Амитабха
Амита́бха (санскр. अमिताभ – беспредельно сияющий будда), один из главных будд в махаяне и ваджраяне. Первым из махаянских мыслителей упомянул об Амитабхе буддийский мыслитель Нагарджуна (2–3 вв.) в своём «Дружественном послании». Культ Амитабхи основывается на трёх текстах: большой и малой «Сукхавати-вьюхе» («Описание Страны счастья»), а также «Амитаюс-дхьяна-сутре» («Сутра созерцания Амитабхи»), ставших каноническими для китайской школы чистой земли и японского амидаизма.
Когда Амитабха был бодхисаттвой Дхармакара, он дал обет создать «землю будды» (буддха-кшетра). Верующие в будду Амитабху предаются в этой небесной Стране счастья (Сукхавати) изысканным духовным наслаждениям. Сам Амитабха служит им объектом медитации, безмолвно обучающим абсолютному единству сущего (шуньята). В буддийской мифологии Сукхавати располагается на западе и относится к классу «чистых земель», т. е. преддверию нирваны. В иконографии Амитабху изображают красным цветом, на павлиньем троне, с чашей для подаяния или лотосом в руках. В его мифологическую семью входят Будда Шакьямуни (земное воплощение Амитабхи) и бодхисаттва Авалокитешвара. В Тибете воплощениями Амитабхи считают панчен-лам.