Динь (общинный дом во Вьетнаме)
Динь (đình), общинный дом во Вьетнаме, служивший местом собраний деревенской общины и поклонения её духам-покровителям (тханьхоанг).
Дини как место почитания тханьхоангов повсеместно распространились в Дайвьете при династии Поздние Ле (15–18 вв.). После Августовской революции 1945 г., из-за войн, коллективизации и антирелигиозной политики Коммунистической партии Вьетнама многие дини были заброшены и разрушены. С 1990-х гг. они восстанавливаются как историческое наследие Вьетнама. В настоящее время дини утратили свою административную функцию мест собраний и выполняют исключительно роль храмов вьетнамской народной религии, в которых вновь проходят церемонии в честь духов.
Архитектурные особенности диней связаны с административной функцией построек (до 1945), требующей помещения для собрания представителей местных родов. В плане динь выглядит как перевёрнутая буква «Т», вертикальная линия которой образует святилище, а горизонтальная линия – зал собраний и церемоний. Динь может быть построен в виде двух примыкающих друг к другу зданий – прямоугольного (места собраний и церемоний) и Т-образного (святилища). В оформлении диня используются элементы, общие для всех храмов вьетнамской народной религии. Нет жёстких архитектурных канонов, регламентирующих внешний вид и устройство этих зданий.
Размер диня зависит от благосостояния деревенской общины. Здание строится в один этаж из кирпича или дерева на кирпичном основании. Превосходящая здание по размерам двускатная или четырёхскатная черепичная крыша с коньками доминирует во внешнем облике диня. Она обычно украшена скульптурами двух драконов, символов инь и ян, поклоняющихся находящейся в центре композиции луне. На коньках по углам крыши могут быть расположены мифические существа, в частности единороги цилинь или морские чудовища макара.
Внутреннее убранство диня торжественное, но, как правило, скромное. Динь почти не имеет окон. Свет попадает вовнутрь через длинный ряд раздвижных дверей, открывающихся только в праздничные дни. Геометрию пространства определяет ряд столбов, удерживающих крышу. В зале церемоний установлены барабаны и гонг, хранятся другие церемониальные предметы и праздничный инвентарь для шествий со статуей духа (лакированные и позолоченные паланкин с драконами, деревянная лошадь в натуральную величину на колёсах, копья охранников процессии и др.).
Алтарь духа-покровителя находится в святилище, открывающимся только для жрецов в праздничные дни. В зале церемоний расположены алтари второстепенных духов, почитаемых в данной местности. На алтаре может находиться статуя духа, его рельефное изображение или имя, написанное иероглифами, иногда предмет, символизирующий присутствие духа (например, небольшой трон). В святилище и в зале церемоний установлены алтарные столы для подношений и утвари (светильников, ваз с благовониями), перед ними расположены циновки для поклонения духам.
По сторонам от диня обычно пристраивают небольшие павильоны, которые используются для подготовки подношений (в том числе жертвоприношений животных), собраний и других целей. Во дворе, образованном динем и пристройками, может находиться пруд. Территория диня, как правило, огорожена. У ворот на высоких столбах или непосредственно у входа в динь устанавливаются скульптуры мифических животных нге или львов, охраняющих сакральное пространство от злых духов.
Церемонии в дине проходят по лунному календарю: в новолуние и полнолуние, памятные дни, связанные с жизнеописанием духа-покровителя и иногда второстепенных духов, а также в праздники сельскохозяйственного цикла.