеспечении военной безопасности;
финансирование расходов на обеспечение военной безопасности, контроль над целевым расходованием выделенных средств;
международное сотрудничество, стратегическое партнёрство и коалиционное взаимодействие в целях обеспечения национальной, коллективной и международной безопасности;
иные мероприятия в области обороны страны.
Общее руководство в части обеспечения военной безопасности осуществляют Президент Российской Федерации – Верховный главнокомандующий Вооружёнными Силами страны, формируемый и возглавляемый им Совет безопасности Российской Федерации, а оперативную координацию деятельности различных ведомств и организаций – Министерство обороны Российской Федерации и созданный в его структуре Национальный центр управления обороной.