Авалокитешвара
Авалокитешва́ра (санскр. अवलोकितेश्वर – Владыка, милостиво взирающий на существа, или Владыка, внимающий мольбам страждущих), в махаяне просветлённое существо, давшее обет бодхисаттвы не уходить в нирвану, а остаться в сансаре, чтобы помогать живым существам освободиться от страданий. Авалокитешвара олицетворяет идеал вселенского сострадания, его считают эманацией будды Амитабхи.
Культ Авалокитешвары складывался с 1 в., его изображают в человеческом облике, с непременным лотосом в руке, четырёх-, шести- и тысячеруким, одиннадцатиликим (или одиннадцатиглавым). Руки символизируют готовность содействовать каждому просящему, головы – присутствие в разных сферах существования. Авалокитешвара может воплощаться в разные формы (всего 32), а также принимать облик индуистских богов Брахмы, Вишну, Шивы и др.
Огромна популярность Авалокитешвары в странах северного буддизма. Ему поклоняются под разными именами: Гуань-ши-инь – в Китае, Кваным – в Корее, Каннон – в Японии, в гималайских странах и Тибете – Ченрези, в Монголии и у буддийских народов России – Арья-Боло (или Хоншим). Авалокитешвара воплощается в местные божества, особенно женские (его часто изображают в облике женщины), в Тибете – в живых людей: духовных глав буддийских школ (далай-лам и кармап). Считается, что Авалокитешвара – главный на земле в период между нирваной Будды Шакьямуни и рождением будды будущего – Майтреи.