Антониони Микеланджело
Антонио́ни Микела́нджело (Michelangelo Antonioni) (29.9.1912, Феррара – 30.7.2007, Рим), итальянский кинорежиссёр, сценарист.
Окончил Высшую школу экономики и коммерции в Болонье. С 1940 г. сотрудничал в журнале Cinema, став одним из теоретиков неореализма. В 1942 г. ассистент М. Карне (фильм «Вечерние посетители»).
Дебютировал неореалистическим документальным фильмом «Люди с реки По» (1943). Первый игровой фильм – «Хроника одной любви» (1950). Успех принёс фильм «Подруги» (1955; Серебряный лев Венецианского кинофестиваля, 1955). Подлинный триумф и мировое признание связаны с тетралогией: «Приключение» (1960; специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, 1960), «Ночь» (1961; Золотой медведь Берлинского кинофестиваля, 1961), «Затмение» (1962; специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, 1962), «Красная пустыня» (1964; Золотой лев Венецианского кинофестиваля, 1964).
Антониони расширил проблематику неореализма, исследуя психологию человека эпохи послевоенного экономического бума. В центре внимания Антониони – болезни современного общества: эмоциональная усталость, духовное омертвение, тотальная разочарованность и, как следствие, одиночество людей, их неспособность к созиданию. Антониони создал свой кинематографический язык, для которого характерны графичность внутрикадрового построения, тягучая замедленность повествования. Внешний мир в его фильмах – проекция мира внутреннего. Метафорой одиночества, душевной опустошённости становятся долгие панорамы пустынных улиц, унылых стен, городских окраин, на фоне которых человек выглядит бесприютным, потерянным (Антониони называли «певцом некоммуникабельности»).
Автор сценариев к своим фильмам, соавтор сценариев к фильмам «Трагическая охота» Дж. Де Сантиса (1947), «Белый шейх» Ф. Феллини (1952), писал для режиссёров А. Блазетти, Р. Клемана и др. В фильме «Фотоувеличение» («Blow up», 1966; Гран-при Каннского кинофестиваля, 1967) поставлен сущностный вопрос – способно ли искусство постичь правду.
В 1970-е гг. в игровом и документальном кино Антониони обратился к социально-политической проблематике: «Забриски Пойнт» (1970), «Китай» (1972), «Профессия: репортёр» (1974). В 1981 г. снял телевизионный фильм «Тайна Обервальда», в котором пытался добиться новых художественных эффектов, используя цифровые технологии. Вернувшись к излюбленным темам в фильме «Идентификация женщины» (1982; юбилейная премия в честь 35-летия Каннского кинофестиваля, 1982), режиссёр обнаружил исчерпанность своей эстетики 1960-х гг.
После тяжёлой болезни, только в 1995 г., вместе с В. Вендерсом Антониони снял фильм «Там, за облаками» по собственным рассказам 1960-х гг. из сборника «Тот кегельбан над Тибром» («Quel bowling sul Tevere», 1983); в 2004 г. – эпизод «Опасная связь вещей» в киноальманахе «Эрос».
Почётная награда «Оскар» (1994) в знак признания за заслуги в кинематографии.