Довженко Александр Петрович
Довже́нко Алекса́ндр Петро́вич (Олександр Петрович Довженко) [30.8(11.9), по другим сведениям, 29.8(10.9).1894, село Сосница, Черниговская губерния, Российская империя, ныне посёлок городского типа Сосница, Черниговская область, Украина – 25.11.1956, Москва], украинский кинорежиссёр, сценарист, писатель, драматург, заслуженный деятель искусств УССР (1940), народный артист РСФСР (1950).
В 1914 г. окончил Глуховский учительский институт. В 1917 г. поступил в Киевский коммерческий институт. Во время Гражданской войны 1917–1922 гг. воевал сначала в вооружённых силах петлюровской Украинской народной республики, а с 1919 г. на стороне советской власти. С 1921 г. на дипломатической службе в Польше, затем в Германии (здесь брал уроки живописи в качестве стипендиата Наркомпроса УССР). По возвращении в 1923 г. на Украину сблизился с «левым» крылом исповедовавшей мессианские идеи «Украинского Ренессанса» художественной интеллигенции, чей утопический пафос жизнестроительства сконцентрировало в себе последующее творчество Довженко. В 1923–1926 гг. художник-карикатурист республиканской газеты «Известия ВУЦИК» («Известия Всеукраинского Центрального исполнительного комитета»; «Вiстi ВУЦВК»). С 1926 г. сотрудник кинофабрики ВУФКУ (Всеукраинского фотокиноуправления, Одесса).
В немом кино дебютировал как сценарист и сорежиссёр полнометражной комедии «Вася-реформатор» и как постановщик (по собственному сценарию) короткометражной эксцентрической комедии «Ягодка любви» (обе – 1926). В 1927 г. поставил авантюрный фильм «Сумка дипкурьера» (снявшись в эпизодической роли пароходного кочегара). В посвящённой 10-летию Октябрьской революции 1917 г. кинопоэме «Звенигора» (1927) трактовал фольклорный мотив заколдованного клада как метафору тайн природы, постигаемых человеком-творцом. Фильм стал первым эскизом уникальной утопии Довженко: развенчивая миф о героическом прошлом, режиссёр перенёс осуществление этого мифа в ближайшее будущее. Тема нашла развитие в историко-революционной эпопее «Арсенал» (1929, по собственному сценарию, как и все последующие фильмы режиссёра), где герою-большевику, овладевшему законами истории, буквально даровано бессмертие (рабочий оказывается неуязвим для вражеских пуль).
Наряду с опытом немецкого экспрессионизма, освоенным уже в «Звенигоре», режиссёр использовал открытия С. М. Эйзенштейна и В. И. Пудовкина в области монтажа, по-своему переосмыслив их в следующем фильме – «Земля» (1930). В отличие от предыдущих работ в его основе – чёткая фабула: убийство кулаками комсомольца-тракториста; однако бытовой сюжет трактован как вариация мифа об умирающем и воскресающем божестве. Фильм вышел с рядом цензурных изъятий. В 1930 г. режиссёр был командирован с авторской версией в Европу, где «Земля» имела триумфальный успех.
В обстановке усиливающихся репрессий против украинского крестьянства и национальной интеллигенции свой первый звуковой фильм «Иван» (1932) Довженко вынужденно выстраивал как агитационно-пропагандистский. Тем не менее именно в нём впервые возникла важнейшая для дальнейшего творчества режиссёра тема необратимого слома многовекового народного уклада. Символом этого слома стал образ плотины Днепрогэс, преградившей движение реки по извечному пути. В Киеве фильм навлёк на Довженко политические обвинения (статьи с разгромными рецензиями выходили в газете «Коммунист» (Ф. Т. З питань про фільм «Іван». О. Довженка //Комунiст. 1932. 12, 15, 16 ноября). Однако Довженко избежал репрессий и в 1933 г. переехал в Москву по распоряжению И. В. Сталина.
Центральной для фильма «Аэроград» (1935) стала трагическая коллизия: во имя приобщения к новому миру старый таёжный охотник казнит ближайшего друга – пособника диверсантов. В это же время Довженко писал драматическую поэму «На сломе столетий» (другое название «Потомки запорожцев») о коллективизации на Украине. В 1939 г., используя сюжетную модель фильма братьев Васильевых «Чапаев», создал фильм «Щорс» (Сталинская премия I степени, 1941), где вновь прозвучала тема исторического слома, а также возник мотив одиночества человека, опережающего своё время.
В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Довженко был военным корреспондентом. В киноповести «Украина в огне» (1943) подверг ревизии ряд идеологических догм (в том числе тезис о превалировании интернационально-классового самосознания над национальным). Вызвавшая негативную реакцию Сталина, киноповесть подверглась критике на специальном заседании Политбюро 31 января 1944 г.: «Довженко, видимо, не в ладах с правдой. Иначе как понять, что Довженко в своей киноповести не разоблачил этих презренных предателей украинского народа? ... У Довженко не хватило духа, не нашлось слов, чтобы пригвоздить их к позорному столбу» (Сталин И. В. Речь на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 31 января 1944 года // Сталин И. В. Сочинения. Тверь, 2006. Т. 18. С. 332–342).
В 1-й половине 1940-х гг. Довженко поставил документальные фильмы «Освобождение» (1940, о присоединении к СССР западноукраинских областей, совместно с женой Ю. И. Солнцевой), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943, совместно с Солнцевой и Я. П. Авдеенко), «Победа на Правобережной Украине и изгнание немецких захватчиков за пределы советских земель» (1945, совместно с Солнцевой).
Приступив в 1946 г. к экранизации собственной киноповести «Жизнь в цвету» (о И. В. Мичурине), Довженко хотел воплотить образ человека, одержимого поиском общего языка с природой. С началом кампании против генетики авторская версия подверглась коренной переработке, превратившись, по словам Довженко, из «поэмы о творчестве» в «повесть о селекции» (Довженко А. П. Дневниковые записи, 1939–1956. Харьков, 2013. С. 436).
Исправленный вариант вышел в прокат под названием «Мичурин» (1948; Сталинская премия II степени за 1948). В эти годы Довженко видел свою главную задачу в создании национальной прозы, что, по его мысли, должно было способствовать самоидентификации украинского народа: автобиографическая повесть «Зачарованная Десна» (1942–1948, опубликована на русском в 1957; экранизирована Солнцевой в 1964), литературная версия «Земли» (1951–1952), а также наброски эпопеи «Золотые ворота» (экранизирована Солнцевой в 1969), философского гротеска «Гибель богов», драмы «Заместитель дурака», комедии «Молодая кровь» и др.
В киноповести о строительстве Каховской ГЭС «Поэма о море» (1955) режиссёр продолжал тему разрушения социального уклада и природы. Картина была запущена в производство, но Довженко скончался накануне первого съёмочного дня. В постановке Солнцевой фильм вышел в 1958 г. (Ленинская премия за сценарий Довженко 1959, посмертно). По сценариям Довженко Солнцева также поставила фильмы «Повесть пламенных лет» (1960), «Незабываемое» (1967).
В 1949–1951 гг. и с 1955 г. Довженко преподавал во Всероссийском государственном институте кинематографии.
Творчество Довженко сделало кинематограф одной из важнейших составляющих украинской и, шире, советской культуры 20 в. и оказало заметное влияние на развитие мирового кинопроцесса. В 1957 г. имя Довженко было присвоено Киевской киностудии художественных фильмов.
Награждён орденом Ленина (1935).