Донгшон
Донгшо́н (вьетн. Đông Son), археологическая культура (иногда встречается термин «цивилизация») бронзового – железного веков в тропической зоне Юго-Восточной Азии. Приблизительно в 8 в. до н. э. появляется в Восточном и Центральном Индокитае, в середине – 2-й половине 1-го тыс. до н. э. распространяется на территории п-ова Малакка, о-вов Суматра, Ява, части о. Калимантан и на некоторых других островах. Влияние Донгшона прослеживается и на Филиппинах. Выделяются: «основной» центр Донгшона в Северном Вьетнаме, а также «батьвьетский» – в районе северных притоков среднего и, возможно, нижнего Сицзяна; ряд «периферийных зон-очагов» – вариантов Донгшона; контактная зона с культурами Хуанхэ – в бассейне реки Янцзы. Например, на территории Южного Китая существовал локальный вариант Донгшона – культура Шичжайшань, связываемая с царством Диен.
Выделена по материалам памятника Донгшон (первые раскопки французского археолога Л. Пажо и французского археолога русского происхождения В. В. Голубева в 1924; провинция Тханьхоа, Вьетнам) и единичным находкам бронзовых барабанов на территории Юго-Восточной Азии. Описана в 1929 г. В. В. Голубевым как «искусство Донгшона», предложение выделить одноимённую культуру выдвинуто в 1937 г. австрийским этнологом и археологом Р. фон Хейне-Гельдерном.
Поселения, расположенные по берегам рек, на небольших возвышенностях, рядом с обрабатываемыми долинами, образовывали группы. Дома на сваях с высокой прогнутой крышей и верандой, плетёными стенами, внутри – циновки, очаг, низкая мебель, большие сосуды; амбары на сваях имели деревянные стены. Ведущая форма кухонной посуды – круглодонный сферический горшок с сильно отогнутым венчиком; столовой – чаши и вазы на низких поддонах; все изготовлены на гончарном круге, много специализированных форм и стандартных типов; нередок шнуровой или прорезной орнамент. Из бронзы изготавливались мотыги-кельты, башмаковидные топоры-кельты, рыболовные крючки и др.
Предметов из железа на памятниках донгшонской культуры обнаружено гораздо меньше. Они представлены в основном импортом из Китая. Известны также и биметаллические предметы (ножи, наконечники копий и др.). К середине 1-го тыс. до н. э. широко распространился плуг (тяжёлый четырёхчастный на материке и трёхчастный – на островах). Большие деревянные ступы с тяжёлыми пестами для дробления риса; каменные зернотёрки, камни-куранты, грузила для сетей (есть и глиняные), многочисленны специализированные типы костяных острог, есть отпечатки сетей. Погребения одиночные вытянутые – в грунтовых могилах (часто в деревянных гробах в форме лодок).
По изображениям известны поясная одежда типа саронга, сложные причёски, головные уборы («шлемы») с перьями. Украшения представлены браслетами, ожерельями, ушными кольцами и пробками. Воины носили плетёные доспехи с бронзовыми пластинами, имели арбалеты со спусковым механизмом из бронзы, копья, топоры, кинжалы (в том числе с ручками, украшенными антропоморфными изображениями и др.).
Важнейшие ритуальные предметы (их или миниатюрные копии клали и в могилы) – т. н. бронзовые барабаны с корпусом в виде катушки (высота 50–80 см, диаметр 60–100 см): тампан (ударная поверхность), тулово, расширяющееся основание. Наиболее распространённый тип «бронзовых барабанов» (Северный Вьетнам и соседние районы) имеет на тампане скульптурки лягушек и другие изображения: в центре – звезду с 8, 10, 12, 14, реже 16 лучами, по краю – пояса с геометрическим орнаментом или фигурами летящих птиц, животных. Боковую поверхность нередко покрывали изображения процессий (часто на лодках), бытовых, хозяйственных сцен, а также фигуры водоплавающих птиц, крокодилов, мифологических существ и др. Изображения развивались от реалистических до стилизованных и символических. Как музыкальные инструменты «бронзовые барабаны» принадлежат к классу идиофонов типа безъязыковых колоколов. Звуки (разной высоты) извлекали ударами палок. Первые описания содержатся в китайских источниках периода Хань, сохранились в музыкальной практике мыонгов (Северный Вьетнам), каренов (Мьянма), мяо (Юго-Западный Китай), ламетов (Лаос).
В основе хозяйства – земледелие, развивавшееся в двух направлениях: рисоводство на орошаемых полях и подсечно-огневое. Распространены также бобовые, бахчевые, огородные, садовые культуры, разведение быков, свиней, собак, многочисленной домашней птицы; второе место занимали рыболовство (пряный рыбный соус – основная приправа к рису), собирательство моллюсков и растений. Экономический комплекс, оформившийся в рамках Донгшона, является основой традиционного хозяйства большинства народов Юго-Восточной Азии. Основа социальной организации – общинники-воины со старостой во главе. Выделился слой элиты, складывалась военизированная царская власть. Религия Донгшона включала почитание духов земли, злаков, неба и небесных светил, ярко выражен культ предков.
Истоки Донгшона восходят к местным культурам начиная с неолита, непосредственными предшественниками Донгшона в зоне её основного центра являются культуры Донгдау и Мун. Упадок культуры связывают с началом экспансии империи Хань на территорию Северного Вьетнама (с конца 2 в. до н. э.) и последующим ростом китайского влияния (особенно с середины 1 в. н. э.).
Донгшон представлял собой древнюю культурную общность предков австроазиатских народов (вьет-мыонгские народы, мон-кхмерские народы), оказывал влияние на австронезийцев (малайцев и др.) и пара-тайцев (носителей тай-кадайских языков), в меньшей степени на тибето-бирманские народы.