Пагода
Па́года (кит. 塔, 宝塔, пиньинь tǎ, bǎotǎ – та, баота; кор. 탑, 탑파 – тхап, тхаппха; вьетн. tháp, chùa – тхап, туа; япон. 塔 – то), отдельно стоящее культовое сооружение реликварного, погребального или мемориального назначения в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Термин «пагода» появился в Европе в 16 в.; возможно, он представляет собой португальскую транскрипцию (pagoda) слова «бхагават» (санскр. भगवत् – священный) либо связан со словом бацзяота (кит. 八角塔 – восьмиугольная башня).
Пагоды в Китае
Пагоды появились в Китае на рубеже эр в связи с распространением буддизма и характерной для него практики поклонения ступам. Представляют собой версию индийских ступ, сформировавшуюся под влиянием добуддийской национальной традиции многоэтажных сооружений (башен, сторожевых вышек, павильонов). За китаизированными ступами сразу же закрепилось именование та («башня»), которое и переводится на европейские языки как «пагода». Согласно письменным источникам, древнейшие пагоды были деревянными, реже каменными. В первых веках нашей эры появились сооружения из кирпича, а позднее и из комбинированных материалов. Деревянные части пагод обычно расписывались; в декоре некоторых пагод использовались серебро, золото и драгоценные камни. В 10 в. научились сооружать пагоды целиком из чугунных отливок, а также железных плит и бронзовых деталей. В рельефах кирпичных, каменных и металлических пагод воспроизводились деревянные конструкции. В архитектуре пагод не сформировалась самостоятельная эстетика каменного зодчества, чему препятствовали как нормативы фэншуй (энергетика камня предназначалась для мира усопших), так и приоритетный для китайского искусства интерес к передаче пластических свойств одних материалов средствами других материалов.
Композиция пагоды по вертикали состоит из трёх частей: цзицзо («цоколь»), шэнь («тело») и ша («навершие»), символизирующих соответственно чувственный мир, мир чистых форм и мир за пределами форм. Цоколи могли быть гладкими, но часто их профилям придавали форму сюймицзо [«трон (в форме горы) Сумеру»], воспроизводившую уступы склонов мифической горы, символизировавшей ось мира. Некоторые крупные пагоды, помимо цоколей, имели высокие платформы, обеспечивавшие устойчивость их конструкции. В «теле» пагоды, как правило, насчитывалось чётное число граней и нечётное число ярусов, что соответствовало китайской нумерологии. «Навершия» были полностью металлическими, или же бронзовые шпили сочетались с основным материалом пагоды. Каждая пагода отличалась своим набором символических элементов «навершия», служивших кодом доктрин разных буддийских школ. В соответствии с требованиями фэншуй о пребывании праха только под землёй в Китае под пагодами к трём основным частям добавили четвёртую (дигун – «подземный дворец»), представлявшую собой традиционный склеп, в который помещали урну, личные вещи покойного или ценные реликвии. Уже на раннем этапе стали различаться прихрамовые и кладбищенские пагоды. Первые служили хранилищами важнейших реликвий. Кладбищенские выполняли функцию надгробия и образовывали зону за стенами монастыря, самый известный пример – комплекс из более 240 пагод Талинь («Лес пагод», преимущественно 8–19 вв.) в монастыре Шаолинь на горе Суншань (провинция Хэнань).
Известно свыше 20 типов и подтипов пагод, из которых семь считаются основными. Одним из ранних является тип одноэтажных пагод тингэ ши та («пагода в форме беседки»), возникший путём простого присоединения буддийского навершия к форме китайского садового строения (возводились до конца 13 в.). Сохранившиеся кирпичные и каменные пагоды этого типа имеют квадратные, реже круглые и многогранные формы без внутренних помещений, т. к. служат надгробиями; у прихрамовых пагод имеются небольшие внутренние помещения с поклонными изображениями.
Тип пагод лоугэ ши та («пагода в форме многоэтажных хором») объединяет многоэтажные ступенчато-пирамидальные и ступенчато-полигональные пагоды, которые могли иметь от 3 до 13 этажей, разделённых сильно выступающими карнизами. Крупные пагоды были обычно прихрамовыми и внутри имели лестницы, соединявшие этажи с деревянными настилами, например, 7-этажная пагода Даяньта («Большая пагода гуся», также порой называется «Большая пагода диких гусей»; 652, перестроена в 701–704; высота 64 м) в Сиане.
Ступенчато-полигональные пагоды чаще всего бывают восьмигранными, реже шестигранными; они получили распространение с 10 в.: кирпично-каменная 11-этажная пагода Ляодита (1001–1055, высота 84 м) в монастыре Кайюаньсы (г. Динчжоу, провинция Хэбэй), деревянная 9-этажная пагода Шицзята (1056, высота 67 м) в монастыре Фогунсы (уезд Инсянь, провинция Шаньси) и др. Пагода Тета («Железная пагода», 1049, 13 этажей, высота 56,88 м) в монастыре Югосы в Кайфыне облицована глазурными изразцами зеленовато-коричневого цвета, с чем и связано её название. Самые древние металлические пагоды имели ступенчато-пирамидальную форму и небольшую высоту; последующие были в основном ступенчато-октагональными и высокими.
Для многокарнизного типа пагоды миянь ши та («пагода в форме [расположенных плотно] карнизов») характерны частые тяги горизонтальных карнизов, размещение которых не совпадает с этажами, и вытянутый параболический силуэт: 15-карнизная и 12-гранная пагода, возведённая в 520 г. в монастыре Сунъюэсы (гора Суншань, провинция Хэнань); 13-карнизная кирпичная пагода Байта (2-я половина 12 в., высота 71 м) в г. Ляоян.
Тип пагоды фу-бо ши та («пагода в форме перевёрнутой чаши»), или лама та (ламаистские пагоды, 13–17 вв.), воспроизводит форму тибетских ступ; для таких сооружений характерны высокий цоколь сюймицзо, бутылеобразная центральная часть и навершие в форме многоярусного конуса, накрытого сверху металлическим балдахином. Все пагоды имеют глинобитное ядро, укреплённое кирпичной кладкой, и обязательную побелку, из-за которой все они называются байта («белая пагода»).
Тип пагоды цзиньган баоцзо та («пагода алмазного трона») заимствован из Индии (преимущественно 15 – середина 18 вв., хотя прототипы встречаются в 8 в.). Основание пагоды представляет высокую, широкую, покрытую резьбой платформу, символизирующую «алмазный трон». На платформе покоятся пять многокарнизных пирамидальных башен в честь пяти главных будд в буддизме ваджраяны. Сохранилось около 10 пагод многобашенного типа, из которых наиболее известна беломраморная пагода Утасы (1473) монастыря Чжэньцзюэсы в Пекине.
Каменные, многогранные, столпообразные пагоды небольших размеров, называемые цзинчуан ши та («пагода в форме хоругви канонов»), или шичуан («каменные хоругви»), воспроизводят в камне шёлковые хоругви с текстами сутр. С 8 в. одиночные и парные пагоды с гравированными на их гранях текстами сутр начали размещать на монастырских дворах, в гробничных комплексах и на перекрёстках городских улиц (пагоды 11 в., монастырь Дицансы в Куньмине). Надвратные пагоды гоцзе ши та («пагода в форме уличного прохода») с 14 в. возводились поперёк улиц.
Среди погребальных пагод различается несколько типов – в зависимости от скульптурного оформления их средней части в виде урны для праха, многопрофильного постамента, хоругви, лотоса и прочего. К пагодам причисляются также сян та («пагода для воскурения благовоний») – небольшие башни, в нижней части которых имеется камера со створкой, куда кладутся благовония и другие культовые подношения.
К категории пагод китайские исследователи относят фэншуй-та («башни фэншуй»), существовавшие ещё до появления буддийских пагод в Китае. Монолитные, многоярусные, конусообразные башни круглых и многогранных форм служили своеобразными «антеннами», регулировавшими энергетические потоки на местности.
Пагоды в Корее
В Корее пагоды появились с проникновением буддизма из Китая в 4 в. Предпосылкой возникновения и распространения именно каменных пагод в Корее можно считать систему традиционных добуддийских верований (шаманизма), с которыми буддизм на Корейском п-ове активно взаимодействовал. Пагоды как «могилы Будды» продолжили традиции строительства каменных гробниц и в целом культа гор. Поэтому пагода символизировала также и космическую вертикаль, связывающую Землю и Небо. Об этом свидетельствуют как примеры возведения пагод на вершинах гор, так и поздний феномен уникальных пагод, сложенных из необработанных камней (постройки монаха Ли Гам Нёна в горах Маисан, конец 19 – 1-я половина 20 вв.).
Различают пагоды двух типов: погребальные пагоды-ступы, которые воздвигались над местом захоронения урны с прахом известного буддийского монаха, и пагоды-башни вотивного характера; самые известные – каменная пагода-ступа монастыря Кодальса (Йоджу, провинция Кёнгидо), а также пагода монастыря Чонтхоса (г. Ульсан) и Попчхонса, возведённые в период Корё. Пагоды второго типа представляют собой башни, сужающиеся к вершине и поделённые на ярусы.
На эволюцию корейской пагоды повлияла китайская традиция, определившая её исходные конструктивные особенности и выбор материала. Самые ранние сохранившиеся деревянные пагоды датируются 17 в. (Пхальсанджон монастыря Попчуса, провинция Чхунчхон-Пукто). Ранние каменные пагоды (монастырь Чоннимса, 7 в., провинция Чхунчхон-Намдо) государства Пэкче по своей структуре имитируют аналогичные постройки из дерева. Строители периода Силла прежние приёмы сочетали с подражанием в камне кирпичным сооружениям (пагода в монастыре Пунхванса, 7 в., провинция Кёнсан-Намдо). Кирпичные пагоды появились в Силла под влиянием Китая в 8–10 вв., но не получили широкого распространения. Внешняя отличительная черта каменных пагод «стиля Силла» – ступенчатая нижняя часть ярусов, доходящая до края ската яруса. С 8 в. каменные пагоды потеряли прежнюю суровость: на верхней ступени пьедестала, а в отдельных случаях и на первом ярусе, со всех четырёх сторон помещались рельефы с буддийскими сюжетами. Новым стало и сооружение перед храмом парных пагод, а самым распространённым типом стала трёхъярусная пагода. В качестве типичных пагод периода Объединённого Силла можно назвать сооружения в монастырях Камынса, Косонса и Хванбонса в Кёнджу. Одновременно с этим воздвигались и более декоративные варианты пагод с элементами скульптуры, например Львиная пагода монастыря Хваомса (754; провинция Чолла-Намдо). Пагоды 9–10 вв. стали более высокими, украшались статуями и барельефами с изображениями буддийских божеств. Характерное сооружение периода Корё – 7-ярусная пагода монастыря Хонбокса (1368, Пхеньян). В 15–19 вв. (государство Чосон) каменные сооружения этого типа внешне повторяли форму пагод Корё, но конструкция и декор усложнялись далее: 10-ярусная мраморная пагода монастыря Вонгакса (1467; ныне перенесена в Сеул).
Пагоды во Вьетнаме
Во Вьетнаме сооружение пагод связано с появлением буддизма, пришедшего сюда в первые века нашей эры из Индии, а с 5–6 вв. – в форме китайской буддийской школы чань. Пагода, как правило, находилась перед храмом либо в центре внутреннего дворика, окружённого культовыми сооружениями, либо на одной оси с храмом. В позднесредневековый период её могли размещать сбоку или позади храма в отдельном дворике или же даже выносить за ограду (пагода Баонгьем в храме Буттхап, 17 в., провинция Бакнинь). До наших дней сохранилось малое количество древних (деревянных) пагод, к тому же все они сильно перестроены. К 8 в. сложился т. н. стиль крепости Дайла, соединивший в себе элементы тямской, ханьской и собственно вьетской архитектуры. От пагод этого периода остались лишь каменные фундаменты; согласно археологическим данным и письменным источникам, пагоды были квадратные в плане, высотой в 5–6 и более ярусов, построенные из обожжённого кирпича, как правило, с черепичной кровлей. Отличительной чертой этих пагод были вогнутые крыши – как считают исследователи, наследие культуры Донгшон. Основные типы пагод сложились при династиях Поздние Ли и Чан. Наряду с укрепившейся традицией квадратных в плане строений, получивших дальнейшее развитие в невысоких надгробных пагодах (комплекс в храме Фаттить, 11–17 вв.), начал распространяться тип многоугольных многоярусных пагод, образцом для которых были китайские ступенчато-пирамидальные пагоды. В правление Поздних Ли храм зачастую фланкировали две пагоды, количество их этажей доходило до 12 (пагода Дайтхангтытхьен с медной кровлей в храме Баотхьен в г. Тханглонг, ныне Ханой). При династии Чан многоярусные пагоды стали более изящными по своим пропорциям (14-ярусная пагода Фоминь в г. Намдинь, 1305–1310).
В 17 в. появилась новая разновидность многоэтажной пагоды – 9-ярусная «Лотосовая башня»; например, деревянная пагода Кыуфамльенхоа комплекса Буттхап, способная вращаться вокруг осевого стержня (её нижний край входит в медное отверстие в полу здания, а верхний фиксируется в балках перекрытий): это даёт возможность видеть всю буддийскую скульптуру на стенах. В пагодах 19–20 вв. отразились две тенденции: сдержанность орнаментального оформления (7-ярусная октогональная пагода Фыокзуен,1884, в храме Тхьенму в провинции Тхыатхьен-Хюэ, и др.] и усложнённость архитектурного декора (12-ярусная пагода Кыуфамльенхоа, 1926, в храме Коле г. Коле, провинция Намдинь). В современных пагодах заметно стремление соединить традиции вьетнамской архитектуры с мотивами западного зодчества и сопредельных азиатских стран (пагода храма Зяквьен в Хошимине, перестроенная во 2-й половине 20 в., и др.).
Пагоды в Японии
В Японии пагоды начали возводить после проникновения в страну буддизма в 6 в. Принцип сооружения пагоды, вне зависимости от их высоты и количества ярусов (три или пять), одинаков: она представляет собой коробчатую конструкцию из квадратных в плане ярусов, в которой каждый последующий ярус меньше предыдущего, поэтому как бы «вложен» в него и скреплён с помощью гнездовых шарниров. Уменьшающиеся последовательно по высоте ярусы образуют уступы, каждый из которых со всех четырёх сторон оформляется односкатной крышей, поэтому пагоды зрительно воспринимаются как многоэтажные. Как правило, деревянные пагоды сооружались на каменном основании и укреплялись одним или несколькими шипами. В нижнем ярусе пагоды, имеющем перекрытие, хранятся священные изображения, свитки и др.; внутреннее пространство выше первого яруса не используется.
Японская пагода – образец сейсмостойкой постройки. Практически все её элементы скреплены без гвоздей с помощью шарниров, пазов и выступов; в центре пагоды имеется вертикально стоящая колонна (симбасира; выступает над крышей пагоды в виде высокого шпиля сорин, на нём укрепляются девять бронзовых колец, символизирующих девять небесных сфер), на которую «нанизаны» ярусы, но не скреплены с ней. Все элементы такой конструкции могут во время землетрясения, не распадаясь, двигаться в местах соединений, что придаёт пагоде бо́льшую устойчивость.
Самая ранняя в Японии – 3-ярусная пагода храма Хоккидзи в Икаруге близ г. Нара (706). Среди наиболее значительных образцов таких сооружений в стране – 5-ярусная пагода монастыря Хорюдзи в г. Икаруга близ Нары (после 710; высота 31,9 м), Восточная пагода храма Якусидзи в Наре (730, с 3 реальными этажами, 6 ярусами крыш и шпилем высотой 10 м), 5-ярусные пагоды: храма Муродзи в префектуре Нара (начало 9 в.) и храма Тодзи в Киото (1644; высота 57 м).