Грановский Алексей Михайлович
Грано́вский Алексе́й Миха́йлович (псевдоним; настоящие имя и фамилия Авраам Азарх) [11(23).9.1890, Москва – 11.3.1937, Париж], режиссёр, заслуженный деятель искусств Республики (1926).
В 1910–1911 гг. учился в петербургской Школе сценического искусства (среди учителей – А. А. Санин). В 1911–1913 гг. жил в Германии. Учась в Мюнхенском университете и Театральной академии, работал помощником режиссёра, художником по свету, инженером сцены в различных театрах, в том числе у М. Рейнхардта. Режиссёрский дебют – «Филипп II» Э. Верхарна (1914, Новый театр, Рига). Среди постановок: «Царь Эдип» Софокла и «Макбет» У. Шекспира (обе – 1918, петроградский Театр трагедии), оперы «Фауст» Ш. Гуно (1919) и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1920) в петроградском Большом оперном театре.
В 1919 г. основал Государственный еврейский камерный театр (ГОСЕКТ; с 1925 ГОСЕТ). Традициям полулюбительских бродячих еврейских трупп Грановский стремился противопоставить современный профессиональный театр на идише. Отдав дань символизму («Слепые» М. Метерлинка, «Строитель» С. М. Михоэлса, «Амнон и Томор» Ш. Аша, все – 1919), обратился к теме национального характера и бытового уклада, воплощая её средствами «левого искусства». Гротесковая природа театрального мышления сближала Грановского с вахтанговским «фантастическим реализмом». Среди лучших постановок: «Вечер Шолом-Алейхема» и «Бог мести» Аша (обе – 1921), «Колдунья» А. Гольдфадена (1922), «200000» (1923) и «Человек воздуха» (1928) по Шолом-Алейхему, «Ночь на старом рынке» И. Л. Переца (1925), «Путешествие Вениамина Третьего» по Менделе Мойхер-Сфориму (1927). Во время зарубежных гастролей ГОСЕТа (1928) Грановский остался в Берлине, где, в частности, поставил: «Буржуа остаётся буржуа» Э. Толлера и В. Газенклевера по мотивам «Мещанина во дворянстве» Мольера (1929, «Лессинг-театер»), «Спор о сержанте Грише» А. Цвейга (1930, «Театер ам Ноллендорфплац»), «Уриель Акоста» К. Гуцкова (1930, театр «Габима»).
Снял фильмы: «Еврейское счастье» («Менахем Мендель», 1925), «Песня жизни» (1931), «Казна мистера О. Ф.» (1931), «Приключения короля Пассоля» (1932).
С приходом к власти нацистов переехал в Париж, где работал в оперном театре, а также поставил фильмы «Московские вечера» (1934), «Тарас Бульба» (1935).