Наумов Владимир Наумович
Нау́мов Влади́мир Нау́мович (6.12.1927, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 29.11.2021, Москва, похоронен на Новодевичьем кладбище), российский режиссёр, сценарист, продюсер, народный артист СССР (1983).
Сын кинооператора Наума Соломоновича Наумова-Стража (1898–1957).
В 1952 г. окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская И. А. Савченко; после скоропостижной смерти учителя совместно с А. А. Аловым в 1951 завершил фильм «Тарас Шевченко»).
С 1957 г. режиссёр киностудии «Мосфильм». В 1954–1983 гг. работал в соавторстве с Аловым. Режиссёры дебютировали новаторской по киноязыку романтической драмой «Тревожная молодость» (1954). Одной из первых картин «оттепели», положивших начало переосмыслению советского мифа, стал фильм «Павел Корчагин» (1956). В традициях экспрессионизма выдержана приключенческая киноповесть «Ветер» (1958). В фильме «Мир входящему» (1961; специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля «За оригинальную режиссуру», в том же году), по стилистике тяготевшем к символизму, впервые в российском кинематографе в пацифистском ключе воплощена тема Великой Отечественной войны (неожиданно возникший мотив сострадания к побеждённому врагу вызвал резкую официальную критику). Чертами острого гротеска отмечен фильм «Скверный анекдот» (по одноимённому рассказу Ф. М. Достоевского, 1966; вышел на экраны в 1987) – одна из первых экранизаций, открыто апеллирующих к современной действительности. Сатирический рассказ обернулся карнавальной, фарсовой притчей, размышлением о противоречиях российской ментальности.
Экранизации 1970-х гг. характеризуются масштабностью и живописностью исполнения [трагифарсовая фреска «Бег» по произведениям М. А. Булгакова (1970), многосерийная «Легенда о Тиле» по мотивам романа Ш. Де Костера (1976)].
Фильмы «Тегеран-43» (1980; главный приз Московского Международного кинофестиваля, 1981) и «Берег» (1983; Государственная премия СССР, вручена в 1985), объединяющие в себе особенности зрительского и авторского кинематографа, связывает горько-пессимистическая интонация, обусловленная трагическими итогами 20 в. Особой удачей стала иронически-авантюрная киноповесть «Десять лет без права переписки» (1990).
Среди других фильмов: «Выбор» (1987), «Закон» (1989), «Белый праздник» (1994), «Часы без стрелок» (2001), «Джоконда на асфальте» (2007).
Автор и соавтор сценариев многих своих и других фильмов.
Участвовал в документальных фильмах: «Я научу вас мечтать...» (1984), «Николай Гринько» (из цикла телепередач «Чтобы помнили»; 1996), «Михаил Ульянов. Человек, которому верили» (2007), «Алексей Баталов. Дорогой наш человек», «Василий Лановой. Есть такая профессия…» (оба – 2008), «Борис Щербаков. Кто ходит в гости по утрам» (2009), «Ален Делон. Мужчина на все времена», «И вечностью наполнен миг…», «Иннокентий Смоктуновский. Моя фамилия вам ничего не скажет…» (все – 2010); из цикла телепередач «Как уходили кумиры»: «Юрий Озеров», «Готлиб Ронинсон» (оба – 2005), «Дворжецкие» (2006) и др.
Выступал также как продюсер.
О режиссёре сняты документальные телефильмы: «Владимир Наумов. Свидетель времени» (2007), «Наталия Белохвостикова и Владимир Наумов. "Двух судеб линия одна"» (2010), «Владимир Наумов. "Все слова о любви"» (2017).
С 1987 г. руководитель студии «Союз» киноконцерна «Мосфильм».
В 1980–2000 гг. преподавал во ВГИКе, профессор (с 1984).
Премия «Золотой орёл» за вклад в кинематограф (2023, посмертно).
Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й (1997), 2-й (2007) и 3-й (2018) степени, Почёта (2013) и др.