Чан Донг Лыонг
Чан Донг Лы́онг (Trần Đông Lương) (1925–1993), вьетнамский живописец и график.
Был студентом «курса сопротивления», набранного в 1950 г. То Нгок Ваном – новым директором ханойской Высшей школы изящных искусств (с 1950 Школа изобразительных искусств) в эвакуации во Вьетбаке, во время войны в Индокитае 1946–1954 гг. (Первой войны Сопротивления). Таким образом, хотя Чан Донг Лыонг не получил «классического» образования в ханойской школе, начало его профессиональной деятельности всё же связано с этим учебным заведением. По воспоминаниям современников, уже в годы ученичества Чан Донг Лыонг рисовал настолько хорошо, что его наброски нередко принимали за работы его наставника (Quang Việt. 2018). Курс завершился в 1954 г.
От своего учителя То Нгок Вана Чан Донг Лыонг перенял любовь к созданию многочисленных эскизов, воплощавшихся затем в полотнах, тематику работ, манеру исполнения рисунка. Влияние мастера хорошо заметно в сериях графических портретов женщин, выполненных карандашом, углём, акварелью. В рисунках обоих художников фигуры девушек порой намечены лишь несколькими линиями, но при этом создан целостный образ. Они предстают в разных ракурсах и позах, с минимизацией деталей фона: стоят, опершись о предметы мебели, сидят у стола, показаны в полулежащем положении или лёжа. Кроме того, в творчестве обоих мастеров есть и портреты представительниц малых этносов, данные крупным планом либо на фоне пейзажа. К таким произведениям Чан Донг Лыонга относятся «Молодая пряха», «Счастье (Возвращение с работы)» (оба – 1956), «Посёлок Кому», «На берегу реки Намзан» (оба – 1959), «Девушки народности тхай» (1960), «Девушка народа тхо» (1961), «Пастушка со стадом» (1962; все работы выполнены на шёлке и находятся в Государственном музее Востока – ГМВ, Москва).
В 1950-х гг. важную роль в творчестве вьетнамских мастеров играла графика. Это был период расцвета агитационного искусства. Плакаты, карикатуры, рисунки углём и карандашные наброски стали наиболее актуальными его видами, в том числе благодаря материалам, подходящим для создания произведений в сложных полевых условиях, и были призваны отражать идеалы нового времени. Патриотический настрой сражающихся за свою свободу вьетнамцев отразился в искусстве батальными сценами, а также многочисленными сюжетами, воспевающими труд рабочих и крестьян, единство армии и народа. Одним из важных критериев оценки работ студентов на проводимых в Школе ученических выставках была их идеологическая направленность, поскольку художники, по призыву Хо Ши Мина, выступали солдатами на фронте «культурной политики». Для таких выставок Чан Донг Лыонг создал плакаты, изобличавшие колониальный режим и осуждавшие французов за смерть жителей страны.
Однако, несмотря на доминирование героической темы, мастер на протяжении всей жизни оставался верен теме женской красоты, поэтизация которой – главный мотив всего его творчества. Он продолжал линию лирических портретов юных девушек, популярных в 1930-е – начале 1940-х гг., хотя и пытался порой вписать свои композиции в идеологические рамки. Так, на картине «Перед демонстрацией» (шёлк, 1957, ГМВ) изображены «три грации», изящные девушки в белых платьях аозай (áo dài; буквально – длинное платье), и лишь название указывает на агитационную направленность полотна.
В конце 1950-х гг. Чан Донг Лыонг также создал несколько работ, стоящих особняком в его творчестве. Среди них – полотно «Герой Труда доктор Фам Нгок Тхать» (шёлк, акварель, 1958, Национальный музей изобразительных искусств, Ханой), которое можно назвать самым патриотическим произведением мастера. Оно прославляет труд медицинского персонала в военное время. Эта работа молодого художника, развивавшего традиции национального искусства, была представлена на Выставке произведений изобразительного искусства социалистических стран в московском Центральном выставочном зале «Манеж» (1958–1959) – первой крупной экспозиции вьетнамского искусства в СССР. Как и многие другие мастера, занимавшиеся станковой живописью на шёлке, Чан Донг Лыонг испытал сильное влияние основоположника этого вида искусства, Нгуен Фан Тяня, создавшего свой стиль, комбинируя традиции дальневосточной живописи на свитках с рядом европейских живописных приёмов. На искусство живописи на шёлке существенное влияние оказали язык чёрно-белой и цветной ксилографии, а также стиль новой плакатной графики, воспринятые вьетнамскими мастерами. Многофигурная композиция «Герой Труда доктор Фам Нгок Тхать» – сцена приёма пациента – отличается сдержанным колоритом и дана почти монохромно, на гармоничном взаимопроникновении нескольких цветов, линейные силуэты фигур смягчены за счёт мягких плавных линий и фактуры специальным образом обработанного шёлка. Чан Донг Лыонг использовал традиционный способ подготовки шёлка – пропитку квасцами, а в качестве основы будущего полотна выбирал материал с более редким плетением нитей. Кроме того, художник предпочитал обрабатывать шёлк водой после завершения картины. Подобный приём способствовал лучшему размыву красок и особой прозрачности цвета.
Среди других значимых работ Чан Донг Лыонга конца 1950-х – начала 1960-х гг., выполненных на шёлке, – «Вышивальщицы» (1958, Национальный музей изобразительных искусств, Ханой; авторское повторение, 1962, ГМВ, Москва). Подобные работы свидетельствуют об интересе художника в этот период к многофигурным композициям, желании отразить на полотнах коллективный дух персонажей, увлечённость общим делом, что соответствовало времени. Однако, как и во всех произведениях мастера, в этих картинах нет суеты, проявлений активной энергии: они пронизаны спокойствием и умиротворением.
В тот же период Чан Донг Лыонгом созданы работы «Старик кустарь», один из редких мужских портретов в творчестве (1956, ГМВ), и «Вязальщицы» (1961, ГМВ), предвещающие переход от групповых жанровых портретов к камерным.
Чан Донг Лыонг преподавал в ханойских учебных заведениях – в новой Высшей школе изящных искусств (основана в 1957; ныне Вьетнамский университет изобразительных искусств) и в Художественной школе промышленных изобразительных искусств (основана в 1949; ныне Университет промышленных изобразительных искусств), но в 1966 г. оставил эту деятельность, чтобы сосредоточиться на живописи. В дальнейшем мастер отдавал предпочтение портретам юных девушек, воспевая их красоту и максимально уходя от каких-либо привязок к их «земным», реальным занятиям. Чан Донг Лыонг любил писать девушек из Ханоя, одетых в платья аозай, при этом он не стремился к передаче узнаваемых городских реалий, его полотна – волшебный мир мечты. Нейтральный фон, лёгкая дымка, прозрачность цвета, элегантные линии размытых контуров, благородство тональных колористических соотношений – всё призвано отразить хрупкую, порой почти бестелесную красоту, свежесть и обаяние молодости. Его произведения созвучны поэзии: «Молодость» (1958), «Молодая девушка» (1959), «Юная школьница» (1960; все – шёлк, акварель, тушь, собрание ГМВ), «Девушка» (1980), «Мечтающая девушка» (1983, частное собрание, обе – шёлк, акварель); графические работы «Стоящая женщина» (1978), «Середина лета» (1981), «Весеннее солнце» (1982, все – бумага, пастель, частные собрания).
По мнению исследовательницы Нгуен Хай Йен, с помощью которой приобретались произведения живописи 20 в. в собрание Музея изобразительных искусств Ханоя, где она работала долгие годы, художник «очень внимательно изучал модель, а затем зарисовывал её всего лишь несколькими выразительными линиями» (Hương Lan. 2016). Особенностью стиля Чан Донг Лыонга было создание многочисленных подготовительных эскизов к картине. Благодаря глубокому погружению в искусство живописи на шёлке и пониманию этого уникального материала художник настолько чувствовал цвет, что, следуя дальневосточным традициям живописи на свитках, мог изобразить «белое на белом» («Мечтающая девушка», 1983): на белом шёлке предстаёт фигура девушки в белом платье аозай.
В июне 1986 г. Чан Донг Лыонг перенёс инсульт, вследствие которого у него была парализована правая половина тела. После болезни он ограничил круг общения, большей частью оставаясь дома и обучаясь работе левой рукой. Спустя почти четыре года упорного труда ему удалось достичь прежнего уровня мастерства, и он стал одним из немногочисленных художников, одинаково хорошо умевших творить обеими руками на протяжении жизни, пусть и в разные её периоды. В это время Чан Донг Лыонг создал много заслуживающих внимание работ («Вьетнамская девушка», бумага, уголь, 1989, Музей современного искусства, Бангкок, Таиланд), мало известных широкой публике, поскольку бо́льшая их часть ныне находится в частных собраниях по всему миру (эскизы «Девушка», 1986, «Портрет молодой девушки», 1990, оба – бумага, уголь; «Вьетнамская красавица», шёлк, тушь, акварель, 1989). Это объясняется тем, что основными заказчиками художника в «период левой руки» стали представители дипломатических кругов в Ханое. Так, послы иностранных государств стремились получить портреты своих жён кисти известного мастера, а после окончания срока пребывания во Вьетнаме увозили полотна с собой.
Долгие годы художник проживал в Ханое, в «Доме славы» по адресу улица Нгуен Тхай Хока, 65, – трёхэтажной вилле, построенной в традициях французской архитектуры колониального периода. После установления Демократической Республики Вьетнам она стала резиденцией Вьетнамской ассоциации изобразительных искусств (Союз художников Вьетнама, основан в 1957), а затем «коммуной» известных деятелей культуры – художников, писателей и музыкантов, чьё творчество прославило вьетнамскую культуру. Многие из них вместе начинали свой творческий путь ещё в военные времена во Вьетбаке; комнаты-мастерские «Дома 65» были предоставлены людям искусства за большие заслуги перед страной.
Первая персональная выставка Чан Донг Лыонга состоялась в Ханое лишь после смерти художника, в начале 2000-х гг., по инициативе Вьетнамской ассоциации изобразительных искусств. Будучи очень скромным человеком, мастер не стремился к публичному показу своих работ, предпочитая занятия творчеством.