Ступа (сооружение)
Сту́па (санскр. स्तूप – верхушка, куча, холм), в буддизме реликварное, погребальное или мемориальное сооружение, внутри которого заключены фрагменты мощей Будды, его учеников, последователей, а также предметы культа.
Первые восемь несохранившихся ступ, по преданию, сооружены в Древней Индии в 6 в. до н. э. для захоронения разделённых после кремации на восемь частей останков Будды Шакьямуни. Самые ранние из сохранившихся ступ (в Санчи и Бхархуте, середины 3 в. до н. э.) возведены по приказу Ашоки: по легенде, он велел вновь разделить останки Будды (уже на 84 тыс. частей) и отправил их с миссиями монахов во все концы своей державы и других стран для возведения там святилищ. Древнеиндийские ступы имеют невысокую платформу, обнесённую круглой оградой с четырьмя воротами, мощное полусферическое тело с квадратным реликварием наверху и зонтичное навершие. Полусферические ступы сооружались в Гандхаре (2 в. до н. э. – 7 в. н. э.), в Кушанском царстве (1–3 вв. н. э.). Камера с реликвиями может находиться в разных частях ступы, и доступа к ней, как правило, нет; поэтому ступа часто считается сооружением без внутреннего пространства. Находящиеся в ступе реликвии (чайтья, четия) делятся на четыре вида: телесные; реликвии дхармы; «ассоциативные» (чаши для подаяний, фрагменты одеяний и др.) и «условные» (статуи будд и т. п.). Считается, что они обладают магической энергией теджа, распространяющейся на весь архитектурный памятник и всех молящихся перед ним.
Ступа служит напоминанием о достижении Буддой нирваны, является знаком буддийского Пути. Её три основные части символизируют буддийские драгоценности: Будду, дхарму и сангху. Объёмно-пространственная структура ступы уподобляется строению Вселенной; в целом она ассоциируется с мифической горой Меру, грани и выступы основания символизируют четыре или восемь сторон света. Ворота в центре каждой стороны ограды ступы интерпретируются как знаки четырёх важнейших событий в жизни Будды: рождение, просветление, первая проповедь и переход в нирвану.
Ступа существует во многих иконографических вариантах. На Дальнем Востоке сложился тип башнеобразного святилища (см. в статье Пагода). В Южной и Юго-Восточной Азии ступы обрели свои особенности, развиваясь в русле тхеравады. Наиболее близки древнеиндийским ступы Шри-Ланки [тхупа или дагоба (дагаба)]. Первая ступа была заложена в Анурадхапуре в 3 в. до н. э. – Тхупарама в монастыре Махавихара, сохранившая традиционную структуру: квадратный фундамент, окружённый тремя круглыми террасами, на которые с четырёх сторон ведут лестницы; куполообразное тело, на куполе – кубическая хармика (или хатара-котува), «трон Будды», увенчанный зонтичным шпилем; к ступе примыкают небольшие строения-вахалькады с ложными входами. Подобную форму, получившую название сингальской или цейлонской, имеют почти все древние ступы Шри-Ланки: в Анурадхапуре – Руванвелисея (2–1 вв. до н. э.), Мирисаветия (2 в. до н. э.), Абхаягири (1 в. до н. э.), Джетаванарамая (4 в. н. э.); в Михинтале – Махасея и Махиндасея (3–2 вв. до н. э.); в Полоннаруве – Ранкот Вихара (1153–1186); Кири Вихара (12 в.) и Сатмахал Прасадая (12 в.), имеющая вид семиэтажной ступенчатой башни.
В Непале под влиянием индийских образцов с 3 в. до н. э. возводились ступы (чайтьи) со ступенчатым основанием, куполообразным телом и хармикой, увенчанной башенкой; с конца 14 в. на хармике изображаются «глаза Будды» (символизировали Ади-Будду): например, Боднатх (Бодхнатх; 5–6 вв., перестроена в 7–9 вв. и в 15 в.) и Сваямбхунатх (8–9 вв.) в Катманду. Из Непала архитектурный тип ступы распространился в Тибете, где ступы (чортен) имели высокую многоступенчатую базу, полусферическое тело, хармику и коническую башенку с зонтичным шпилем; изображения «глаз Будды» на хармике появляются с 15 в. [Кумбум (Панго-чортен) в Гьянгдзе (1-я пол. 15 в.) с планом в форме мандалы и др.]. Из Тибета тип ступы проник в 16–17 вв. в Монголию и Бурятию, где подобные сооружения получили название «субурган» (в монастыре Эрдэни-дзу, 16 в., и др.). Уникальные буддийские ступы находятся в святилище Боробудур (конец 8 – начало 9 вв.) на о. Ява (Индонезия).
В Мьянме остатки древней колоколообразной ступы (зеди, или пхэя) на круглой платформе обнаружены в Бейтэноу (2 в. н. э.). Ступы пьюской Тэйейкхитэе (Бободжи, Пхэячжи и Пхэяма, 5–6 вв.) имеют ступенчатый пьедестал (писэя), сильно вытянутую яйцеобразную или цилиндрическую часть (кхаунлаун) и зонт (тхи). В эпоху государства Паган (11–13 вв.) формы ступы усложняются. Ещё близка пьюской ступе Бупхэя (около 850) в Пагане; Швезигон (2-я половина 11 – начало 12 вв.) – уже классический вариант верхнемьянманских ступ: высокое квадратное пятиярусное основание, украшенное изразцами со сценами из джатак, стороны основания прорезаны лестничными маршами. Тип нижнемьянманских ступ представляет Шведагон в Янгоне (14–17 вв.), основанный, по легенде, при жизни Будды. Как и Швезигон, он целиком позолочен, но верхняя часть над колоколом сильнее вытянута и завершена конусовидным «бутоном лотоса» с зонтом, украшенным тысячами драгоценных камней. Ступы, имеющие внизу помещения (обычно обходные галереи) с реликварной камерой, называются в Мьянме патхоу-зеди (Ботатхаун в Янгоне, 14–15 вв.).
В государстве Фунань ступа имела вид башнеобразного святилища-прасата. От него происходит тип тайской ступы-пранг, сложившейся в государстве Дваравати. Ранние её образцы – кирпичные башни с квадратным или октогональным основанием, одним или четырьмя порталами и высоким пирамидальным перекрытием. В этот же период появился колоколообразный (сингальский) тип тайской ступы – чеди. Древнейший пример – Пхра-Патхом в Накхонпатхоме (основана в 3 в. до н. э., перестроена), ставшая после перестроек в 19–20 вв. самой высокой ступой в мире. На севере Таиланда известны башнеобразные ступы с квадратными уменьшающимися кверху ярусами, в многочисленных нишах которых установлены статуи будд (Тямтхеви и Махатхат в Лампхуне, 7–12 вв.). В 11–19 вв. ступы приобретают более развитые формы и сложный стукковый декор (Прасат-Хин-Пхимай в Пхимае, 11 в.; Пхра-Пранг-Самйот и Пхра-Сриратана-Махатхат в Лопбури, 12 в., и др.). Массивный ступенчатый пьедестал с восьмью малыми ступами и изящное завершение в виде «почки лотоса» имеет ступа Махатхат (13 в.) в Сукхотхае; там же есть и чеди, цоколь которых обрамляют полуфигуры слонов (Чанглом, 14 в.; Сарасак, 15 в.). Три величественные чеди монастыря Пхра-Сисанпхет в Аюттхае (15 в.) завершены высокой пирамидой-чатрой из множества колец. Сильно вытянутые скруглённые верхние части, ложные порталы отличают пранги Аюттхаи (Пхра-Рам и Ратчабурана, 15 в.) и Бангкока (в монастыре Арун, конец 18 – середина 19 вв., и др.).
В Лаосе возводились ступы-тхаты – многоярусные, восходящие к кхмерскому прасату (Тхатпханом, ныне на территории Таиланда; основан в 6 в.). Полусферу образует купол Тхат-Макмо в Луангпхабанге (начало 16 в.), а у Тхат-Дама во Вьентьяне (15–16 вв.) он сильно вытянут. Типичной для Лаоса является ступа с туловом в виде бутыли или графина с узким горлом (Тхат-Луанг во Вьентьяне, основан, по легенде, в 3 в. до н. э., перестроен в 16 в., и др.).