Вьетнам. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Вьетна́ма, художественная культура Вьетнама с древнейших времён до современного периода.
В силу особенностей исторического развития Вьетнама и его расположения на пересечении зон влияния двух великих цивилизаций – китайской и индийской, – его искусство представляет собой сплав многочисленных культурных заимствований и творческого переосмысления иноземных мотивов и традиций, сохраняя при этом свою самобытность – собственно вьетские корни. Вьетнам находился в орбите китайской культуры: её воздействие было особенно сильным в периоды Северной зависимости (первые три длились с перерывами со 111 до н. э. по 905 н. э.) и позднее, в частности в 15 в. (4-й период Северной зависимости, 1407–1427). Страна подвергалась индийскому влиянию через индианизированное государство Чампа (Тямпа), располагавшееся в центральной и южной частях современной территории Вьетнама. Влияние Китая и Индии, а в колониальный период (последние десятилетия 19 – 1-я половина 20 вв.) также и европейской культуры, обогатив вьетнамское искусство, одновременно высветило его самобытные черты.
Для искусства Вьетнама характерны традицинность и сильная составляющая народного творчества; важную роль всегда играла культура деревенской общины, и народное влияние неизменно проникало как в средневековую придворную культуру, так и в городскую художественную жизнь 19 – 1-й четверти 21 вв. Важным источником, питающим образный строй произведений также и современных мастеров, служат исторически сложившиеся культурные коммуникации стран материковой и островной Юго-Восточной Азии, а также синтез культуры вьетов и многочисленных малых этносов, проживающих на территории Вьетнама.
Древнее искусство
Первый расцвет искусства на территории Вьетнама относится к эпохе бронзы, когда возникли представляющие наибольший интерес культуры: Фунгнгуен, Донгдау, Мун и самая известная и влиятельная в художественном отношении культура поздней бронзы и железного века – Донгшон. Образцы донгшонской культуры найдены также в Южном Китае и во многих странах Юго-Восточной Азии.
Среди донгшонских находок из бронзы – ювелирные украшения, оружие, бытовая утварь, а также ритуальные музыкальные инструменты: т. н. бронзовые барабаны (относятся к идиофонам) – богато украшенные орнаментом массивные предметы, выполненные в технике литья по восковым (выплавляемым) моделям. Перечисленные изделия относятся к наиболее значимым примерам художественной деятельности лаквьетов – древних вьетов, свидетельствуя о зарождении изобразительной традиции и высоком уровне мастерства. Сюжеты литого декора, подчёркнутого искусной гравировкой, воспроизводят сцены жизни предков современных вьетов: жанровые зарисовки (обрушивание риса, охота, рыболовство), ритуально-магические действия, празднества.
Согласно классификации австрийского этнолога Ф. Хегера, разработанной в начале 20 в. на основании проведённого анализа 165 т. н. бронзовых барабанов, существует 4 группы этих изделий, различающихся по формам, размерам, функциональному назначению, характеру декора и т. д.
Художественное оформление верхней плоскости и тулова подобных музыкальных инструментов демонстрирует схожие черты: в центре плоскости находится солярный знак в виде звезды с варьирующимся количеством остроконечных лучей. От них расходятся концентрические круги с изображениями людей или животных, ритмично чередующиеся с полосами геометрических орнаментов (меандр, двойная спираль, зубцеобразный узор и т. д.). Встречаются изображения реально существующих животных (крокодилов, оленей, буйволов, тигров) и фантастических существ. Так, на поверхности барабанов можно видеть фигуры оленей или представленных в полёте птиц лак, напоминающих цаплю или журавля, с длинными клювами и хвостовыми перьями. Помимо животных, отражающих тотемистические верования древних вьетов, на барабанах в достаточно реалистической манере и со значительным мастерством переданы жанровые сцены, дающие ценные сведения о жизни лаквьетов в форме образов-символов. Так, на 4-м кольце верхней плоскости самого известного памятника этого типа, барабана из деревни Нгоклу (провинция Ханам; ныне во Вьетнамском национальном музее истории, Ханой), относящемся к 1-му типу изделий по классификации Хегера, изображены ритуально-магические действия, входящие в погребальный обряд: мужчина с воздетыми к небу руками, стоящий возле дома на сваях; люди, толкущие рис; человек, бьющий в гонг; воины с оружием в руках и танцующие мужчины в головных уборах, украшенных птичьими перьями. Это сцены обряда изгнания духов, подготовки общей трапезы, похоронного шествия, символического перенесения души покойного в лодку и др. На тулове барабана представлены связанные с водной стихией птицы, а также лодки без вёсел, видимо символизирующие отплытие умерших.
Скульптурный декор, украшающий произведения донгшонской бронзы (бронзовые барабаны, рукояти оружия, навершия крышек или изогнутые ручки сосудов и т. д.), представлен, как правило, антропоморфными либо зооморфными фигурками. Среди них можно видеть одиночные или парные изображения предков, по которым можно составить представление о костюмах и причёсках лаквьетов. Распространён также мотив животных – обитателей водной среды. Так, четыре рельефные фигурки лягушек размещались на равном расстоянии друг от друга, ближе к краю верхней плоскости, или имитировали боковые «ушки» тулова; такие фигурки часто покрыты геометрическими узорами, повторяющими декор поверхности барабана. Лаквьеты включали подобные изделия в магические ритуалы, связанные с сельскохозяйственной деятельностью – вызовом дождя, молением о плодородии почвы, богатом урожае и др.
Не менее интересны археологические находки, связанные с культурой Сахюинь с её знаменитыми ювелирными украшениями (5 в. до н. э. – 2 в. н. э., Центральный и Южный Вьетнам), а также культурой Окео в дельте реки Меконг (1–7 вв. н. э.; современные территории Вьетнама и Камбоджи) с г. Окео, принадлежавшим государству Фунань (Бапном): среди находок – каменные, деревянные и бронзовые произведения культовой скульптуры, золотые пластинки с изображением Будды Шакьямуни, индуистских богов, лингамов, надписями на санскрите и т. д.
Архитектура
Произведений искусства, созданных на территории Вьетнама ранее 19 в., сохранилось сравнительно немного, что затрудняет изучение вьетнамской художественной культуры как целостного явления: в общей картине её эволюции остаются многочисленные лакуны. Так, от 1-го тыс. н. э. сохранились лишь единичные памятники, т. к. в этот период вьетские земли (Северный Вьетнам) длительное время находились в составе китайских империй (периоды Северной зависимости), не прекращалась борьба за независимость и связанные с этим массовые разрушения. Кроме того, на территории современного Вьетнама в качестве основного строительного материала традиционно предпочитали дерево – не слишком долговечный материал, камень же использовали преимущественно для фундаментов. В числе сохранившихся древних памятников – руины нескольких рядов земляных стен и сторожевых башен крепости Колоа («Улитка»; ныне на территории Ханоя; её строительство началось в 4 в. до н. э. и связано с возникновением государства Аулак на севере страны), а также небольшие ступы и пагоды на квадратных основаниях, возведённые из обожжённого кирпича и представляющие собой образец т. н. стиля крепости Дайла (8–10 вв.), названного по укреплённому поселению, возведённому как китайский административный центр в 8 в., в 3-й период Северной зависимости (ныне в черте Ханоя).
Этот стиль сочетает элементы китайской (ханьской), чамской (тямской) и собственно вьетской архитектуры. Многоярусная пагода в Биньшоне (в провинции Виньфук на севере страны; высота 16,5 м, по другим данным, 16 м; начало 2-го тыс.) продолжает эту традицию. Вытянутая кирпичная башня состоит из 11 ярусов, сужающихся кверху: они украшены керамическими рельефами, которые включают, помимо растительных мотивов (лотос, цветы хризантемы и др.), изображения пагод, свернувшихся в кольцо драконов и т. д. Постамент украшен резным декором из цветов лотоса.
Период государства Чампа
В 1-м тыс. на территории Центрального и Южного Вьетнама развивалось искусство государства Чампа, имевшего в разные периоды тесные связи с соседними, ориентированными на культуру Индии государствами (упомянутое выше Фунань, а также Ченла, Шривиджая, Камбуджадеша), а в более позднее время испытавшего влияние государства вьетов – Дайвьета, впоследствии полностью присоединившего чамские земли. Однако и сама Чампа оказывала определённое влияние на искусство вьетов, что отразилось в архитектуре Северного Вьетнама стиля крепости Дайла (кирпичные пагоды, или башни-ступы, в несколько ярусов на квадратных постаментах в виде лотоса; стилистическое сходство декоративного убранства).
К архитектурным памятникам Чампы принадлежат остатки сооружений Синхапуры – первой столицы этого государства (4–8 вв.; ныне деревня Чакьеу в провинции Куангнам), постройки Виджаи (11–14 вв.; провинция Биньдинь), Пандуранги (13–14 вв.; близ современного г. Фанранг в провинции Ниньтхуан), святилище Понагар (7–14 вв.; главная башня-храм Тхаптинь, конец 11 – начало 12 вв., высота 23 м; ныне в черте г. Нячанг, провинция Кханьхоа). Наиболее важным культовым центром, насчитывающим более 60 сооружений, был Мишон (7–14 вв.; ныне провинция Куангнам).
Типичным культовым сооружением Чампы является калан – башнеобразное каменно-кирпичное святилище (индуистское или буддийское) на высоком цоколе и со ступенчатым завершением, богато декорированное (калан Бхадрешвара в Мишоне, 7 в.). В ряде чамских храмов заметно сильное кхмерское влияние (храм в деревне Биньлам близ г. Куинён, провинция Биньдинь; башня Тхоклок, провинция Биньдинь, и многие другие постройки).
Сохранились также руины буддийского монастырского центра Донгзыонг столичного г. Индрапура, включавшего стены, каланы, комплексы ворот с пилонами (преимущественно 2-я половина 9 в.; близ современного г. Дананг).
В наружном оформлении храма важную роль играл изысканный и многообразный декор, полностью покрывающий фасады; особенно богатым и пышным он стал с 11 в. Барельефы и круглая скульптура искусно вписывались в ниши фасадов, получали форму колонн порталов и их постаментов, стел и наддверных украшений. Подавляющее число изображений – божества индуистского пантеона (в Чампе доминировал шиваизм), небесные танцовщицы и музыканты (храм в Синхапуре, около 9 в., ныне в Музее чамской скульптуры, Дананг), реальные и фантастические животные, другие мифические существа. Создавались крупноформатные работы (храмовые фронтоны из песчаника, пьедесталы) и скульптурные группы (алтари) с изысканной резьбой (ныне многие вошли в собрание Музея чамской скульптуры, Дананг).
Период государства Дайвьет
Расцвет искусства вьетов на территории современного Северного Вьетнама связан с утверждением централизованного государства Дайвьет и установлением династий Поздние Ли и Чан (11–14 вв.). В 1010 г. столицу перенесли в Тханглонг (ныне Ханой). Официальной религией стал буддизм, по всей стране возводились буддийские храмы и монастыри – в соответствии с жёстким каноном форм и пропорций. Однако важным было также их гармоничное сочетание с пейзажем, поэтому их строили в живописных местах, порой весьма труднодоступных.
Архитектура 11 – начала 19 вв. представлена сельскими культовыми сооружениями (общинные дома динь, мемориальные храмы ден, небольшие буддийские храмы тюа) и памятниками придворной культуры (городские конфуцианские и буддийские храмы, святилища духов – покровителей правящей династии, дворцовые комплексы, усыпальницы и т. д.).
Национальное своеобразие проявилось в архитектуре общинных домов – динь – многоколонных зданий павильонного типа с Т-образным планом и низкой черепичной крышей (динь в деревне Диньбанг близ Ханоя, провинция Бакнинь, 18 в.), выстроенных с использованием деревянной каркасной системы. Интерьер украшался резьбой по дереву.
Характерный памятник – конфуцианский Храм литературы в Ханое (Ванмьеу; предположительно основан в 1070). Его планировка представляет собой прямоугольник (70 × 350 м) с анфиладой внутренних дворов. В третьем дворе размещён небольшой искусственный водоём «Колодец небесного блеска», по его сторонам установлены 82 массивные каменные стелы, стоящие на фигурах черепах: на стелах выбиты имена тех, кто успешно сдал проходившие здесь экзамены на чиновничьи должности (по образцу китайской системы кэцзюй). Храм Конфуция, расположенный в четвёртом дворе, состоит из двух стоящих друг параллельно другу корпусов, соединённых между собой. Внутреннее убранство храма традиционно красочно и разнообразно: покрытые красным лаком и расписанные золотом многочисленные колонны, алтарные столы и вотивные предметы, а также храмовые штандарты и декоративные доски с иероглифическими надписями. Широко использована резьба по дереву.
Буддийский храм Тюамоткот в центре водоёма в Ханое («Храм на одном столбе», «Лотосовый храм»; 1049; восстановлен в 1955) служит образцом присущей культовой архитектуре Вьетнама камерности и декоративности. Его конструкция – адаптация модели типичного свайного дома, также она напоминает о небольших кумирнях (святилищах), которые часто встречаются у дорог в сельской местности и во внутренних дворах храмовых комплексов, где они используются, например, для воскурения благовонных палочек, сжигания вотивных предметов из бумаги и др.
Ряд ключевых культовых сооружений был восстановлен в 20–21 вв. К их числу относится храм Фаттить (вьет. – След Будды; провинция Бакнинь), один из ранних буддийских памятников, возведённый преимущественно при династии Поздние Ли, на холме (горе) Фаттить. Представляет интерес и сооружённый в тот же период буддийский храм Тхай (Храм Учителя; ныне в черте Ханоя; связан с монахом Ты Дао Ханем (1072–1116), представителем тхиен-буддизма, см. Чань).
К числу наиболее значимых сохранившихся сооружений относится буддийский храмово-монастырский комплекс Буттхап в провинции Бакнинь близ Ханоя (Ниньфук; 13 в., перестроен в 17 в.). Это прямоугольник в плане с крытыми галереями по периметру, окружающими постройки на невысоких цоколях с двускатными черепичными крышами с загнутыми вверх углами. При строительстве комплекса Буттхап камень использовали более широко, чем было принято, в том числе и в качестве облицовочного материала. К числу каменных сооружений здесь принадлежат 5-ярусная пагода Баонгьем, формой напоминающая кисть для туши, мостик через лотосовый пруд с оградой, декорированной 12 рельефами, а также барельефы балюстрады одной из крытых галерей с изображениями реальных животных и мифических существ, в первую очередь дракона и феникса. В Буттхапе хранится 8-гранная вращающаяся «Лотосовая башня», выполненная из дерева и покрытая красным лаком: при вращении верующие могут рассмотреть размещённые на всех её 9 ярусах статуи Будды Шакьямуни (9 ярусов символизируют 9 его жизней) и барельефы со сценами из джатак.
19–21 вв.
В конце 18 в. на территории Вьетнама начался новый этап урбанизации, освоение новых схем, технологий и материалов; эти процессы ускорились в колониальный период, с последних десятилетий 19 в. Строились цитадели западного типа, крытые мосты и рынки и т. д.
В г. Хюэ, столице последней династии – Нгуенов, за монументальными стенами сохранился Императорский город (Хоангтхань, преимущественно 19 в.) с культовыми и светскими постройками, традиционно ориентированными по оси юг – север, и внутренними дворами. По берегам реки Хыонг (Ароматной реки) здесь возведены большие мемориальные комплексы – мавзолеи императоров Минь Манга, Ты Дыка, Кхай Диня и др.
Резную мебель для интерьеров дворцов Хюэ (шкафы, кресла, столы) изготавливали из ценных пород дерева, покрывали лаком и декорировали вставками из кости и перламутра (техника инкрустации перламутром появилась на территории Вьетнама уже в 12 в., а достигла расцвета в 18–19 вв.). Помимо традиционной росписи лаком и золотом и резьбы по дереву, убранство тронного зала и других парадных помещений включало изделия из бронзы и меди, слоновой кости, керамику, эмали, церемониальное оружие и т. д. В числе наиболее популярных мотивов – ты линь (от кит. сы лин – четверо священных зверей: дракон, феникс, единорог-цилинь и черепаха), обязательные «знаки династии»; «восемь буддийских сокровищ»; растения и животные, символизирующие четыре времени года; цветы и побеги лотоса и др.
Личные покои правителей и знати обставлялись изысканными вещами по китайской традиции кабинетов учёных-интеллектуалов, соответствующих конфуцианской эстетике: ширмы, настольные экраны, наборы письменных принадлежностей (кисти, бумага, палочки туши и тушечница, а также разнообразные подставки под кисти, камень-пресс для свитков наподобие пресс-папье в форме растения или животного, печати и др.).
В этот период шире стали применяться камень и кирпич, вышли из употребления схемы более раннего времени (многоярусные крыши вогнутой формы), появились новые конструкции (консоли). В оформлении фасадов и интерьеров дворцовых и культовых зданий при династии Нгуенов популярными материалами для настенных композиций стали черепки кобальтовой керамики в сочетании с осколками зелёного и коричневого стекла.
В крупных городах строились кварталы европейского типа с широкими бульварами, католическими церквами и соборами, музеями, театрами, гостиницами, виллами. Среди типичных сооружений – неороманский собор Нотр-Дам (1877–1880, архитекторы Ж. Бурар, Э. Буланже) и почтамт в русле эклектики (1891) в Сайгоне (ныне Хошимин), Ханойский оперный театр (начало 20 в.). Возник т. н. индокитайский стиль, сочетавший западные и вьетнамские мотивы: в Хошимине – церковь Тятам (Святого Франциска Ксаверия; 1900–1902); в Кантхо – дом семьи Зыонг (основан в 1870, полностью перестроен в 1904–1911), буддийские храмы Намня (1895, перестраивался, современный вид – с 1923) и Хойлинь (основан в 1907, перестраивался в 1914 и позднее), а также динь (общинный дом) Биньтхюи (19 в., перестроен в начале 20 в.).
Образец колониальной курортной архитектуры – застройка г. Далат 1920-х – 1930-х гг.
Во 2-й половине 20 в. во Вьетнаме строились сооружения в русле модернизма и в духе традиционной архитектуры (мавзолей Хо Ши Мина в Ханое, 1975).
В 2020-х гг. работают мастерские Vo Trong Nghia Architects (VTN Architects), MIA Design Studio, a21studio и др.
Скульптура
Во Вьетнаме сложилась синкретическая религиозно-философская система, вобравшая в себя представления конфуцианства, буддизма и даосизма наряду с местными верованиями, в первую очередь с культом предков. Поэтому в буддийском храме сосуществуют статуи буддийских и даосских божеств и святых, легендарных и исторических личностей, алтари Тхань Мау (Святых Матушек), фигуры основателей этого храма и т. д.
Канон в культовой скульптуре Вьетнама сложился уже ко времени правления династии Чан (1225–1400). Он охватывал основные типы композиций, пропорции статуй, систему их декорирования, а также правила их размещения в храмовом пространстве. Более свободной была т. н. народная скульптура, включавшая многочисленные локальные варианты культовой пластики, как правило небольших размеров.
Скульптуру вырезали в основном из твёрдых сортов древесины, после чего грунтовали; грунт также могли использовать для корректировки мелких деталей. Статуи покрывали сусальным золотом или оклеивали серебряной фольгой с последующим нанесением прозрачного лака. Фигуры «второстепенных» божеств, чиновников, стражей-дхармапал или храмовых прислужников покрывали разноцветными лаками: одежду – красным, коричневым и зелёным, лица и открытые части тела – розоватым лаком или краской.
К ключевым произведениям культовой пластики относятся каменная статуя будды Амитабхи (Азиды) на троне в форме лотоса в храме Фаттить (провинция Бакнинь; высота 270 cм; 11 в.); скульптура бодхисаттвы Авалокитешвары (Куанам) из позолоченного дерева, представляющая её в иконографическом изводе с тысячей глаз и тысячей рук (высота 370 см; создана при династии Поздние Ле; хранится в храмово-монастырском комплексе Буттхап в провинции Бакнинь близ Ханоя): её лотосовый трон держит в высоко поднятых лапах над воображаемой водной гладью морское чудовище; деревянная скульптура храма Тайфыонг в Ханое, включая образ Туетшона (Будды Шакьямуни как измождённого аскета в Гималаях; высота 137 см) и выразительные фигуры 18 архатов – образцы «портретной» скульптуры (18 в.).
Характерно для вьетнамской скульптуры редкое для культуры других стран Юго-Восточной Азии изображение рождения Будды Шакьямуни в виде фигуры Будды-младенца под аркой, образованной сплетёнными телами девяти драконов. Такую композицию традиционно устанавливают во Вьетнаме на нижней ступени центрального алтаря буддийского храма.
Живопись и графика
Живопись не получила во Вьетнаме в Средние века широкого развития; китайская традиция живописи на шёлке была здесь известна и освоена, однако произведений практически не сохранилось, и судить о них можно лишь по поздним письменным источникам. Среди дошедших до 21 в. памятников – несколько погребальных портретов, самый ранний из них – изображение крупного государственного деятеля и литератора Нгуен Чая (середина 15 в.); представляет интерес и портрет министра Нгуен Куи Киня (1764). В 16–17 вв. создавались пейзажи, демонстрирующие сильное китайское влияние.
В 19 в. более популярными стали произведения тушью на рисовой бумаге. Существовала и храмовая живопись, выполненная водяными красками в форме вертикальных, обрамлённых шёлком свитков на бумаге. В числе распространённых изображений – стражи-дхармапалы, защитники учения Будды Шакьямуни: такая живопись традиционно размещалась при входе в храм.
Народные картины
Народные картины (разновидность лубка, аналог китайских няньхуа) возникли как бумажные картинки-гравюры чань тхо с изображением домов, одежды, паланкинов, денег и т. д., предназначенные для ритуального сжигания в качестве подношения духам и как часть обряда культа предков. Позднее появились новогодние благопожелательные картинки чань тет, которые вьетнамцы приобретали для украшения своих домов и в качестве подарков, следуя одному из обязательных ритуалов в преддверие праздника Тет (Тет нгуен дан) – Нового года по лунно-солнечному календарю. Тематика картинок-гравюр отличалась разнообразием: жанровые сцены (сельскохозяйственные работы, деревенские праздники, бытовые сценки), божества и духи-охранители, национальные герои, мальчики с разными атрибутами, а также домашние животные (петух, курица или свинья с потомством) или животные – символы наступающего года. Все изображения несли смысловую нагрузку, которая часто подчёркивалась надписью, и выражали основные пожелания, принятые в восточноазиатской культуре: многочисленного мужского потомства и преемственности поколений, здоровья и долголетия, почестей, удачи и процветания и т. д. Композиции картинок были просты и не перегружены деталями, изображения строились на крупных цветовых пятнах, обведённых чётким контуром. В 21 в. картинки утратили первоначальное ритуальное назначение, превратившись в красочные элементы декора интерьера.
Наиболее известными центрами изготовления народной картины остаются и в 2020-х гг. деревни Донгхо и Кимхоанг в окрестностях Ханоя, деревня Шинь близ Хюэ. Мастера создают здесь гравюры небольших размеров в технике цветной ксилографии с помощью нескольких (до пяти) досок-матриц, каждая из которых окрашена в один цвет (наиболее популярные – красный, жёлтый, зелёный, коричневый); все традиционные красители имеют натуральное происхождение. Отдельная доска служит для нанесения чёрного контура, который печатают в последнюю очередь, после всех цветных фрагментов. Для народных картин используют тонкую волокнистую бумагу ручного отлива, покрытую грунтом на основе клейкого рисового отвара. До современной эпохи в грунт и краски добавляли ради большей эффектности толчёный перламутр.
Другую линию составляют гравюры мастеров, работавших на улице Хангчонг в Ханое. Они использовали приёмы классической китайской живописи, что влияло на выбор формата и тем. Ханойские картины имели вид вертикального свитка из нескольких листов бумаги; для самых длинных печатали каждый лист по отдельности, а затем склеивали. Технология печати ханчонгских гравюр заключалась в обратной последовательности оттисков: в отличие от деревенского лубка, в Ханое в первую очередь печатали контур, затем следовала роспись от руки, что удлиняло процесс изготовления. Сюжетной основой для городского лубка служили легенды, предания или классические литературные произведения Вьетнама и Китая (поэма «Стенания истерзанной души» Нгуен Зу, исторический роман «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна и т. д.), а также серии из четырёх свитков: «Четыре времени года», «Четыре профессии», «Красавицы» и др.
20–21 вв.
В 20 в. графическое искусство получило дальнейшее развитие, мастера лубка расширили круг тем, появились новые изобразительные приёмы, однако ведущее место в этом столетии принадлежало живописи. В связи с развитием новых художественных форм на основе соединения национальных и европейских традиций появились станковые живопись на шёлке и лаковая живопись.
В 1925 г. в Ханое открылась Высшая школа изящных искусств Индокитая, директором которой в 1925–1937 гг. был французский художник В. Тардьё. Учёба здесь определила творческий путь многих прославленных вьетнамских мастеров, которые познакомились в этой школе с основами западноевропейской живописи, искусством Запада и стран восточноазиатского региона, а также с собственным, национальным искусством и осознали себя его творцами. Благодаря основательной теоретической базе, энтузиазму преподавателей и самих студентов, ставивших многочисленные творческие эксперименты, возник принципиально новый для Вьетнама вид изобразительного искусства – станковая живопись. Появились и новые формы работы, нормой постепенно стала публичная демонстрация произведений на выставках (в том числе и во Франции), произведения стали подписными в отличие от анонимности искусства прошлого. Молодые художники начали совершенствоваться в новых техниках, в частности в масляной живописи, продолжились эксперименты с традиционной акварельной живописью на шёлке.
Произведения маслом (Буй Суан Фай, То Нгок Ван, Нгуен Фи Хоань, Чан Ван Кан) отличаются тонким ощущением природы, психологизмом в изображении людей. В своём творчестве Буй Суан Фай, работавший в середине – 2-й половине 20 в., отдавал предпочтение натюрмортам, писал обнажённую натуру, создавал абстрактные композиции, однако его самыми знаменитыми произведениями стали изысканные виды ханойских улиц.
Основоположником станковой живописи акварелью на шёлке считается Нгуен Фан Тянь, его работы середины 20 в. отличаются сдержанностью цвета. Художник перенёс на шёлк приёмы живописи на рисовой бумаге, что позволило ему добиться прозрачности красок и плавности контуров. В его работах также прослеживается влияние народных гравюр из деревни Донгхо. Живописец Чан Донг Лыонг воспевал женскую красоту и свежесть юности в изысканных, как будто овеянных лёгкой дымкой портретах. Интересны произведения Нгуен Тху, Лыонг Суан Ни, Нгуен Хиема и др.
Наибольшее развитие получила лаковая живопись. В переосмысление роли лака как художественного материала значительный вклад внёс профессор Высшей школы изящных искусств Индокитая Ж. Ингумберти, которого привлекли выразительные свойства лака применительно к архитектурному и скульптурному декору и прикладным изделиям. Эти идеи развили в своём творчестве Нгуен Зя Чи («Пейзаж Вьетнама», около 1940, Национальная галерея, Сингапур), Чан Ван Кан, Ле Фо, Нгуен Кхань, Фам Хау, Фан Ке Ан, Фан Ван Дон, Нгуен Дык Нунг, Динь Куан, Конг Ким Хоа, Нгуен Чонг Кием, Нгуен Ты Нгием. Метод резного лака использовали в своих произведениях Нгуен Ни Хуан, Вьет Фыонг, Нгуен Кханг.
Если в 1930-х – 1940-х гг. мастера предпочитали писать романтические пейзажи (особенно эффектные в лаковой живописи) и лирические портреты юных девушек в интерьере или на пленэре, то ко 2-й половине 20 в. в изобразительном искусстве стала доминировать героическая тема. Период борьбы за независимость, Августовская революция 1945 г. и Война в Индокитае 1946–1954 гг. (Война Сопротивления) – время расцвета агитационного искусства, когда на первый план вышла графика (карандашные наброски и акварели То Нгок Вана, То Ми и др.). Эти тенденции продолжили в ходе Войны во Вьетнаме 1955–1975 гг. в своей документальной графике Буй Куанг Ань, Нгуен Дык Тхо [«Новый год (Тет) в горах Чыонгшон», 1972, Национальная галерея, Сингапур], Нгуен Тхань Тяу, Нгуен Тхань Минь, Фам До Донг и др.
С 1957 г. тематические рамки произведений и другие аспекты художественного творчества определяет учреждённая для государственного контроля в культурной сфере Ассоциация искусства. Многие вьетнамские мастера приезжали на учёбу в СССР, шёл активный обмен выставками, художники воспевали темы единства партии и народа, труда и строительства новой жизни. Метод социалистического реализма доминировал на севере Вьетнама вплоть до реформ дой мой 1986 г., целью которых стала модернизация общества.
1990-е гг. стали для художников временем большей свободы и жанрового разнообразия, стало возможным коммерциализировать своё творчество путём выставок и продажи работ в частных галереях.
Сохраняя опору на национальную традицию, искусство Вьетнама также включает ныне существующие в глобальном арт-пространстве виды и формы, от традиционных до инсталляций, перформансов, видеоарта; развивается концептуальное искусство. Среди ведущих вьетнамских художников 21 в. – Чан Туан, Динь К. Ле (Ле Куанг Динь), Дзюн Нгуен-Хацусиба, Нгуен Мань Хунг, Чан Лыонг, Ха Мань Тханг, Буй Конг Кхань; работают художницы Лай Дьеу Ха, Нгуен Фыонг Линь, Тиффани Тунг, Нгуен Чинь Тхи.