Матвеев Александр Матвеевич
Матве́ев Алекса́ндр Матве́евич [11(23).8.1876, Москва – 3.12.1961, там же; похоронен на Ваганьковском кладбище], российский певец (тенор).
Сын рабочего. Окончил Техническое железнодорожное училище имени барона А. И. Дельвига в Москве (ныне Московский колледж транспорта в составе Российского университета транспорта). В 1898–1901 гг. рядовой лейб-гвардии Преображенского полка.
Учился пению в Москве у Ф. Андреевского, в Санкт-Петербурге – у С. И. Габеля. Пел в капелле чаеторговца Н. С. Перлова под управлением Ф. А. Иванова. В 1895 г. дебютировал в опере в партии Боярина Никиты Матуты («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, 1-й исполнитель в 3-й редакции; Панаевский театр, Санкт-Петербург).
В 1902 г. выступал в оперной труппе А. А. Церетели в Тифлисе (ныне Тбилиси), гастролировал в Харькове, Ковно (ныне Каунас, Литва), Гродно, Белостоке, Минске (под псевдонимом Васильев).
Пел в частных антрепризах в Москве (1903–1904) и Санкт-Петербурге (1904). В 1904 г. выступал в Опере С. И. Зимина в операх «Майская ночь» Римского-Корсакова (Левко), «Кармен» Ж. Бизе (Хозе), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Багдадский цирюльник» П. Корнелиуса. Гастролировал в Саратове (1906), Нижнем Новгороде (1907), Тифлисе (1910).
С 1906 г. исполнял ведущие партии драматического тенора в Императорских театрах. В 1906–1917 гг. (с перерывом в 1908–1910) солист Мариинского театра. Дебютировал в партии Радамеса («Аида» Дж. Верди). Среди других партий: Собинин («Жизнь за царя» Глинки), Зигфрид («Зигфрид» и «Гибель богов» Р. Вагнера), Ахиор («Юдифь» А. Н. Серова). В 1908–1910, 1920–1922 гг. солист московского Большого театра (отдельные выступления в 1914–1916), исполнял здесь, помимо перечисленных, партии Князя («Русалка» А. С. Даргомыжского), Садко (одноимённая опера Римского-Корсакова).
В репертуар певца входили партии: Риенци и Тристан («Риенци» и «Тристан и Изольда» Вагнера), Самозванец («Борис Годунов» М. П. Мусоргский), Герман, Ленский, Княжич Юрий, Андрей, Вакула («Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Чародейка», «Опричник», «Черевички» П. И. Чайковского), Руальд («Рогнеда» А. Н. Серова), Кирибеевич («Купец Калашников» А. Г. Рубинштейна, Васко да Гама и Рауль («Африканка» и «Гугеноты» Дж. Мейербера), Элеазар («Жидовка» Ф. Галеви), Туридду («Сельская честь» П. Масканьи), Самсон («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), заглавные партии в операх «Отелло» Верди, «Фауст» Ш. Гуно, «Нерон» Рубинштейна.
Выступал в московских театрах: в Свободной опере Зимина (1922–1924), Рабочей опере (1929), Передвижной опере (1929–1930).
В 1907 г. исполнял партию Садко в картине «Садко в Подводном царстве» из оперы «Садко» Римского-Корсакова на сцене Парижской оперы в концертах русской музыки, организованных С. П. Дягилевым. В 1917–1921 гг. гастролировал в Парижской опере.
Выступал в Екатеринбурге (1917–1919), Перми и Иркутске (1917–1920), Киеве (на сцене Киевской оперы, 1925–1926), Самаре (1927), Ульяновске, Казани, Ижевске (все – в 1927–1928), Челябинске и Златоусте (1931–1932).
В 1903–1912 гг. записывался на грампластинки в Москве и Санкт-Петербурге (более 70 произведений).