Ваксман Франц
Ва́ксман Франц [Franz Waxman (Wachsmann)] (24.12.1906, Кёнигсхютте, Верхняя Силезия, Германская империя, ныне Хожув, Польша – 24.2.1967, Лос-Анджелес), немецкий и американский композитор и дирижёр; один из самых известных музыкантов Голливуда.
Жизненный и творческий путь. Музыка для кино и театра
Родился в многодетной еврейской семье. В 3-летнем возрасте в результате несчастного случая почти потерял зрение, вследствие инцидента слух мальчика обострился, выявились его музыкальные способности. С 6 лет брал уроки игры на фортепиано. В юном возрасте по настоянию отца работал в банке. В середине 1920-х гг., решив посвятить себя музыке, бросил работу и уехал сначала в Дрезден, затем в Берлин, где изучал композицию и дирижирование в Высшей школе музыки (ныне в составе Берлинского университета искусств). Зарабатывал на жизнь и учёбу игрой на фортепиано в ночных клубах. В 1928 г. в эстрадном оркестре Штефана Вайнтрауба (Weintraubs Syncopators) познакомился с Ф. Холлендером, играл в оркестре на фортепиано и выполнял аранжировки. В том же качестве в 1929 г. выступал в знаменитом берлинском «Кабаре комиков» (Kabarett der Komiker).
По протекции Холлендера Ваксман начал работать для немецкого кино – делал аранжировки для его фильмов, в их числе фильм «Голубой ангел» («Der blaue Engel», 1930; режиссёр Дж. фон Штернберг), и сочинял собственную музыку. Среди первых саундтреков Ваксмана: «Кабинет доктора Ларифари» («Das Kabinett des Dr. Larifari», режиссёр Р. Вольмут), «Грабитель» («Einbrecher», Х. Шварц; оба – 1930), «Песня жизни» («Das Lied vom Leben», 1931; А. М. Грановский), «Скамполо, дитя улицы» («Scampolo, ein Kind der Straße», 1932; Х. Штайнхоф), «Паприка» («Paprika», 1932; К. Бёзе), «Я и императрица» («Ich und die Kaiserin», 1933; режиссёр и автор заглавной песни Ф. Холлендер). В эпизоде фильма «Грабитель» Ваксман выступил как актёр, исполнив роль чернокожего пианиста в джазовом оркестре.
В 1933 г. директор киностудии UFA Э. Поммер пригласил композитора в Париж для работы над фильмом «Лилиом» («Liliom», 1934; режиссёр Ф. Ланг). Поводом для отъезда из Германии также стало избиение Ваксмана на улице молодыми нацистами. Поммер поручил Ваксману аранжировку музыки Дж. Керна к фильму «Музыка в эфире» («Music in the air», 1934; режиссёр Дж. Мей), для работы над которой Ваксман отправился в США. Первой авторской партитурой, сделанной им для Голливуда (всего 144 за 32 года работы), стала «Невеста Франкенштейна» («Bride of Frankenstein», 1935; режиссёр Дж. Уэйл). Успех саундтрека был велик, он стал образцом музыки в жанре хоррор, а Ваксман занял должность руководителя музыкального отдела компании Universal Pictures. Для этой компании он озвучил около 50 фильмов, среди которых «Великолепная одержимость» («Magnificent obsession», 1935; режиссёр Дж. Стал) и «Невидимый луч» («The invisible ray», 1936; Л. Хилльер). Однако административные обязанности тяготили Ваксмана, и он вскоре перешёл на студию компании Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) в качестве дирижёра и штатного композитора. Начиная с фильма «Ярость» («Fury», 1936; режиссёр Ф. Ланг) под официальную заставку MGM подкладывали (среди прочих) сочинённую им фанфару. В этот период вышли на экран фильмы с музыкой Ваксмана: «Жена его брата» («His brother's wife», 1936; режиссёр В. С. ван Дайк), «Отважные капитаны» («Captains Courageous», 1937; В. Флеминг), «Филадельфийская история» («The Philadelphia story», 1940; Дж. Кьюкор), «Доктор Джекилл и мистер Хайд» («Dr. Jekyll and Mr. Hyde», 1941; В. Флеминг). В 1939 г. (по другим сведениям, в 1940) Ваксман получил гражданство США.
В 1940 г. началось многолетнее и плодотворное сотрудничество с А. Хичкоком, для которого Ваксман написал музыку к фильмам: «Ребекка» («Rebecca», 1940), «Подозрение» («Suspicion», 1941), «Дело Парадайна» («The Paradine case», 1947) и «Окно во двор» («Rear window», 1954). Уникальность последнего в том, что по замыслу Хичкока наряду с основной детективной коллизией и прочими сюжетными линиями в картине есть особенная линия мучительного рождения песни. Ваксман блестяще реализовал идею режиссёра, по ходу развития показывая «тему Лизы» фрагментарно, отдельными фразами, иллюстрируя таким образом короткие мизансцены с Композитором. В финале, где все линии находят своё завершение, сочинённая песня наконец звучит полностью.
В 1942–1949 гг. Ваксман работал с компанией Warner Brothers, а затем – как свободный художник. До конца жизни продолжал писать партитуры к фильмам самых разных жанров: «Сансет-бульвар» («Sunset Blvd», 1950; режиссёр Билли Уайлдер), «Место под солнцем» («A place in the sun», 1951; Дж. Стивенс; по роману Т. Драйзера «Американская трагедия»), «Лагерь для военнопленных № 17» («Stalag 17», 1953; Уайлдер), «Принц Валиант» («Prince Valiant», 1954; Г. Хэтэуэй), «Сайонара» («Sayonara», 1957; Дж. Логан), «Неверный любовник» («Beloved infidel», 1959; Г. Кинг), «История монахини» («The nun's story», 1959; Ф. Циннеман), «Сказание о Руфи» («The story of Ruth», 1960; Г. Костер, на библейский сюжет), «Приключения молодого человека» («Hemingway's adventures of a young man», 1962; М. Ритт, по рассказам Э. Хемингуэя).
С 1950-х гг. работал также на телевидении, писал музыку к телесериалам, среди которых: «Сумеречная зона» («The twilight zone», 1959–1964), «Полный круг» («Full circle», 1960–1961), «Беглец» («The fugitive», 1963–1967), «Дымок из ствола» («Gunsmoke», 1955–1975).
Академические сочинения
Ф. Ваксман сочинял также в жанрах академической музыки. Его Фантазия на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром, первоначально написанная для фильма «Юмореска» («Humoresque», 1946, режиссёр Ж. Негулеско; солировал И. Стерн), вошла в репертуар скрипачей всего мира. Среди других сочинений: Увертюра для трубы с оркестром (на темы фильма «Беда в полночь», «Trouble at midnight», 1937; режиссёр Ф. Биби), «Четыре сцены из детства», для скрипки и фортепиано (1948), Симфониетта для струнного оркестра и литавр (1955), оратория «Иисус Навин» (1959), Рапсодия для фортепиано с оркестром (на музыкальном материале фильма «Дело Парадайна», 1947). К каждому фильму, имевшему коммерческий успех, на материале саундтрека Ваксман составлял сюиту для симфонического оркестра и записывал её на пластинку.
Дирижёрская и просветительская деятельность
Важное место в карьере Ваксмана занимала дирижёрская и просветительская работа. В мае 1947 г. он организовал и возглавил серию концертов «Музыкальный фестиваль в Беверли-Хиллз», которая в 1949 г. выросла до размеров международного фестиваля, получившего известность как Лос-Анджелесский музыкальный фестиваль. В его рамках на протяжении 20 лет исполнялись классические и современные произведения, состоялись мировые и американские премьеры. Ваксман нередко сам дирижировал крупными музыкальными произведениями, среди них: Симфония № 5 С. С. Прокофьева, «Жанна д’Арк на костре» А. Онеггера, «Метаморфозы» Р. Штрауса и «История солдата» И. Ф. Стравинского. 17 июня 1957 г. на фестивале впервые прозвучала музыка балета «Агон» Стравинского (дирижёр Р. Крафт), в последующие годы были исполнены его «Симфония псалмов», «Мавра», «Соловей», Месса и другие произведения под управлением автора. На фестивале звучали и новые произведения советских композиторов: в 1947 г. – Сюита из балета «Гаянэ» А. И. Хачатуряна, в 1961 г. – Симфония № 2 и Концерт для скрипки с оркестром Т. Н. Хренникова (солист И. С. Безродный), Сюита из балета «Тропою грома» К. Караева (все – под управлением Ваксмана).
Последнее публичное выступление Ваксмана-дирижёра состоялось 21 мая 1966 г. на том же фестивале: был исполнен его реквием «Песня Терезина» («The song of Terezin») для меццо-сопрано, смешанного хора, детского хора и оркестра. Основой этого «еврейского реквиема» (авторское обозначение жанра) послужил сборник стихов, рисунков и акварелей детей – узников концентрационного лагеря Терезиенштадт (под Прагой). Юные авторы этих стихов и рисунков погибли от рук нацистов.
Особенности стиля
Стиль Ваксмана в целом принадлежит западноевропейскому музыкальному романтизму. Однако, следуя при создании саундтрека перипетиям сюжета, Ваксман порой отступает от «типичной» мажорно-минорной гармонии: он использует атональность (в фильме «История монахини»), модализмы (пентатоника в музыке к фильму «Сайонара»), увеличенный лад («Невеста Франкенштейна»), полиаккорды и кластеры («Неверный любовник», «Приключения молодого человека») для передачи душевного смятения, страха, оцепенения и других сильных эмоций. В психологическом триллере «Одержимая» («Possessed», 1947; режиссёр К. Бернхардт) Луиза постепенно сходит с ума под музыку пьесы Р. Шумана «Шопен» (из фортепианного цикла «Карнавал»), которую время от времени играет её возлюбленный. В кульминационной сцене, когда Луиза осознаёт, что её чувство совершенно безответно, тема Шумана видоизменяется: она звучит издалека, как бы из глубокого колодца, с наложением «какофонии» – звуков, никак не согласованных с романтической шумановской темой. Это искажённое проведение, по признанию самого Ваксмана, отражает расстройство сознания героини («Music from the films» ... 1950. P. 135).
Мелодико-гармонические приёмы у Ваксмана всегда усилены оркестровкой, основанной на безупречном знании тембровых и технических возможностей каждого инструмента. В саундтреки он нередко включал как традиционные инструменты (колёсная лира в фильме «Отважные капитаны», окарина в фильме «Лагерь для военнопленных № 17», японское кото в фильме «Сайонара»), так и новые электронные (волны Мартено, новакорд, электрифицированная скрипка) – для иллюстрации сверхъестественных и прочих странных событий на экране, как в фильмах «Лилиом», «Невеста Франкенштейна», «Ребекка» и др. Для всех саундтреков Ваксмана характерно симфоническое развитие тем, часто оно основано на «романтической» технике лейтмотивов. В ряде картин – особенно в драматическом контексте – Ваксман писал фугато (картины «Место под солнцем», «Принц Валиант», «Окно во двор»). Придя в кино на заре звуковой эры, Ваксман перенёс в него из академической музыки средства выразительности и приёмы композиции, со временем стал примером для других сочинителей саундтреков. Его творческие находки по сей день используются в кинематографе разных стран.
Награды
Две премии «Оскар» в номинации «Лучшая оригинальная партитура» (1951, 1952). Премия «Золотой глобус» (1951). В 1999 г. в США выпущена марка с изображением Ваксмана.
Память
Архив Франца Ваксмана находится в библиотеке Сиракьюского университета (штат Нью-Йорк); его описание доступно в онлайн-версии. Обширная информация о жизни и артефактах творчества Ваксмана содержится на мемориальном сайте franzwaxman.com, который курирует его сын – Джон Ваксман.