Роуд-муви
Ро́уд-му́ви (также дорожное кино, от англ. road − дорога, movie − кино), жанр кино, сюжет которого основывается на дорожном путешествии. Обычно снимается в синтезе с другими жанрами: комедией, экшеном, триллером, хоррором и др. Элементы дорожного кино встречаются в американских, европейских и азиатских фильмах разных жанров. Дорожное кино актуально в 21 в.: в 2019 г. картина «Зелёная книга» получила премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм», в 2021 г. в этой же номинации победил фильм «Земля кочевников».
Киновед Д. Ладерман считает, что на развитие дорожного кино повлияли фильмы о гангстерах, вестерны и нуар (Laderman. 1996. P. 43). Первые «канонические» роуд-муви начали снимать в 1930-х гг., когда под влиянием распространения автомобиля начали происходить социальные изменения, например «Это случилось однажды ночью» («It Happened One Night», 1934, режиссёр Ф. Капра), «В следующий раз я выйду замуж» («Next Time I Marry», 1938, режиссёр Г. Канин) и др.
В конце 1960-х гг., когда начался период Нового Голливуда, студии снимали больше дорожных фильмов. Жанр изменился: транспортное средство стало центральным элементом повествования, а режиссёры начали выражать в работах собственные политические взгляды. Также становились всё более популярными криминальные роуд-муви. Благодаря контркультуре у дорожного путешествия появился политический бунтарский дух, выраженный в картинах «Беспечный ездок» («Easy Rider», 1969, режиссёр Д. Хоппер) и «Двухполосное шоссе» («Two-Lane Blacktop», 1971, режиссёр М. Хеллман) (Павлов. 2020. С. 145−148).
Несмотря на то что в жанре роуд-муви снимается много независимых картин, дорожное кино считается голливудским жанром, который со временем стал востребован в Европе и других странах (Laderman. 2020. P. 247–281); жанр роуд-муви «улавливает американские мечты, напряжения и тревоги, даже если они импортированы киноиндустрией других стран» (перевод наш − В. Ш.; The road movie book. 2005. P. 2). Киноведы C. Коуэн и И. Харк считают, что тема дороги всегда была свойственна американской культуре: значение дороги, укоренившееся как в мифологии популярной культуры, так и в истории общества, восходит к национальному этосу фронтира, однако в 20 в. оно было преобразовано технологическим пересечением кино и автомобилей (перевод наш − В. Ш.; The road movie book. 2005. P. 1). Кроме того, по мнению Д. Ладермана, культурные корни дорожных фильмов включают в себя «традицию путешествия», которая отражает идеологии американского империализма и экспансионизма (Laderman. 1996. P. 41).
В России роуд-муви стали снимать во 2-й половине 1990-х гг. Одним из первых отечественных роуд-муви считается фильм К. Г. Шахназарова «Американская дочь» (1995). Российские роуд-муви характеризуются тем, что в них показываются актуальные на момент съёмок социальные, экономические и политические проблемы России (например, в 2000-х гг. авторы фокусировались на проблемах семьи − на росте количества разводов и др.), действие обычно происходит на периферии страны, герои фильмов чаще всего мужчины. Первым российским дорожным фильмом с протагонистом женского пола стала картина «Путешествие с домашними животными» (2007, режиссёр В. М. Сторожева).
Отечественные роуд-муви получают национальные кинематографические премии, призы на престижных международных кинофестивалях. Например, фильм «Возвращение» (2003, режиссёр А. П. Звягинцев) получил 5 наград на Венецианском кинофестивале [«Золотого льва», премию Луиджи де Лаурентиса, приз Всемирной католической ассоциации по коммуникациям (SIGNIS), премию Серджио Трассати, премию CinemAvvenire («Лучший дебютный фильм»]; премию «Ника» (Лучший фильм, Лучшая операторская работа) и др. В России также выходит документальное дорожное кино [например, «Родина трип» (2019, режиссёры Д. Вологдин, И. Зверев)].
Роуд-муви снимаются и в Азии. В Японии, например, это «Выброс адреналина» (アドレナリン・ドライブ,1999, режиссёр Ягути Синобу), аниме «Насу: Лето в Андалусии» (茄子 アンダルシアの夏, 2003, режиссёр Косака Китаро), в Южной Корее − «Роуд-муви» («Rodeu mubi», 2002, режиссёр Ким Ин Сик), в 2021 г. вышел японо-корейский фильм «Азиатский ангел» (アジアの天使, 2021, режиссёр Исии Юсукэ) и др.
Роуд-муви снимаются в комбинации с другими жанрами: комедией [«Самолётом, поездом, машиной» («Planes, Trains and Automobiles», 1987, режиссёр Дж. Хьюз)], экшеном [«Погоня» («The Chase», 1994, режиссёр А. Рифкин)], триллером [«Природа зверя» («The Nature of the Beast», 1995, режиссёр В. Сальва)], хоррором [«Игры на дорогах» («Road Games», 1981, режиссёр Р. Франклин)] и др.
Сеттинг каноничных роуд-муви − открытое западное пространство за пределами цивилизации (часто − пустыня). Основной творческий импульс дорожного фильма − восстание против консервативных норм (Laderman. 2002. P. 1). Роуд-муви зачастую предлагают социальную критику или показывают зрителю экзистенциальные поиски героя. Дорога в фильмах символизирует свободу и независимость.
Ключевые моменты в истории дорожного кино обычно приходятся на периоды общественных потрясений (как Великая депрессия) или на время, когда «доминирующая идеология порождает фантазии о побеге и противодействии», как в конце 1960-х гг. (перевод наш − В. Ш.; The road movie book. 2005. P. 2).
Героями ранних роуд-муви чаще всего были романтические пары или приятели-мужчины (такие картины называются бадди-роуд-муви). Картина «Тельма и Луиза» задала новый тренд на неконвенциональных героев таких фильмов: женщин, темнокожих, маргиналов и т. д. (The road movie book. 2005. P. 12).
Герои дорожного фильма либо стремятся сбежать, либо путешествуют бесцельно (Williams. 1982. P. 20). Ими часто движет внутренний, а не внешний конфликт, особенно в европейских картинах. Персонажи могут скрываться от правосудия [«Исчезающая точка» («Vanishing Point», 1971, режиссёр Р. К. Сарафьян)], пытаться сбежать от болезни [рака – «Ловец солнца» («The Sunchaser», 1996, режиссёр М. Чимино), СПИДа – «Парни побоку» («Boys on the Side», 1995, режиссёр Г. Росс)] и др.
В роуд-муви путешествуют на разных видах транспорта: это могут быть машины, грузовики, дилижансы, мотоциклы, велосипеды, трейлеры, газонокосилки [как в фильме «Простая история» («The Straight Story», 1999, режиссёр Д. Линч)] и др. По пути героям встречаются такие локации, как придорожные кафе, магазины, мотели, заправочные станции, трейлер-парки, а также группы персонажей, каждая из которых может соответствовать какой-либо социальной группе (бродяги, хиппи, водители грузовиков и др.).
Европейские роуд-муви переняли многие символические элементы американской культуры, в частности благодаря маркетингу (Eyerman. 1995. P. 69). Тем не менее европейское дорожное кино не всегда романтизирует дорогу как путь к свободе и пространство политической альтернативы, в нём зачастую исследуется психологическое состояние героев. В европейских фильмах меньше криминальных сюжетов; в качестве главных героев часто встречаются группы людей, а не один человек или пара. Отчасти исключение представляет фильм «Достучаться до небес» («Knockin' on Heaven's Door», 1997, режиссёр Т. Ян). Герои отправляются в путь по необходимости, а не по собственному выбору. Наконец, в европейских фильмах меньше «автомобильного фетишизма» (Laderman. 2002. P. 247–248).
Не все современные роуд-муви сняты в соответствии с художественными и нарративными канонами первых дорожных фильмов, границы жанра сильно размыты. Продюсеры, кинокритики, журналисты и зрители иногда могут назвать фильм «дорожным» на основании того, что его действие происходит во время путешествия. Например, в медиа роуд-муви часто называют фильм «Внутри Льюина Дэвиса» («Inside Llewyn Davis», 2013, режиссёры братья Коэны), герой которого в поисках себя путешествует пешком, на машине и на общественном транспорте из Нью-Йорка в Чикаго и обратно (Swanson. 2018), картину «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» («Star Wars. Episode IV: A New Hope», 1977, режиссёр Дж. Лукас), т. к. герои путешествуют в космосе и по сюжету происходит конфликт персонажей в замкнутом пространстве, и др.