Режиссёры

Вендерс Вим

Ве́ндерс Вим (Wim Wenders; Вильгельм Эрнст Вендерс, Wilhelm Ernst Wenders ) (род.14.8.1945, Дюссельдорф), немецкий кинорежиссёр.

Изучал медицину (1963–1964) и философию (1964–1965) во Фрайбурге, Мюнхене и Дюссельдорфе. В 1967–1970 гг. учился в Мюнхенской школе кино и телевидения, одновременно сотрудничая в различных периодических изданиях. Вендерс – видный представитель (наряду с и ). Один из ранних игровых полнометражных фильмов – «Страх вратаря перед пенальти» (1971) – свидетельствовал о тяготении к постановке глобальных проблем на примере конкретных судеб.

В 1974 г. основал в Мюнхене фирму Wim Wenders Produktion (с 1978 – в Берлине). В фильмах «Алиса в городах» (1973), «Американский друг» (1977), (1984, Золотая пальмовая ветвь ) европейский интеллектуализм удачно сочетается с американской стихией путешествий и приключений, «фильмы дороги» ( от названия основанной Вендерсом в 1977 г. в Берлине продюсерской фирмы Road Movies Filmproduktion) превращаются в философские саги. Фильм (1987, другое название – «Крылья желания», приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру, в том же году) рассказывает об ангеле, не устоявшем перед искушением полнокровной, но конечной жизнью человека. В фильме «До края света» (1991) Вендерс исследует не только географическое пространство, но и ускользающие границы между сознанием и бессознательным. Совместно с американским режиссёром Н. Реем поставил фильм «Молния над водой» (1981).

Разрыв с , продюсером его фильма «Хaмметт» (1982), сподвигнул Вендерса на создание драматического памфлета (1982, Золотой лев ).

Среди других фильмов, игровые: «Так далеко, так близко» (1993, другое название – , премия жюри Каннского кинофестиваля, 1993), «Там, за облаками» (1995, совместно с ), «Отель в миллион долларов» (2000), «Земля изобилия» (2004), «Входите без стука» (2005), новелла в альманахе «У каждого своё кино» (2007), «Съёмки в Палермо» (2008); документальные – посвящённый фильм «Токио-Га» (1985); «Пина: Танец страсти» (посвящённый , 2011), «Соль земли» (2014).

Поставил оперу «Искатели жемчуга» (2017, , дирижёр ).

Вендерс выступает также в качестве продюсера, сценариста, актёра, монтажёра, оператора, звукорежиссёра. Увлекается , снял несколько видеоклипов для  и  (последние два музыканта выступили авторами саундтрека к фильму «Небо над Берлином-2»); автор документального фильма «Социальный клуб Буэна Виста» о традиционной кубинской музыке (1999; название – по музыкальной группе).

Автор проекта «Снимки с поверхности Земли» (начало 1980-х гг. – 2000-е гг.): фотографии, как правило, безлюдных природных и городских ландшафтов. Изображения обращаются к теме памяти, времени, утраты, ностальгии. Первая серия снимков была подготовлена в рамках работы над фильмом «Париж, Техас» (1984), когда режиссёр путешествовал по Западу США. В последующие 20 лет Вендерс дополнил её фотографиями, сделанными в Германии, Австралии, Кубе, Израиле и Японии; он также запечатлел место разрушенного Всемирного торгового центра в Нью-Йорке сразу после Результатом этой работы стали выставка (демонстрировалась в разных городах мира с 2001, в том числе в , Москва, 2012), и сопровождавшая её книга (2001).

В 1993–1999 гг. преподавал в мюнхенской Академии кино и телевидения.

Президент (1996–2020). Профессор Академии искусств Гамбурга (с 2003).

Награждён Почётным Золотым медведем (2015).

  • Лауреаты Берлинского международного кинофестиваля
  • Лауреаты Каннского кинофестиваля
  • Кинорежиссёры Европы
  • Кинорежиссёры Германии