Няньхуа
Няньхуа́ (年画, пиньинь niánhuà, буквально – новогодняя картина), китайские народные картины на бумаге, гравюры в технике ксилографии. Несмотря на то что дословный перевод понятия «няньхуа» предполагает связь произведений этого жанра с празднованием китайского Нового года по лунному календарю, в действительности они могли продаваться в преддверии других праздников или круглый год. В отечественной историографии для их обозначения часто используются термины «народная картина» и «лубочная картина» (лубок).
Впервые термин «няньхуа» встречается в 1849 г. в сочинении Ли Гуантина «Вызывающие улыбку деревенские речи» (鄉言解頤, 1982. С. 66), но в широкое употребление это понятие вошло лишь в 1920-е –1930-е гг. Истоки няньхуа принято искать в буддийском искусстве: прообразом таких картин служили бумажные иконы чжима (буквально – бумажные лошадки) с изображением божеств и их свиты, существовавшие ещё со времён династии Тан и продававшиеся рядом с буддийскими монастырями, где они обычно сжигались во время обрядов поклонения; их название отсылает к мифическому посланнику на лошади, который в представлении древних китайцев занимался доставкой на небо прошений божествам от людей, совершавших жертвоприношения. Родственны няньхуа и бумажные картинки религиозной тематики чжихуа, которые, как свидетельствует сунский чиновник Мэн Юаньлао в своих «Записях прекрасных снов о Восточной столице» (1187), появлялись на прилавках торговцев в преддверии Нового года (东京梦华录, 2021. С. 92).
Народная картина как самостоятельный жанр графического искусства сформировалась в эпоху Мин благодаря распространению ксилографической техники в книгопечатании и появлению большого количества романов и пьес на сюжеты из даосской и буддийской мифологий, иллюстрации к которым способствовали созданию новых канонов изображения почитаемых святых и мифологических персонажей.
Няньхуа, как и обычные книжные гравюры, отпечатывались с резных деревянных клише. Первый оттиск давал контур рисунка, все последующие окрашивали его в нужные цвета. Такая техника многоцветной печати с нескольких досок (таобань) была известна ещё с династии Тан и изначально использовалась для окрашивания тканей.
Изобразительные мотивы няньхуа символизируют пожелания благополучия, основанные на «пяти условиях счастья» (у фу), впервые сформулированных в «Каноне исторических писаний» («Шу цзин»). В этот перечень входят: шоу – долголетие, фу – богатство, кан нин – здоровье и внутренняя безмятежность, шоу хао дэ – совершение благих деяний в соответствии с высокими моральными требованиями, као чжун мин – спокойное достижение старости и естественная (ненасильственная) кончина (Древнекитайская философия. Т. 1. Москва, 1972. С. 111). В эпоху Хань получил распространение и другой вариант у фу: шоу, фу, гуй – знатность (включает в себя также лу – успешную карьеру на государственной службе), ань лэ – спокойствие и радость, цзы сунь чжун до – многочисленное потомство. Изобразительное воплощение у фу не всегда имеет однозначное прочтение и может сочетать в себе несколько благопожелательных смыслов, основанных либо на омонимическом созвучии разных иероглифов, обозначающих то или иное понятие, либо на двойном значении одного и того же иероглифа. В работах цинской эпохи прослеживается связь культа благопожеланий с религиозно-философскими течениями и народными суевериями, составлявшими основу религиозного синкретизма в Китае.
Существует несколько вариантов систематизации сюжетов няньхуа. Среди них выделяются следующие жанрово-тематические группы, некоторые из них иногда дробятся на дополнительные подгруппы: картины на религиозные сюжеты; произведения благопожелательной направленности с изображением различных предметов (например, золотых слитков или монет), растений, животных и атрибутов персонажей (среди наиболее известных – флейта, меч, корзина с цветами и плодами и т. д., принадлежавшие Восьми бессмертным); композиции на литературные, исторические и мифологические сюжеты; «театральные» няньхуа с эпизодами из спектаклей; бытовые картины (сюда входят сцены назидательного характера, изображения праздников, работы на политические темы, которые иногда включаются в одну группу с историческими и т. д.), пейзажи (чаще всего копии живописи). Произведения любого жанра могли сопровождаться цитатами мыслителей или фразеологизмами. Деление на группы зависит от подхода конкретного исследователя и зачастую довольно условно, т. к. во многих народных картинах встречаются повторяющиеся образы и мотивы, которые сложно отнести к одному жанру. «Театральные» няньхуа, в частности, создавались на основе пьес, в которых могли фигурировать персонажи различных мифов, легенд и исторических сочинений. Эти же герои иногда становились частью композиций с благопожелательным или назидательным значением.
В 1-й половине 17 в. начался процесс формирования новых очагов производства – небольших городков или деревень, бóльшая часть населения которых была занята в этой сфере. Крупнейший такой центр на юге Китая – местечко Таохуау в городском округе Сучжоу провинции Цзянсу, на севере – поселение Янлюцин близ портового города Тяньцзинь провинции Хэбэй. Другие известные мастерские на юге располагались в округе Мяньчжу провинции Сычуань, на севере – в округах Уцян провинции Хэбэй и Вэйфан провинции Шаньдун.
Чаще всего авторство народных картин установить невозможно: лишь на немногих из них присутствуют клейма печатен, а имена авторов композиций и резчиков не встречаются почти никогда. Тем не менее принадлежность листов к южной или северной школе можно определить по отличительным стилистическим чертам. Для работ из южных регионов, в особенности ксилографий из округа Мяньчжу, характерны контрастные яркие тона и некоторая грубость рисунка. Мастера школы Гусубань в Сучжоу подражали европейской гравюре, используя линейную перспективу и приёмы светотеневой моделировки, а также предпочитали пейзажные виды сюжетным сценам.
Северные школы ориентировались на китайскую традиционную академическую живопись династий Сун, Юань и Мин. Няньхуа из Янлюцина отличаются выразительностью линейного контура, тонкой проработкой деталей, перспективные построения в них основаны на совмещении разных точек зрения, а фигуры и прочие объекты по масштабу не соотносятся друг с другом. Кроме того, такие картины подкрашивались от руки, поэтому для каждого оттиска характерно большое разнообразие тоновых и цветовых градаций – эффект, который невозможно получить при печати с нескольких досок. Янлюцинские няньхуа составили существенную часть коллекции, собранной синологом В. М. Алексеевым во время его поездок по Китаю (1906–1909, 1912, 1926). Впоследствии она была разделена между музейными собраниями Ленинграда (ныне Санкт-Петербург): Государственным музеем истории религии (1938) и Эрмитажем (1956).
В то же время народным картинам из провинции Шаньдун не присуще единство стиля: двухмерное пространство, схематичная проработка деталей, широкие контурные линии и яркие цвета напоминают произведения как северных, так и южных школ, что может объясняться тем, что в Шаньдун по связанным с Великим каналом водным путям в большом количестве попадали образцы из других провинций Китая.
В композициях ранних няньхуа нашли отражение многие стилистические приёмы светской живописи доцинской эпохи. Однако во 2-й половине 18 в., по мере распространения этих изображений среди низших социальных слоёв и роста массового спроса на них, влияние классической живописи и книжной гравюры на народные картины весьма уменьшилось, прежде всего в результате постепенного изменения состава изготовителей. Основными авторами няньхуа стали ремесленники, часто лишённые достаточных художественных способностей для составления сложных композиций и использования новейших техник. Именно на 2-ю половину 18 – начало 20 вв., когда народные картины стали востребованы не только на городском, но и на сельском рынке, а количество печатен значительно увеличилось, пришёлся период наивысшего расцвета этого искусства. Для работ того времени характерны яркая цветовая гамма, упрощённость силуэтов и декоративного оформления, жанровое многообразие, а также определённая унификация образной системы, которая позволяла даже не слишком образованному покупателю легко понять значение того или иного образа. При этом в 19 в. существенно подешевел и способ производства: вместо высокосортной белой бумаги стали использовать шероховатые листы низкого качества и недорогие краски.
В 1930-е –1950-е гг. появилась новая разновидность народных картин – т. н. синь няньхуа (буквально – новые новогодние картины). Такие листы печатались большими тиражами в периоды Гражданской войны в Китае 1927–1937 гг. и в первые годы после образования Китайской Народной Республики. Их сюжеты крайне идеологизированны: это изображения событий, связанных с Синьхайской революцией и Японо-китайской войной 1937–1945 гг., сцены сельской жизни, призванные показать уровень развития сельского хозяйства после аграрной реформы конца 1940-х – начала 1950-х гг., композиции, посвящённые советско-китайской дружбе, празднованию важных событий и достижениям КНР в науке и культуре. На синь няньхуа практически всегда указывались имя автора, название и место изготовления. Изменился и способ производства: ксилография была заменена более дешёвыми техниками, литографией и олеографией.
Выпуск традиционных благопожелательных няньхуа, практически полностью остановленный в годы «культурной революции» 1966–1976 гг., возобновился в конце 1970-х гг. в прежнем объёме. Произведения этого периода печатались в основном типографским способом и сочетали в себе элементы китайской живописи гохуа и приёмы европейской «реалистической живописи», сохраняя при этом свою декоративную форму.
Несмотря на то что в 1980-х – начале 1990-х гг. идеологический контроль над искусством был существенно ослаблен, важную роль продолжали играть произведения с сюжетами на общественно-политические темы, прославляющие партийных и военных руководителей страны и представляющие образ нового человека, трудящегося на благо государства. Один из основных мотивов няньхуа такого рода – преобразования Дэн Сяопина в экономической сфере, направленные на модернизацию КНР. Художники изображали масштабные стройки, современные городские районы и парки, встречи Дэн Сяопина с жителями регионов в ходе рабочих поездок и др.
В конце 20 – начале 21 вв. возрос исследовательский интерес к традиционным няньхуа: были организованы международные конференции и этнографические экспедиции в региональные центры производства. В 2000-е – 2010-е гг. сохранение народных картин стало одной из приоритетных задач культурной политики КНР.
Искусство няньхуа способствовало формированию в регионах Китая самобытных художественных традиций, связывающих народные промыслы с культурой образованных кругов. Несмотря на социально-политические изменения в китайском обществе 20–21 вв., такие картины сохранили символические мотивы, характерные для произведений династии Цин, и вобрали в себя идеологические и эстетические принципы новой эпохи.