Вендерс Вим
Ве́ндерс Вим (Wim Wenders; Вильгельм Эрнст Вендерс, Wilhelm Ernst Wenders ) (род.14.8.1945, Дюссельдорф), немецкий кинорежиссёр.
Изучал медицину (1963–1964) и философию (1964–1965) во Фрайбурге, Мюнхене и Дюссельдорфе. В 1967–1970 гг. учился в Мюнхенской школе кино и телевидения, одновременно сотрудничая в различных периодических изданиях. Вендерс – видный представитель «молодого немецкого кино» (наряду с А. Клуге и Р. В. Фасбиндером). Один из ранних игровых полнометражных фильмов – «Страх вратаря перед пенальти» (1971) – свидетельствовал о тяготении к постановке глобальных проблем на примере конкретных судеб.
В 1974 г. основал в Мюнхене фирму Wim Wenders Produktion (с 1978 – в Берлине). В фильмах «Алиса в городах» (1973), «Американский друг» (1977), «Париж, Техас» (1984, Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля) европейский интеллектуализм удачно сочетается с американской стихией путешествий и приключений, «фильмы дороги» (роуд-муви; от названия основанной Вендерсом в 1977 г. в Берлине продюсерской фирмы Road Movies Filmproduktion) превращаются в философские саги. Фильм «Небо над Берлином» (1987, другое название – «Крылья желания», приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру, в том же году) рассказывает об ангеле, не устоявшем перед искушением полнокровной, но конечной жизнью человека. В фильме «До края света» («Когда наступит конец света», 1991) Вендерс исследует не только географическое пространство, но и ускользающие границы между сознанием и бессознательным. Совместно с американским режиссёром Н. Реем поставил фильм «Молния над водой» (1981).
Разрыв с Ф. Ф. Копполой, продюсером его фильма «Хaмметт» (1982), сподвигнул Вендерса на создание драматического памфлета «Положение вещей» (1982, Золотой лев Венецианского кинофестиваля).
Среди других фильмов, игровые: «Так далеко, так близко» (1993, другое название – «Небо над Берлином-2», премия жюри Каннского кинофестиваля, 1993), «Там, за облаками» (1995, совместно с М. Антониони), «Отель в миллион долларов» (2000), «Земля изобилия» (2004), «Входите без стука» (2005), новелла в альманахе «У каждого своё кино» (2007), «Съёмки в Палермо» (2008); документальные – посвящённый Одзу Ясудзиро фильм «Токио-Га» (1985); «Пина: Танец страсти» (посвящённый П. Бауш, 2011), «Соль земли» (2014).
Поставил оперу «Искатели жемчуга» Ж. Бизе (2017, Государственная опера на Унтер-ден-Линден, дирижёр Д. Баренбойм).
Вендерс выступает также в качестве продюсера, сценариста, актёра, монтажёра, оператора, звукорежиссёра. Увлекается рок-музыкой, снял несколько видеоклипов для «U2», Ника Кейва и Лу Рида (последние два музыканта выступили авторами саундтрека к фильму «Небо над Берлином-2»); автор документального фильма «Социальный клуб Буэна Виста» о традиционной кубинской музыке (1999; название – по одноимённой музыкальной группе).
Автор проекта «Снимки с поверхности Земли» (начало 1980-х гг. – 2000-е гг.): фотографии, как правило, безлюдных природных и городских ландшафтов. Изображения обращаются к теме памяти, времени, утраты, ностальгии. Первая серия снимков была подготовлена в рамках работы над фильмом «Париж, Техас» (1984), когда режиссёр путешествовал по Западу США. В последующие 20 лет Вендерс дополнил её фотографиями, сделанными в Германии, Австралии, Кубе, Израиле и Японии; он также запечатлел место разрушенного Всемирного торгового центра в Нью-Йорке сразу после террористического акта 11 сентября 2001 г. Результатом этой работы стали выставка (демонстрировалась в разных городах мира с 2001, в том числе в Мультимедиа-арт-музее, Москва, 2012), и сопровождавшая её книга (2001).
В 1993–1999 гг. преподавал в мюнхенской Академии кино и телевидения.
Президент Европейской киноакадемии (1996–2020). Профессор Академии искусств Гамбурга (с 2003).
Награждён Почётным Золотым медведем Берлинского кинофестиваля (2015).