Высшая школа изящных искусств в Ханое и «курс сопротивления» То Нгок Вана
Высшая школа изящных искусств в Ханое и «курс сопротивления» То Нгок Вана. В 1925 г. в Ханое французской колониальной администрацией была открыта Высшая школа изящных искусств Индокитая (École Supérieure des Beaux-Arts de l'Indochine, EBAI) – знаковое учебное заведение, где получили образование многие прославленные мастера Вьетнама: То Нгок Ван, Нгуен Фан Тянь, Нгуен Зя Чи, Ле Фо, Фам Хау, Буй Суан Фай, Чан Ван Кан, Нгуен Кханг и др. У истоков школы стояли французский живописец Виктор Тардьё (директор в 1925–1937) и вьетнамский художник Нгуен Ван Тхо (Нам Шон).
Учебная программа, разработанная преподавательским составом, куда входили как европейские, так и японские и местные профессора, строилась на сложившихся принципах западного обучения: делении факультетов по художественным техникам, полевой практике, предполагающей изучение действительности и рисование с натуры, освоении теории искусства, законов линейной перспективы, композиции, анатомии и т. д. Главными учебными предметами были академический рисунок и техника масляной живописи, которые способствовали выработке нового языка.
Вьетнамское современное искусство формировалось преимущественно на базе тех стилей и направлений, которые в основном соответствовали личным вкусам преподавательского состава (романтизм, импрессионизм, постимпрессионизм), в том числе и самого директора школы В. Тардьё, отдававшего предпочтение неоклассицизму. В дополнение к европейской истории искусства Тардьё ввёл в программу изучение искусства сопредельного региона, в частности дальневосточной живописи и гравюры. Одной из поставленных Тардьё перед учениками задач было переосмысление национальных традиций, что в дальнейшем привело к смелым творческим экспериментам и открытиям. Именно в ханойской школе и ряде других художественных учебных заведений и профессиональных училищ страны (Школа краснодеревщиков в г. Тхузаумот, открыта в 1901; Школа прикладных искусств г. Бьенхоа, 1903 г.; Школа декоративного искусства в провинции Зядинь, ныне в черте г. Хошимин, 1913), открытых французскими властями в 1-й трети 20 в. в рамках «Миссии просвещения», постепенно вырабатывался новый художественный язык национального искусства. Там родились станковые лаковая живопись (во многом благодаря экспериментам с лаком декана факультета живописи, декоративного искусства и ваяния ханойской школы, художника-постимпрессиониста Ж. Ингимберти и его учеников) и живопись на шёлке, прославившие впоследствии вьетнамских художников.
В 1937–1938 гг. в связи с приходом Эвариста Жоншера, сменившего Тардьё на посту директора, и новой политикой подготовки учеников ханойское учебное заведение подверглось реорганизации и было переименовано в Школу изящных и прикладных искусств. Главное внимание теперь уделялось изучению ремёсел, имевших наибольший спрос у жителей метрополии – Франции – и у проживающих в колониях европейцев.
Начавшаяся в 1940 г. оккупация территории Вьетнама Японией в ходе Второй мировой войны затруднила дальнейшую работу школы, а в 1943 г. из-за ударов с воздуха часть школы была эвакуирована в северные провинции Шонтэй и Ханам, а также в Ламдонг на юге страны. Японский переворот во французском Индокитае весной 1945 г., завершив эпоху колониального режима во Вьетнаме, привёл к её закрытию. Все связи с французским руководством прекратились, эти события символически оторвали новое «вьетнамское искусство от его европейских основ и свободно передали его в руки движения за независимость» (Taylor. 1997. P. 32). Это был период больших социальных потрясений и политических изменений. После Августовской революции 1945 г. и во время Первой войны в Индокитае 1946–1954 гг. (Первая война Сопротивления) между Францией и Демократической Республикой Вьетнам (ДРВ) во главе с Хо Ши Мином часть студентов и выпускников школы ушли на фронт, другие вели агитационно-пропагандистскую работу и продолжили преподавательскую деятельность в полевых лагерях, в зоне боевых действий.
В результате новым центром художественной жизни стал район Вьетбак, куда входили приграничные с Китаем территории и ряд других северных провинций. С конца 1940-х гг. Вьетбак превратился не только в опорную базу движения Сопротивления, поскольку в те годы там находилась штаб-квартира Лиги независимости Вьетнама (Вьетминь), созданной Хо Ши Мином, но и в главный центр развития искусства и культуры. Так, здесь прошли ряд художественных выставок, в 1948 г. в Футхо и 4-й военной зоне Вьетбака открылись две лаковые мастерские, где художники продолжили эксперименты с лаковыми красками, в частности расширив цветовую палитру. После Августовской революции здесь в октябре 1945 г. возобновила работу школа, получившая новое название – Художественное училище (в 1950 преобразована в Школу изобразительных искусств). Её директором был назначен То Нгок Ван, воспитавший несколько поколений ведущих художников Вьетнама.
Местом расположения школы стал район Дайты на юго-западе провинции Тхайнгуен. Под руководством То Нгок Вана и других видных художников (Чан Ван Кан, Нгуен Ты Нгием, Нгуен Ван Ти, Нгуен Ши Нгок) был набран «курс сопротивления» из более чем 20 студентов (1950–1954). В их числе – много известных в 21 в. имён: Чан Донг Лыонг, Нгок Линь, Май Лонг, Нгуен Чонг Кием, Лыу Конг Нян, Нго Мань Лан, Лыу Куанг Тхуан, Нго Тон Де, Дао Дык, Тхук Фи, Чинь Тхиеп и др. Преподаватели, в прошлом сами выпускники школы в Ханое, ввели в учебную программу базовое изучение теории искусства, но приоритет был отдан плотной коллективной деятельности: совместные походы «в поля», практика зарисовок с натуры и т. д. Кроме того, студенты получили возможность работать в мастерских с лаком, масляными красками, в технике живописи на шёлке, а также создавать гравюры на дереве: как сами доски-матрицы, так и оттиски с них. Графика (плакат, карикатура, серии набросков) стала наиболее востребованным на тот момент видом искусства, успешно выполняя задачи агитационно-пропагандистской работы, поставленные перед художниками.
В 1954 г., после гибели То Нгок Вана во время бомбардировок в Дьенбьенфу, где произошло определившее исход войны сражение, преподаватели и студенты вернулись из эвакуации в Ханой. Там в 1957 г. была открыта обновлённая Высшая школа изобразительных искусств во главе с художником Чан Ван Каном (с 1981 Вьетнамский университет изобразительных искусств).