Авианесущий корабль
Авианесу́щий кора́бль (АВК), 1) общее название надводных кораблей (судов), способных обеспечить базирование и применение (использование) с них корабельных летательных аппаратов (ЛАК). Наиболее известными АВК являются: авианосцы (АВ), вертолётоносцы (ВН), универсальные десантные корабли (УДК) и авианесущие крейсеры. К АВК могут быть отнесены другие типы кораблей (судов), на которых базируются самолёты и вертолёты, в том числе крейсеры-вертолётоносцы, эскадренные миноносцы-вертолётоносцы, фрегаты, сторожевые корабли, корветы, ледоколы, научно-исследовательские суда. В начале 2020-х гг. АВК представлены в основном кораблями класса АВ, ВН и УДК.
Все крупные АВК имеют полноценные авиационные корабельные комплексы, включающие ЛАК с их оборудованием и вооружением, оснащены корабельными авиационно-техническими средствами (авиационно-техническое, радиотехническое, связное, ангарно-палубное и другое оборудование), имеют специальные ангары и технические позиции (посты) для проведения всех видов работ на авиационной технике, погреба авиационного боезапаса, цистерны авиационного топлива и др.
Авианесущий корабль может иметь на своём борту до 80–100 ЛАК, которые запускаются со специальной полётной палубы при помощи катапульт или самостоятельно, в том числе с помощью носового трамплина. На кораблях (судах), имеющих 1–3 вертолёта, могут быть один или несколько палубных ангаров или только взлётно-посадочная площадка. На всех АВК типа авианосца для торможения самолётов при посадке применяется тросовый аэрофинишёр.
2) Класс боевых кораблей Военно-Морского Флота (ВМФ) Российской Федерации, главным вооружением которых является корабельная (палубная) авиация. В начале 21 в. основным и единственным типом кораблей этого класса являются авианесущие крейсеры, построенные в 1960–1990-х гг. в СССР (например, тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»).
История создания
История АВК неразрывно связана с возникновением и развитием корабельной (палубной) авиации. Создание и совершенствование ЛАК в свою очередь определило развитие авианесущих кораблей. К концу 19 в. флоты ведущих мировых держав накопили положительный опыт применения аэростатов для военных целей в береговой обороне и в операциях на реках. Первый шаг для действий в открытом море был сделан во Франции. В июле 1893 г. были проведена разведка с воздушного шара, поднятого над крейсером «Таж».
В русском флоте впервые воздушный шар (привязной аэростат) был поднят на несамоходной шхуне (блокшиве) «Самоед» 2 (14) июля 1894 г. для поиска затонувшего броненосца «Русалка» в Балтийском море. Через 3 года на Черноморском флоте была налажена регулярная воздухоплавательная служба. 10 (23) ноября 1904 г. в списки судов Российского императорского флота на Балтийском море впервые был зачислен воздухоплавательный крейсер или аэростатоносец (по той классификации – крейсер II ранга) «Русь». Его задачей было ведение дальней разведки в море с помощью сферического воздушного шара, четырёх змейковых и четырёх сигнальных аэростатов.
Стремительное развитие авиации в начале 20 в. поставило на повестку дня создание плавучих баз для аэропланов. Идея создания АВК появилась практически одновременно в США и России в 1909–1913 гг. В Российской империи проекты первых авианесущих кораблей были разработаны инженерами Л. М. Мациевичем (1909), М. М. Канокотиным (1910), П. А. Шишковым (1913). Одновременно проводились опыты с размещением первых гидросамолётов (гидроаэропланов, гидропланов) на борту боевых кораблей Черноморского флота – транспорте «Днепр» (1913) и крейсере «Кагул» (1914).
Однако настоящее развитие АВК как отдельного типа военных кораблей началось в Великобритании. Их прообразом стали бывшие торговые суда, переоборудованные в гидроавиатранспорты (гидрокрейсеры) и оснащённые ангарами для хранения гидросамолётов, устройствами для их спуска на воду и подъёма. В конце 1914 г. вошёл в строй гидроавиатранспорт (гидроавианосец) «Арк-Ройал», нёсший на борту до 10 гидросамолётов. Это был первый в мире корабль, достроенный как авианесущий корабль.
С началом 1-й мировой войны развитие АВК в составе флотов воевавших стран получило сильное ускорение. В России было принято решение специально закупленные грузопассажирские пароходы («Императрица Александра», «Император Александр I», «Император Николай I», «Румыния» и ряд других судов, всего 11) переоборудовать в гидроавиатранспорты (имевшие на борту до 10 гидропланов), а также дополнить вооружение крейсера II ранга «Алмаз» гидропланом (таким образом бывшая императорская яхта стала называться гидрокрейсером).
При этом новый класс боевых кораблей не был определён в качестве самостоятельного в официальной классификации кораблей (судов) Российского флота. Переоборудованные корабли назывались по-разному, в том числе и по соображениям сохранения военной тайны. Так, например, на Балтийском флоте пароход «Императрица Александра» был зачислен в разряд вспомогательных крейсеров II ранга с наименованием «Орлица» (он остался на флоте в единственном экземпляре). Для маскировки истинного назначения «Орлица» числилась учебным судном, а в документах её называли авиационным судном, авиаматкой, авиатранспортом и даже авиационной баржей.
В целом, на основании архивных документов, к первым АВК Российского императорского флота из-за неопределённой классификации применялось большое количество терминов: «авиационные суда», «авианосные суда», «авиатранспорты», «авиаматки», «авиатендеры», «вспомогательные крейсеры», «вспомогательные суда», «гидроавиатранспорты», «гидрокрейсеры», «крейсеры», «плавучие станции» и «посыльные суда».
На Черноморском флоте два вспомогательных крейсера II ранга «Император Александр I» и «Император Николай I» (вступившие в строй в 1914–1915 и официально числившиеся посыльными судами), пароход «Румыния» (вступил в строй в 1916) стали гидроавиатранспортами, которые вместе с гидрокрейсером «Алмаз» 23 декабря 1916 г. вошли в состав первого в истории русского флота авианесущего соединения – отряда корабельной авиации (позднее дивизиона гидрокрейсеров). Корабли этого отряда впервые применили гидросамолёты для атаки турецкого флота и береговых объектов весной 1915 г.
Уже в ходе войны англичане первыми решили отказаться от гидроаэропланов, взлетающих с поверхности воды, и перейти на более эффективные сухопутные самолёты с колёсным шасси, способные взлетать и садиться на палубу специального корабля. Таким кораблём стал лёгкий линейный крейсер «Фьюриэс», построенный в 1917 г. и снабжённый впервые в мире полётной палубой. Опыт эксплуатации крейсера был учтён при переоборудовании другого пассажирского лайнера в первый гладкопалубный авианосец – «Аргус», не имевший вообще палубных настроек (спущен на воду в сентябре 1918).
По окончании войны ведущие морские державы, за исключением созданного только в 1922 г. СССР, продолжили строительство новых авианосцев и одновременно переоборудовали в них недостроенные корабли (линкоры, линейные крейсеры). Существующие надводные корабли (и даже подводные лодки) стали дооснащать гидросамолётами для разведки и корректировки огня, превращая их в авианесущие корабли.
Повсеместное увлечение гидроавиацией коснулось и гражданских судов. В 1920–1930-е гг. почтовыми гидросамолётами были оснащены пассажирские лайнеры из США, Франции, Германии (первым стал американский «Левиафан», 1927), которые курсировали через Атлантический океан.
О масштабе распространения и усиления роли авианесущих кораблей, особенно авианосцев, в войне на море свидетельствуют следующие данные: если к началу 2-й мировой войны флоты США, Великобритании, Франции и Японии насчитывали всего 19 авианосцев, то во время войны были построены и вступили в строй 169 кораблей этого класса.
Развитие авианесущих кораблей
В начале 1940-х гг. ведущие флоты мира заинтересовались массовым применением с палубы АВК вертолётов (за рубежом чаще употребляли термины автожир или геликоптер, отличавшиеся вектором тяги воздушного винта). При этом впервые посадку и взлёт с полётной палубы американского авианосца «Лэнгли» осуществил автожир Питкерна RSA-2 (HOR-1) ещё 21 сентября 1931 г.
Вместе с тем приоритет в осуществлении практического использования вертолётов для поиска и уничтожения подводной лодки (ПЛ) принадлежит Германии и относится к 1942 г., когда началось серийное производство одноместных вертолётов Fl-282 Kolibri в палубном варианте. Для их использования был избран бывший югославский авиатранспорт «Змай», в германском флоте получивший наименование «Драхе». Он стал первым в мире кораблём-вертолётоносцем, выполнявшим боевые задачи с ноября 1942 г. до февраля 1943 г.
Весной и летом 1943 г. американцы также провели первые успешные испытания по посадке вертолётов на авианесущие корабли. В последующем геликоптеры И. И. Сикорского широко применялись американцами во время боевых действий с авианосцев и других боевых кораблей, судов.
В середине 1950-х гг. в состав военно-морских сил (ВМС) США вошли десантные вертолётоносцы, переоборудованные из эскортных авианосцев постройки времён 2-й мировой войны. Первый из них – «Тетис-Бэй» (CVE-90). Корабль вошёл в строй 20 июля 1956 г. в качестве штурмового вертолётоносца (CVHA-1). Первым в мире вертолётоносцем специальной постройки стал американский корабль «Иводзима» (LPH-2), вошедший в строй 26 августа 1961 г. На начало 2022 г. корабли этого класса (чаще называемые УДК) входят в состав ВМС США, Японии, Франции и других стран (водоизмещение до 40 тыс. т; несут до 40 вертолётов и до 10 самолётов вертикального взлёта и посадки; экипаж до 1800 человек с вооружением).
Авианесущие корабли другого подкласса – противолодочные крейсеры-вертолётоносцы в начале 1960-х гг. вошли в состав ВМС Великобритании, Франции и Италии, ВМФ СССР (противолодочные крейсеры проекта 1123 «Москва», «Ленинград»). В 21 в. корабли этого подкласса (кроме советских) имеют водоизмещение до 15 тыс. т, несут до 10 противолодочных вертолётов.
В 1970-х гг. на вооружение авианесущих кораблей СССР и Великобритании были приняты самолёты вертикального взлёта и посадки. В СССР так появился новый подкласс авианесущих кораблей – тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР типа «Киев», «Новороссийск» и др.).
С наступлением эры строительства атомных кораблей (подводные лодки, ледоколы, другие суда) среди авианесущих кораблей ВМС США в 1961 г. появился первый авианосец с ядерной энергетической установкой – «Энтерпрайз».
Современные атомные авианосцы (например, типа «Нимиц» ВМС США) имеют основные технические характеристики: водоизмещение свыше 100 тыс. т; длина 337 м; до 90 вертолётов и самолётов авианосной (палубной) авиации; экипаж 3200 человек, авиакрыло – 2480 человек.
К началу 2023 г. авианесущие корабли находились на вооружении флотов 13 стран мира, из них наибольшим числом авианосцев и УДК располагают ВМС США. При этом США планируют построить ещё несколько атомных авианосцев типа «Джералд Р. Форд» и УДК нового проекта. Новые авианосцы США отличаются высокой степенью автоматизации, сокращённым экипажем. Семь стран также строят свои авианосцы и УДК. Например, в Китае на стапелях уже стоит третий корпус авианосца, в Индии на верфи заложен корабль собственной постройки. Турция, Италия, Республика Корея намерены построить свои универсальные десантные корабли.