Петренко Елизавета Фёдоровна
Петре́нко Елизаве́та Фёдоровна [23.11(5.12).1880, Ахтырка, Харьковская губерния, Российская империя, ныне Сумская область, Украина – 28.10.1951, Москва], российская певица (меццо-сопрано, контральто), педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1944).
Дочь служащего земской управы. Обучалась в харьковской женской гимназии (здесь выступала в любительских концертах). Музыкальное образование получила в Санкт-Петербургской консерватории (класс Н. А. Ирецкой), которую окончила с золотой медалью (1905). Брала уроки пения у К. Ферни-Джиральдони.
В 1905–1915 гг. солистка Мариинского театра (дебютировала в партии Далилы в опере «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, впоследствии готовила эту партию под руководством автора), в 1915–1917 гг. выступала на сцене петроградского Народного дома (антреприза А. Р. Аксарина), в 1917–1918 гг. исполняла ведущие партии в петроградском Театре музыкальной драмы, в 1921–1922 гг. солистка и режиссёр московского Театра музыкальной драмы (бывшая Опера С. И. Зимина). Наряду с М. А. Славиной, Н. А. Фриде и Е. И. Збруевой была ведущей исполнительницей партий меццо-сопрано и контральто в Мариинском театре в начале 20 в. Обладала мягким, пластичным голосом благородного тембра, ровным во всех регистрах, высоким артистическим дарованием.
Среди лучших вокально-сценических работ Е. Ф. Петренко: Марфа и Марина Мнишек («Хованщина» и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Солоха и Графиня («Черевички» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского), Амнерис («Аида» Дж. Верди), Фрикка («Золото Рейна» Р. Вагнера), Кармен (одноимённая опера Ж. Бизе); партии в операх Н. А. Римского-Корсакова – Весна и Лель («Снегурочка»), Любаша («Царская невеста»), Ганна («Майская ночь»), Любава («Садко»). Исполнила партию Флосхильды в премьере «Золота Рейна» Вагнера на русской сцене (Мариинский театр, 1905). Участвовала в первых постановках в Мариинском театре опер «Наль и Дамаянти» А. С. Аренского (Керкота; 1908), «Анджело» Ц. А. Кюи (Тизба; 2-я редакция, 1910).
Принимала участие в Русских исторических концертах (1907) и Русских сезонах, организованных С. П. Дягилевым (пела в Париже, Лондоне, Монте-Карло, Риме). Часто выступала вместе с Ф. И. Шаляпиным, в том числе в европейских премьерах «Бориса Годунова» (1908) и «Хованщины» М. П. Мусоргского (1913) (обе – у Дягилева). В 1908 г. исполнила партию Маддалены («Риголетто» Дж. Верди) в ансамбле с Э. Карузо и Н. Мелба (Парижская опера). Участница мировой премьеры оперы «Соловей» И. Ф. Стравинского (Смерть; «Русские сезоны», Париж, 1914). Выступала с концертами, имела обширный камерный репертуар, была первой исполнительницей многих романсов А. Т. Гречанинова. Записывалась на грампластинки (многие записи Петренко переизданы в её сольном альбоме фирмой «Мелодия» в 1986).
Вела педагогическую деятельность, в 1919–1921 гг. профессор Екатеринодарской консерватории (ныне Краснодарский музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова). В Москве преподавала в Музыкальном училище при Московской консерватории (1922–1948), Студии имени Ф. И. Шаляпина (1925), Студии имени А. В. Луначарского (1926–1927), Центральном техникуме театрального искусства (1927–1933), Государственном музыкальном техникуме имени Гнесиных (1928–1930), Московской консерватории (1929–1950, профессор с 1935), Музыкальном техникуме имени А. К. Глазунова (1935–1938). Среди её учеников: Н. П. Александрийская, С. М. Големба, А. П. Королёв, Н. И. Покровская, Н. К. Поставничева, А. К. Турчина.
Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1947).