Линейный корабль
Лине́йный кора́бль (англ. ship of the line, франц. navire de ligne), 1) в парусном флоте 17 в. – 1-й половины 19 в. самое крупное по размерам и наиболее мощное по вооружению трёхмачтовое боевое судно с прямым парусным вооружением, 2–3 батарейными закрытыми палубами (деками) и одной открытой палубой, на которых размещались от 50 до 140 орудий; 2) самый крупный боевой корабль 1-й половины 20 в. с мощной артиллерией и броневой защитой, предназначенный для ведения морского боя с главными надводными силами флота противника и нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам.
О создании линейных кораблей
Термин «линейный корабль» (ship of the line) возник вследствие того, что в морском бою многопалубные корабли действовали в строю кильватера, выстраиваясь в линию друг за другом, что позволяло выполнять залп из всех бортовых орудий. Такая тактика называлась линейной и до середины 19 в. применялась во всех морских сражениях, в которых линейные корабли играли главную роль в достижении успеха.
Первым трёхпалубным линейным кораблём считается 55-пушечный английский «Принц Роял» (1610). К концу 17 в. западноевропейские линейные корабли имели водоизмещение 1500–1750 т, вооружение 80–100 пушек, экипажи 600–700 человек.
В зависимости от количества орудий линейные корабли подразделялись на ранги. В английском флоте было установлено 4 ранга: от 4-го (50–60 орудий) до 1-го (100–120 орудий). Французская ранговая классификация учитывала количество батарейных палуб и орудий без присвоения номера ранга, например трёхдечный 90-пушечный корабль.
В 18 в. по отношению к боевым кораблям стал применяться ещё один термин «line of battle ship» (корабль боевой линии), который в 1794 г. сокращённо записали как «battle ship». В дальнейшем он употреблялся в отношении любого военного корабля. Однако в 1892 г. при переклассификации британского флота термин «battleship» стал относиться к классу сверхтяжёлых кораблей.
Строительство кораблей (линейных) в России до 20 в.
В России термин «линейный корабль» применительно к парусным кораблям стал широко употребляться только с начала 20 в. До 1880-х гг. русские военные суда с характеристиками, сходными с западноевропейскими парусными линейными кораблями, относились к классу «корабль». Кроме того, к этому классу в виде исключения были отнесены первые два корабля-галеаса, построенные на Воронежской верфи (существовала в 1696–1711) в конце 1690-х гг., суда, построенные кумпанствами в конце 17 в., и «новоизобретённые корабли», построенные в 1770-х гг. для возрождаемой Азовской флотилии.
Поскольку русские корабли тоже предназначались для ведения морского боя в строю кильватера (линии баталии), то их неофициально называли линейными судами. Первый такой русский корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение») был построен без помощи иностранных мастеров на Воронежской верфи в 1700 г. для Азовского флота (существовал в 1696–1712). Главным строителем корабля являлся Пётр I.
Ко времени окончания Северной войны определились основные ранги кораблей отечественного флота: 54-, 66-, 70-, 80- и 90-пушечные. Во второй половине 18 в. появились 74- и 100-пушечные корабли, а в начале 19 в. – 84-, 110- и 120-пушечные. Корабли, являясь самыми крупными боевыми единицами флота, в то же время составляли наиболее многочисленный класс в Российском императорском флоте. В отечественной истории остались имена кораблей, снискавших славу в морских сражениях: «Ингерманланд», «Евстафий», «Азов» и др. При этом в ознаменование подвига экипажа в Наваринском сражении корабль «Азов» первым в российском флоте был удостоен высшей награды – кормового Георгиевского флага и вымпела.
В 1855 г. в состав Балтийского флота вошёл первый в России винтовой корабль специальной постройки «Орёл». Всего было построено 9 винтовых кораблей, 4 из них были переделаны из парусных. Их водоизмещение достигало 5585 т, а вооружение состояло из 83–135 гладкоствольных орудий. Вместе с тем развитие судостроения с широким использованием металлических конструкций, внедрение на флотах паровых двигателей и гребных винтов, нарезной артиллерии и бронирования привели в 1880 г. к ликвидации класса кораблей. На смену им пришли броненосные корабли и эскадренные броненосцы.
О пике развития линкоров в 20 в.
С началом 20 в. реальную революцию в мировом кораблестроении, ознаменовавшую рождение действительно нового класса кораблей, произвела постройка в Англии первого самого крупного линейного корабля «Дредноут» (1906). Флоты мировых держав охватила «дредноутная лихорадка». С учётом опыта русско-японской войны (1904–1905) линейные корабли как класс стали строиться сериями. При этом в США, Англии и Франции термин «линейный корабль» не возрождали, а новые корабли продолжали называть «battleship» или «cuirassé».
В России 27 сентября (10 октября) 1907 г. все эскадренные броненосцы перевели в класс линейных кораблей. К этому же времени относится появление термина «линкор» (сокращение от «линейный корабль»). Первыми русскими линкорами специальной постройки стали корабли типа «Севастополь» (в 1921–1943 – «Парижская коммуна»), заложенные в 1909 г. на Балтийском судостроительном заводе (ныне Балтийский завод, Санкт-Петербург) под руководством талантливого кораблестроителя И. Г. Бубнова. Остальные линкоры, построенные в России, также проектировались и строились на основе этого типа.
К началу Первой мировой войны морские державы имели 155 линейных кораблей, которые являлись основой боевой мощи флотов. Линкоры этого периода имели: водоизмещение 18–32 тыс. т, скорость хода 21–25 уз (38,9–46,3 км/ч); вооружение: 8–12 орудий 280–381-мм, 12–20 орудий 100–152-мм, 4–8 зенитных пушек 40–88-мм. Экипаж составлял 900–1200 человек. За годы войны погибло 34 корабля (в основном из-за морских мин и действий подводных лодок).
В межвоенный период совершенствование линкоров шло в направлении увеличения калибра артиллерии, толщины брони, повышения скорости и живучести. Германия строила линейные корабли типа «Бисмарк» (50 900 т, 8 орудий главного калибра 380-мм), Италия – типа «Литторио» (45 963 т, 9 орудий 381-мм), США – типа «Вашингтон» (45 370 т, 9 орудий 406-мм), Великобритания – типа «Кинг Джордж V» (44 460 т, 10 орудий 356-мм), Франция – типа «Ришелье» (47 548 т, 8 орудий 380-мм). Помимо орудий главного калибра линейные корабли имели до 20 универсальных орудий 100–152-мм, до 140 зенитных пушек и пулемётов, до 8 торпедных аппаратов, до 4 гидросамолётов; экипаж 1,5–2,8 тыс. человек. Толщина брони достигала 483 мм, её масса составляла до 40 % общей массы корабля, скорость хода увеличилась до 33 уз (61,1 км/ч).
В СССР в период 1938–1940 гг. для Военно-Морского Флота (ВМФ) были заложены 4 линейных корабля типа «Советский Союз» (проект относился к числу наиболее сильных кораблей своего класса). К сожалению, во время Великой Отечественной войны, в июле 1941 г., их постройку прекратили.
К началу Второй мировой войны в составе военно-морских сил (ВМС) ведущих государств насчитывалось более 50 линейных кораблей, в том числе в советском ВМФ 3 модернизированных линкора типа «Парижская коммуна». Они продолжали считаться главной силой для завоевания господства на море. Уже во время войны США построили линейные корабли типа «Айова» (57 450 т, 9 орудий 406-мм), Великобритания – типа «Вэнгард» (51 420 т, 8 орудий 381-мм). Япония создала крупнейшие в мировой истории линкоры «Ямато» и «Мусаси» (72 809 т, 9 орудий 460-мм). При этом линкоры привлекались главным образом для защиты авианосцев и обеспечения десантных операций. В ходе войны на море был потоплен 31 линкор, в большинстве случаев от действий авиации (в основном палубной) и подводных лодок.
В середине 20 в., с изменением характера вооружённой борьбы на море после 2-й мировой войны и увеличением роли авианосцев, линейные корабли утратили своё значение как главная сила флота и их строительство было прекращено. К середине 1960-х гг. (в СССР в 1956) линейные корабли почти во всех странах выведены из состава флотов и сданы на слом. В США 4 линкора типа «Айова» были законсервированы. В 1980-х гг. их модернизировали, оснастили противокорабельными ракетами «Гарпун», крылатыми ракетами «Томахок» (другое популярное название «Томагавк») и вновь ввели в строй. Они применялись в войнах и вооружённых конфликтах в Корее (1950–1953), во Вьетнаме (1964–1973), в событиях в Южном Ливане (1983–1984) и операции «Буря в пустыне» в Персидском заливе (1991). В начале 1990-х гг. эти корабли были переведены в резерв ВМС США, затем исключены из регистра военно-морских судов и сохранены в качестве кораблей-музеев (последним был музеефицирован линкор «Айова», 2012).