Новакорд
Новако́рд (англ. novachord), электромузыкальный клавишный инструмент.
Сконструирован в конце 1930-х гг. американской фирмой Hammond. Главный разработчик – Лоренс Хаммонд (1895–1973), при участии Дж. М. Ханерта и С. Н. Уильямса. Первая большая презентация инструмента состоялась на Всемирной выставке в Нью-Йорке в мае 1939 г., музыку для 4 новакордов и одного Хаммонд-органа аранжировал Ферд Грофе, он же руководил исполнением ансамбля. Инструмент массово производился в 1939–1942 гг.
Новакорд – первый многоголосный аналоговый синтезатор, оснащённый 12 генераторами с делителями частоты, контроллером в виде 6-октавной клавиатуры фортепианного типа и панелью управления, с возможностью регулировать атаку и затухание сигнала, а также вибрато. Типичный звук новакорда отдалённо напоминает орган, ещё больше – первые коммерческие электроорганы 1960–1970-х гг. (как итальянский электроорган Farfisa, британский Vox Continental и советская ионика «Юность-70»).
Громоздкая конструкция (весил около 227 кг), нестабильность электроники (содержал более 160 радиоламп и более тысячи конденсаторов) и очень высокая стоимость ограничивали распространение новакорда. Его применяли голливудские композиторы 1940-х и 1950-х гг., прежде всего для иллюстрации сверхъественных и «загадочных» сцен, например в фильмах «Ребекка» (1940) и «Подозрение» (1941; оба – режиссёр А. Хичкок, композитор Ф. Ваксман), «Мальтийский сокол» (1941; режиссёр Дж. Хьюстон, композитор А. Дойч), «Люди-кошки» (1942; режиссёр Ж. Турнёр, композитор Р. Уэбб), «Оно пришло из космоса» (1953; режиссёр Дж. Арнольд, один из композиторов – Г. Манчини) и «Этот остров Земля» (1955; режиссёры Дж. М. Ньюмен и Дж. Арнольд, композитор Г. Манчини), но также и в других содержательных контекстах, как в фильмах «Унесённые ветром» (1939; режиссёр В. Флеминг, композитор М. Стайнер), «Морской волк» (1941; режиссёр М. Кёртиз, композитор Э. В. Корнгольд), «Ровно в полдень» (1952; режиссёр Ф. Циннеман, композитор Д. Тёмкин). В 1960-х гг. новакорд начал использовать Дж. Голдсмит, в том числе в мистическом триллере «Дьявольский микроб» («The Satan bug», 1965; режиссёр Дж. Стёрджес) и в пародиях на Джеймса Бонда – «Парень по кличке Флинт» («Our man Flint», 1966; Д. Манн) и «Двойник Флинта» («In like Flint», 1967; Г. Дуглас).
Случаи использования новакорда академическими композиторами единичны: Х. Эйслер включил его в партитуру Камерной симфонии (1940), Э. Вила-Лобос – Симфонии № 7 (1945).