Морская авиация
Морска́я авиа́ция, один из наиболее манёвренных родов сил ВМФ (ВМС) большинства государств. Предназначена для уничтожения сил флота противника, его морских транспортных средств, корабельных группировок, конвоев, десантов противника в море и в базах, поиска и уничтожения его подводных лодок, постановки минных заграждений, ведения воздушной разведки, нарушения системы наблюдения и управления на морских и океанских театрах военных действий, прикрытия группировок своих кораблей и решения других задач. Может привлекаться для содействия сухопутным войскам на приморских направлениях, выдачи целеуказания в интересах применения оружия силами флота. Основу морской авиации составляют самолёты (вертолёты) различного назначения.
Функционально морская авиация подразделяется на морскую ракетоносную, морскую [противолодочную, истребительную, штурмовую (бомбардировочную), разведывательную и вспомогательного назначения дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в полёте, поисково-спасательную, транспортную, санитарную]. По способу базирования выделяют базовую (береговую) и палубную (корабельную) авиацию.
Зарождение морской авиации связано с созданием гидросамолётов (Франция, США, Россия) и успешным опытом взлёта и посадки самолёта на надводный корабль (США). В целях увеличения радиуса действия самолётов в море в российском и иностранных флотах использовались авиатранспорты (предшественники современных авианосных кораблей). Они брали на борт несколько гидросамолётов, которые опускались с корабля на воду для взлёта и поднимались на корабль после посадки.
Впервые морская авиация приняла участие в боевых действиях на море в годы Первой мировой войны 1914–1918 гг. Накануне войны летательные аппараты были в составе флотов большинства крупных государств (Германия, Великобритания, Франция, США). В России на Балтийском и Черноморском флотах имелось по одному гидроавиационному отряду. В ходе войны наряду с задачами дозора, разведки, целеуказания и корректировки артиллерийского огня морская авиация стала вести поиск подводных лодок, прикрывать корабли и пункты базирования, наносить бомбовые удары по морским и наземным целям. К 1917 г. морская авиация российского ВМФ насчитывала 269 гидросамолётов, летающих лодок отечественных конструкций и колёсных истребителей иностранного производства. Организационно авиация на Балтийском и Чёрном морях была сведена в воздушные дивизии (по 2 бригады 3-дивизионного состава). Дивизион включал 2–3 авиационных отряда по 6 самолётов каждый. На кораблях базировались 4 корабельных авиационных отряда.
В 1918–1919 гг. морская авиация РККФ состояла из Балтийской воздушной бригады, воздушного дивизиона Волжской военной флотилии, авиационных отрядов Каспийско-Астраханской и Онежской военных флотилий. Отдельные авиационные подразделения морской авиации имелись в составе Белого флота. В 1920 г. морская авиация передана в Рабоче-крестьянский Красный Воздушный Флот (с 1924 ВВС РККА), в мае 1935 г. – январе 1937 г. входила в состав РККФ, затем вновь переподчинена ВВС РККА. В 1938 г. созданы ВВС ВМФ, которые к началу Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. насчитывали около 2,5 тыс. самолётов. В начале войны морская авиация действовала в основном на сухопутных фронтах. В августе – сентябре 1941 г. лётчики 1-го минно-торпедного полка авиации Балтийского флота совершили 8 налётов на Берлин и другие объекты Германии.
С 1943 г. главные усилия морской авиации были направлены на уничтожение кораблей и морских транспортных средств противника. Всего на счету советских морских лётчиков свыше 700 потопленных кораблей и судов, свыше 5,5 тыс. уничтоженных самолётов противника; 17 частей морской авиации стали гвардейскими, 57 награждены орденами; 241 авиатору присвоено звание Героя Советского Союза, а 5 человек удостоены его дважды.
За рубежом в межвоенный период наиболее интенсивно развивалась морская авиация США, которая к 1941 г. насчитывала 15 авиационных крыльев, в том числе 8 корабельных, 5 патрульных и 2 морской пехоты (всего около 5,3 тыс. боевых и вспомогательных самолётов). ВМС Японии имели около 1,75 тыс. самолётов, в том числе 1,2 тыс. самолётов берегового базирования. В Великобритании и Франции в ВМС входила только корабельная авиация (базовая авиация находилась в составе ВВС). В Германии морская авиация имела в своём составе лишь корабельные самолёты и незначительное число гидросамолётов-разведчиков. В период Второй мировой войны 1939–1945 гг. морская авиация стала основной ударной силой на океанских театрах военных действий. На Тихом океане она сыграла главную роль в разгроме японского императорского флота, а в Атлантическом океане – в борьбе с германскими подводными лодками.
В послевоенный период советская морская авиация прошла перевооружение на реактивные самолёты, получила новые средства поражения – управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы, торпеды и ракеты с ядерными зарядами и др. В 1960–1961 гг. ликвидирована минно-торпедная и истребительная авиация и созданы новые рода авиации – ракетоносная и противолодочная. С созданием советских авианесущих кораблей появилась палубная авиация. К 1991 г. авиация ВМФ СССР насчитывала свыше 2 тыс. самолётов и вертолётов, в том числе: 328 ракетоносцев, 715 бомбардировщиков, 196 штурмовиков, истребителей и противолодочных самолётов; свыше 100 самолётов-разведчиков, целеуказания и РЭБ; 343 боевых вертолёта, 436 самолётов и вертолётов вспомогательного назначения. После распада СССР части морской авиации, находившиеся на территории РСФСР, вошли в состав Вооружённых Сил РФ.
В 2001 г. морская авиация прекратила своё существование как отдельный род сил ВМФ и вошла в состав ВВС и ПВО ВМФ. С 2009 г. основным элементом организационно-штатной структуры морской авиации стали авиационные базы, включающие авиационные эскадрильи различного назначения; кроме того, в составе российского ВМФ находится отдельный корабельный истребительный авиационный полк. На вооружении российской морской авиации состоят: самолёты – истребители (Су-27, Су-33), бомбардировщики (Ту-22М, Су-24), противолодочные (Ту-142, Ил-18, Бе-12), транспортные (Ан-12, Ан-26); противолодочные вертолёты (Ка-25, Ка-27; Ми-14ПЛ), транспортно-боевые (Ка-29, Ми-24), буксировщики минных тралов (Ми-14БТ), многоцелевые вертолёты (Ми-8, Ми-17). В память о победе российских морских лётчиков над германскими самолётами в 1916 г. в первом воздушном бою над Балтийским морем 17 июля отмечается День авиации ВМФ России.
Среди иностранных государств в послевоенный период опережающее развитие имела морская авиация США, которая подразделяется на авиацию флота (авианосная и базовая) и авиацию морской пехоты, имеющие регулярные силы и резервные формирования. В начале 21 в. в боевом составе морской авиации США насчитывается около 4 тыс. самолётов и вертолётов, в том числе около 1,2 тыс. в авиации морской пехоты. Стратегия и тактика боевого применения морской авиации и все виды её боевого обеспечения были отработаны в ходе локальных войн и вооружённых конфликтов во 2-й половине 20 – начале 21 вв. (в Корее, Вьетнаме, Ливии, Ираке, Югославии, Афганистане, Сомали и др.). Морская авиация крупных государств, имеющих в составе ВМС авианесущие корабли (Великобритания, Франция, Италия, Испания и др.), также подразделяется на авиацию корабельного (авианосную) и берегового базирования. В составе ВВС многих других государств для решения задач вооружённой борьбы на море имеются авиационные соединения и части, которые выделяются в оперативное подчинение командованию ВМФ (ВМС).