Холлендер Фридрих
Хо́ллендер Фри́дрих (нем. Friedrich Hollaender; Фредерик Холландер, англ. Frederick Hollander) (18.10.1896, Лондон – 18.1.1976, Мюнхен), немецкий и американский композитор. Прославился как автор музыки для кино и театра.
Из семьи музыкантов. До начала Первой мировой войны непродолжительное время учился в берлинской Консерватории Штерна (директором был его дядя, Густав Холлендер, 1855–1915), в 1913 г. брал уроки композиции у Э. Хумпердинка. В 1918–1919 гг. совместно с В. Р. Хейманом работал музыкальным руководителем в знаменитом берлинском кабаре Schall und Rauch («Шум и дым», с 1902 «Малый театр») Макса Рейнхардта. До 1930 г. писал музыку к его постановкам в «Немецком театре»; шлягером в Германии стало медленное танго «Eine kleine Sehnsucht» («Небольшое томление»), написанное для комедии Ф. фон Унру «Phaea» («Фея», сохранились архивные аудиозаписи в разных исполнениях).
С 1919 г. профессионально занимался музыкальным оформлением немого кино. Во 2-й половине 1920-х гг. выступал как пианист в эстрадном оркестре Штефана Вайнтрауба Weintraubs Syncopators. В 1929–1930 гг. сочинил музыку для звукового фильма «Голубой ангел» («Der blaue Engel», 1930; режиссёр Й. фон Штернберг, аранжировки для симфонического и джазового оркестров сделал Ф. Ваксман), в том числе 4 песни для Марлен Дитрих, исполнившей главную женскую роль. Песня «Ich bin von Kopf bis Fuß» («Я с головы до ног») стала мировым хитом. Актриса исполняла её (часто на английском; «Falling in love again») на протяжении всей жизни, но лучшей остаётся интерпретация на немецком языке с Холлендером и оркестром Jazz-Symphoniker (под этим названием работали музыканты оркестра Вайнтрауба), записанная на пластинку в 1930 г., ещё до выхода фильма. В том же году на лейбле Electrola Дитрих записала песню Холлендера «Wenn ich mir was wünschen dürfte» («Если бы я себе что-то пожелала»), сочинённую в необычном гемиольном ладу (лирический текст не содержит никаких «ориентальных» предпосылок); она также стала популярной и исполняется в Германии по сей день.
В 1931 г. Холлендер открыл в Берлине своё кабаре Tingel-Tangel, тематические ревю которого были направлены против набиравшего силу нацизма, как, например, ревю «Spuk in der Villa Stern» («Призрак на вилле Штерн»; того же года) с песней «An allem sind die Juden schuld» («Во всём виноваты евреи») на сатирические стихи Холлендера и мелодию Хабанеры из оперы «Кармен» Ж. Бизе. В эксцентрической музыкальной комедии «Я и императрица» («Ich und die Kaiserin», 1933) Холлендер впервые выступил как режиссёр, в её звуковом оформлении (подготовленном совместно с Ф. Ваксманом) использовал как собственную музыку (песни в исполнении Лилиан Харви и Х. Рюмана), так и фрагменты из оперетт Ж. Оффенбаха, Ш. Лекока и Э. Одрана.
С приходом к власти нацистов в 1933 г. из-за своего еврейского происхождения был вынужден эмигрировать во Францию, через год переехал в США, где 20 лет работал в Голливуде, в том числе сотрудничал с Э. Любичем и Билли Уайлдером. Сделал музыкальное оформление примерно к 120 фильмам, был четырежды номинирован на «Оскар». Музыку Холлендера исполняли в США известные артисты и музыканты, среди них: Бинг Кросби («Moonlight and shadows», «Whispers in the dark» и другие песни), Дина Дурбин («It's raining sunbeams»), Билли Холидей («Hello, my darling»), Луи Армстронг («True confession»).
Изредка снимался в эпизодах, например в фильме Уайлдера «Зарубежный роман» («A foreign affair», 1948; аккомпаниатор певицы кабаре, которую сыграла Марлен Дитрих) и в фильме «Один, два, три» («One, two, three», 1961; комическая роль дирижёра гостиничного ансамбля в Восточном Берлине), призванном воссоздать атмосферу «холодной войны».
С 1955 г. жил в ФРГ, сочинял преимущественно музыку для театра.
Автор книги о судьбах немецких эмигрантов во Франции «Оторванные от земли» («Those torn from Earth», 1941; нем. пер. под названием «Menschliches Treibgut», 1995), предисловие к которой написал Томас Манн. В 1965 г. издал мемуары «С головы до ног. Моя жизнь со словами и музыкой» («Von Kopf bis Fuß. Mein Leben mit Text und Musik»). В 1973 г. на германском ТВ вышел большой документальный фильм о Холлендере «Сумерки насмешника» («Spötterdämmerung. Gespräche mit Friedrich Hollaender», режиссёр Р. Бертрам). В 1996 г. на лейбле Bear Family Records опубликована репрезентативная (8 CD) подборка музыки Холлендера «Wenn ich mir was wünschen dürfte» в архивных интерпретациях.