Россия. Искусство и культура. Театр кукол
Теа́тр ку́кол Росси́и, история становления и развития театра кукол в России.
Истоки и профессионализация театра кукол в России. 15–18 вв.
Истоком российского театра кукол являются традиционные языческие обряды, народные игры. Первые играющие куклы найдены в Москве на Красной площади в культурном слое 15 в. Эти керамические фигурки, надеваемые на пальцы с помощью круглых втулок, использовались скоморохами. Комедианты также носили на головах небольшие доски с установленными на них подвижными куклами. Первое документальное свидетельство о театре кукол в России зафиксировано А. Олеарием (1636): в традиционной уличной комедии о Петрушке использовались перчаточные куклы (называемые в России петрушечными). Сюжет состоял из цепочки встреч главного героя с различными персонажами и заканчивался драками и его победой. Участвовали двое актёров: кукольник, работавший за ширмой, и музыкант (позднее шарманщик), комментировавший представления и собиравший деньги. На рубеже 16–17 вв. в западных и юго-западных регионах государства распространился вертеп, через Смоленск, Москву, Нижний Новгород дошедший в дальнейшем до Урала и Сибири.
В официальных театральных представлениях куклы использовались со 2-й половины 17 в. Для царя Алексея Михайловича давали спектакли «О Давиде и Голиафе», «О Бахусе с Венусом», «Егорьевая комедия» и др. В них, наряду с масками, использовались большие куклы: Бахус, Голиаф, Дракон и т. п. В конце 17 в. во время правления Петра I в Москве появились небольшие труппы западноевропейских марионеточников, среди участников которых были в том числе кукольники – венгр Я. Сплавский, датчанин Г. Каулиц. В 1700 г. состоялись первые гастроли кукольников под патронажем царя Петра. Одна из групп проехала по городам Украины, другая – по волжским городам в Астрахань. Среди актёров был и русский кукольник Ивашка Иванов. Сплавский привёз в 1702 г. из Гданьска в Москву труппу немецкого антрепренёра И. Кунста, дававшего представления общедоступного театра на Красной площади. По приглашению императрицы Анны Иоанновны в Москве и Санкт-Петербурге (1733) работали с четырьмя кукольными театрами итальянские комедианты, приехавшие в составе труппы комедии дель арте. Одновременно выступали кукольники из Германии и Франции.
В тот же период в Москве появились первые династии российских кукольников. Так, московская династия Якубовских (Осип, Пётр, Илья) давала представления с начала 18 в. до 1760-х гг. В одной из первых статей о театре в отечественной периодике – «О позорищных играх или комедиях и трагедиях» (Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях. – Примечании на Ведомости. 1733. Ч. 44–46) – автор (вероятнее всего, Я. фон Штелин) указывал, что кукольный театр способен показывать «естество вещи».
В 1730-х гг. в Москве и Санкт-Петербурге Я. К. Сигмунд (Зигмунд) из Пруссии давал кукольные спектакли («Об Адаме и Еве», «Об Эсфири», «О святой мученице Доротее», «О Доне Жуане»), а также демонстрировал «механический театр» с куклами-автоматами. Репертуар марионеточников из Европы в эти годы состоял из инсценировок рыцарских романов, библейских притч и шутовских интермедий, известно и представление о докторе Фаусте. Спектакли отличались пышностью декораций и костюмов для кукол. С середины 18 в. вошли в моду театр теней, различные панорамы, оптический театр, театр фейерверков и т. д.
Уделял внимание театру кукол Ф. Г. Волков. Будучи учащимся Сухопутного шляхетного корпуса, он изготовил кукольный театр (предположительно, для Петра III). В драматических спектаклях Волков использовал большие куклы и маски, а во время коронационного маскарада «Торжествующая Минерва» в Москве в честь Екатерины II ввёл в действие уличных кукольников.
Театр кукол в России в 19 в.
В 19 в. театр кукол прочно вошёл в российскую культуру; под влиянием уличных итальянских кукольников-гастролёров окончательно сложилась народная комедия «Петрушка». Театр кукол проник в семейную среду, заявлял о себе на праздничных гуляньях, в балаганах. В городах работали итальянцы И. Фере (1800), К. Жуванети (1802), И. Солари (1806), француз Ф. Браунер (1804), немец Шеффер (1816–1822) и др. С кукольными представлениями выступали и российские кукольники (Карасёв, Никулин, Надуев, Лобков, Яковлев, Воронов, Новиков, Борзунов). Представители разных поколений династии Гобби (Яков и Катерина) демонстрировали в Санкт-Петербурге и Москве механический итальянский кукольный театр, китайский фейерверк и «волшебный фонарь». Активно работал и перенявший у Я. Гобби секреты мастерства Д. Беев (Бей) (1841–1873). Представления вертепа показывали преподаватель вокала И. Колосов и его сыновья Александр и Павел. С китайскими тенями выступали И. Киоз, М. Принчипе и др.
В столицах и провинции был популярен традиционный западноевропейский театр марионеток, в частности парижская труппа Ж. Вердана с репертуаром ярмарочного театра. Классику кукольной сцены – представления «Дон-Жуан» и «Фауст» – играли прибывшие из немецких земель госпожа Пратте, отец и сын Крамесы, Г. Клейншнек, механик из Голландии Швигерлинг.
В 19 в. российская публика познакомилась с новыми видами искусства играющих кукол, возникшими в связи с развитием физики, механики и оптики. Профессор физики из Льежа Э.-Г. Робертсон в 1804 г. демонстрировал «кинетозографические представления» – сценки, оживляемые с помощью световых эффектов. Подобные зрелища давали механик московских Императорских театров Портнов (1826), венецианец Г. Маджи, австриец Мейергофер, француз А. Мишо (1831–1833), полонизированный румын И. Купаренко. Куклы-автоматы показывал в России тирольский механик И. Чугмалл и другие западноевропейские кукольники.
Во 2-й половине 19 в. инициативу перехватили русские кукольники и владельцы балаганов (И. Макаров, П. Седов, А. Павлович и др.). Всенародное признание завоевал Петрушка. Развивалась и профессиональная кукольная драматургия: «Царь-девица» В. Ф. Одоевского, «Очарованный лес» А. А. Бестужева-Марлинского, «Принц Лутоня» В. С. Курочкина (авторская переделка французской пьесы М. Монье) и др. Эксцентричность русской истории, движимой механическими куклами с органчиком в голове, показал в «Истории города Глупова» и «Игрушечных дел людишках» М. Е. Салтыков-Щедрин.
В конце 19 в. театр кукол в России привлёк к себе внимание учёных, исследователей, собирателей старины (В. Н. Перетц, Д. В. Григорович, Д. А. Ровинский и др.).
Театр кукол в России в 20 в.
В начале 20 в. художники А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, режиссёр Н. Н. Евреинов активно включали куклу в спектакли Старинного театра («Ярмарка на индикт Святого Дениса», «Игра о Робине и Марион», «Действо о Теофиле» и др.). Поэт К. Д. Бальмонт в 1903 г. в стихотворении «Кукольный театр» представил своеобразный поэтический манифест искусства играющих кукол Серебряного века. А. И. Куприн сочинял и разыгрывал с куклами водевили. Возможности театра кукол занимали умы Андрея Белого, Е. Б. Вахтангова, М. А. Кузмина, Н. С. Гумилёва и многих других. В феврале 1916 г. в доме художника А. Ф. Гауша в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) спектаклем «Силы любви и волшебства» Аларда и Вандербека (кукольная ярмарочная комедия 18 в.) открылся «Кукольный театр» Ю. Л. Слонимской и П. П. Сазонова.
После Октябрьской революции 1917 г. широкое распространение получили разнообразные агитационные кукольные представления, для которых характерна политическая и социальная тенденциозность, плакатный гротеск формы, сатиричность, простота и условность драматургии.
Созданный режиссёром П. И. Гутманом в 1918 г. театр «Революционный Петрушка» работал на фронтах Гражданской войны и положил начало целому направлению – Красноармейскому Петрушке. Первый спектакль Гутмана «О Деникине-хвастуне и герое-красноармейце» был показан в 1919 г. под Тулой, где шли бои между Красной армией и Белой армией генерала А. И. Деникина. В агитационных кукольных представлениях, как правило, использовались приёмы и формы обрядового, религиозного театра, как, например, в появившихся в 1919 г. в Киеве Межигорском революционном вертепе (создан режиссёром П. П. Горбенко) и театре «Арлекин» (организован Г. М. Козинцевым, С. И. Юткевичем и А. Я. Каплером).
В Москве при Театральном отделе Народного комиссариата просвещения открылась студия «Петрушка», где к первой годовщине революции поставили спектакль «Война карточных королей» (1918). Карточные короли свергали более мелкие карты. Главный герой – Петрушка – вёл и комментировал действие. Студия выпускала наборы кукол к этому представлению, которые вместе с текстами пьесы и альбомами декораций высылались в любительские театры.
Агитационный театр кукол особенно активно развивался в первые десятилетия после революции. Большую роль сыграли поэзия В. В. Маяковского и тексты Демьяна Бедного, которые нередко ставили в пример как образец литературной и идеологической основы кукольных пьес. В 1919 г. возникли многочисленные представления на антирелигиозную тему. В 1920 г. получил распространение спектакль «Петруха и разруха», где Петрушка вместе с кукольным «народом» боролся с разрухой. В Москве в 1927 г. пьесой С. М. Городецкого «От царя к Октябрю» открылся театр «Красный Петрушка» (шли представления «О займе», «Бабье равноправие», «Наша конституция», «Политические пантомимы», «Дорога бедняка», «Класс против класса» и др.), в 1929 г. О. Л. Аристова создала Первый государственный передвижной театр малых форм Института санитарной культуры («Сан-Петрушка», открылся антиалкогольной постановкой «Зелёный змий»). В 1920-е гг. известны также московские театры кукол «Кооперативный Петрушка», «Осоавиахимовский Петрушка» и др.
В то же время существовали и кукольные театры, не ставившие перед собой политических задач: театр марионеток А. П. Седова, Студия кукольного театра Театрального отдела Наркомпроса под руководством режиссёра Камерного театра В. Н. Соколова («Разговоры из царства мёртвых» Лукиана, «Конёк-горбунок» П. П. Ершова, «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина; в 1920 студия передана Камерному театру, став Мастерской театра кукол, куклы для спектаклей создавал В. А. Фаворский).
В 1918 г. в Москве открылся «Театр Петрушки» известных художников Н. Я. Симонович–Ефимовой и И. С. Ефимова. Изучив опыт народных кукольников, Ефимовы обратились к классическому репертуару, технически усовершенствовали театральные куклы («Басни И. А. Крылова», «Макбет» У. Шекспира, «Весёлый Петрушка» и др.). В театр Ефимовых приезжали на практику десятки кукольников из многих городов СССР. Он стал первой ступенью к формированию российской кукольной школы.
В Москве активно работал режиссёр В. А. Швембергер, создавший Театр детской книги (1930, ныне Московский театр кукол) и Московский областной театр кукол (1933). Он же основал первый профессиональный театр кукол Украины (1921, Чернигов) и профессиональный театр кукол в Киргизии [1941, Фрунзе (ныне Бишкек), куда как этнический немец был выслан сразу после начала Великой Отечественной войны]. В 1934 г. при Музее детской книги основан Московский театр теней (и в 21 в. единственный в стране государственный репертуарный театр в этом жанре).
Творческая деятельность Е. С. Деммени, Ефимовых, Швембергера и др. послужила катализатором создания в СССР небывалой до того в мире сети государственных театров кукол: Большой театр кукол в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург; 1931), театры кукол в Нижнем Новгороде (1929), Самаре (1932), Архангельске (1933), Рыбинске (1933), Иваново (1935), Ростове-на-Дону (1935), Ижевске (1935) и др. Пьесы для кукольного театра писали С. Я. Маршак, Е. Л. Шварц, Н. В. Гернет, А. П. Глоба, Е. Я. Тараховская, Г. Л. Владычина, Г. И. Матвеев и многие другие.
Ключевую роль в развитии театра кукол в России сыграл С. В. Образцов. Режиссёр, педагог, теоретик театра, писатель, киносценарист, художник, он оказал огромное влияние на мировой театр кукол 20–21 вв. В 1931 г. он возглавил создаваемый тогда Государственный Центральный театр кукол, который в 1930–1960-х гг. стал центром, где аккумулировались и откуда распространялись по театрам СССР новые идеи, сценографические и постановочные приёмы, пьесы, теоретические и практические открытия в области театра кукол.
Плеяду режиссёров, художников, актёров отечественного кукольного театра воспитал М. М. Королёв, чьи спектакли в Ленинградском Большом театре кукол вошли в золотой фонд мирового кукольного театра. В 1959 г. в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ныне Российский государственный институт сценических искусств) Королёв основал и возглавил кафедру театра кукол.
Дальнейшее развитие театра кукол связано с расширением художественных возможностей за счёт использования приёмов и средств других направлений театрального искусства. Возникло стремление к синтезу зрелищных искусств. Одним из первых на этом пути стал режиссёр Б. И. Аблынин, основатель московского Театра-студии «Жаворонок» (1968).
Ученики М. М. Королёва определили пути развития российского театра кукол 2-й половины 20 в. Среди них – В. Л. Шрайман. Последователь «королёвской школы», один из создателей «уральской зоны» (по региону, где в основном работали ученики Королёва), он использует не только средства кукольного искусства, но и других зрелищных искусств, в первую очередь – драматического театра, цирка, эстрады, кинематографический метод «монтажа аттракционов» и др. Совместно с художником М. И. Борнштейном и др. Шрайман основал в Магнитогорске Театр кукол и актёра «Буратино» («Айболит против Бармалея», 1975; «Три мушкетёра», 1976; «Маугли», 1976; «Следствие по делу Вилли Старка», 1982). Театр также обращается к классическим произведениям драматургии, созданным для драматических и музыкальных театров: «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана и Дж. Дэриона на музыку М. Ли (1979), «Дракон» Шварца (1980), «Гамлет» Шекспира (1981), «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (1984), «Дом, который построил Свифт» Г. И. Горина (1985). Сценические работы Шраймана имели успех в СССР и за рубежом не только в связи с их оригинальностью, но и потому, что вступали в острый диалог с официальной культурой эпохи «застоя».
Другой ученик Королёва – В. А. Вольховский – свои спектакли создал в содружестве с художником-постановщиком Е. Л. Луценко (ведущим художником российского театра кукол конца 20 в.) в Челябинском областном театре кукол [«Соломенный жаворонок» В. И. Новацкого, Ю. А. Фридмана (1977), «Процесс над Жанной д’Арк» по Ж. Аную и Б. Шоу (1981), «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю (1983), «Соловей и император» В. С. Синакевича по Х. К. Андерсену (1986) и др.]. В 1987 г. Вольховский возглавил Воронежский областной театр кукол «Шут», который стал одним из ведущих театров кукол России.
Среди ведущих режиссёров, актёров, художников «уральской зоны»: Е. В. Терлецкий, С. Ф. Железкин, Е. Ю. Гимельфарб, М. И. Борнштейн, М. А. Хусид.
Существенное влияние на российский театр кукол 1960–1970-х гг. оказал режиссёр В. Б. Сударушкин, разработавший в театре кукол жанр музыкальной комедии, мюзикла. С ним работали: художники В. Г. Ховралёва, Э. А. Боровенкова, артисты И. С. Альперович, А. П. Корзаков, В. П. Мартьянов, В. С. Киселёва, В. В. Кукушкин и др.
До 1980-х гг. сохранялась традиция работы с куклами на эстраде, заложенная Образцовым и Деммени. Эту традицию развивали М. В. Цифринович, И. Н. Дивов и Н. А. Степанова и др. Цифринович создала знаковый образ «кандидата околовсяческих наук Венеры Михайловны Пустомельской» (мимирующую куклу для этого номера создала художник по куклам Е. Т. Беклешова). В репертуаре актрисы также публицистические («Это повториться не должно»), сатирические («Плоды воспитания»), лирические («Балеринка») и пародийные («Руки и шляпы») номера.
В конце 1980-х гг. начали возрождаться полузабытые формы традиционных народных кукольных представлений («Петрушка», «Вертеп»), которые стали показываться на ярмарках, в местах народных гуляний в период Рождества.
Конец 20 – начало 21 вв.
Идеи предшественников получили развитие в творчестве ведущих режиссёров театров кукол, в их числе: В. Н. Шадский (Рязань), С. Ф. Железкин (Мытищи), И. М. Эпельбаум (Москва), А. В. Борок (Екатеринбург), Д. А. Лохов (Архангельск), И. В. Игнатьев, Н. Ю. Боровков (Санкт-Петербург), Ю. Е. Лабецкий (Выборг), В. И. Бирюков (Пенза). Значительным явлением стали спектакли режиссёра и актёра А. С. Денникова.
Новая плеяда режиссёров театра кукол в начале 21 в. работает под значительным влиянием идей постмодернизма, активно сочетая в спектаклях классические формы театра с авангардом и массовой культурой: Р. Р. Кудашов, Я. М. Тумина, А. В. Викторова, Е. Н. Ибрагимов, Б. А. Константинов, Н. А. Пахомова (Москва), С. Л. Дорожко (Красноярск), Ю. А. Уткин (Иркутск) и др. Среди художников широко известны: А. М. Ефимов (Екатеринбург), С. А. Алимов, В. Л. Никоненко, Е. Л. Шахотько, В. Л. Платонов, Н. А. Мишина (Москва), Е. Л. Луценко, А. Н. Ечеин (Воронеж), К. С. Камалидинова, В. П. Антонов (Санкт-Петербург) и др. Эти художники определили современное лицо кукольного театра как искусства синкретичного, сочетающего часто казалось бы несопоставимые образы и стили.
Российские театры кукол, ставшие лауреатами Национальной театральной премии «Золотая маска» в различных номинациях: Архангельский театр кукол – традиционное рождественское представление «Вертеп» (1992, премия в 1996), «Хамлет, датский принц» Д. А. Лохова и С. В. Логиновой по мотивам У. Шекспира (2002, премия 2003); Екатеринбургский театр кукол – «Картинки с выставки» по мотивам М. П. Мусоргского (1996, премия в 1997), «Грибуль-простофиля и Господин Шмель» по сказке Жорж Санд (2010, премия в 2011); Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр» – постановки по мотивам бурятского фольклора: «Ульгэр» («Поющая стрела», 2005, премия в 2006) и «Под вечным светом кумалана» (2009, премия в 2010) Э. Жалцанова, «Небесный аргамак» Т. Бадагаевой (2007, премия в 2008); Пермский театр кукол – «Толстая тетрадь» по роману А. Кристоф (2015, премия в 2016); Санкт-Петербургский театр кукол «Карлсон Хаус» – «Вероятно, чаепитие состоится» по мотивам сказок Льюиса Кэрролла (2011, премия в 2012), «Ваня» А. А. Лелявского (2015, премия в 2016); Пензенский театр кукол – «Попугай и веники» Н. В. Коляды (2017, премия в 2018); Санкт-Петербургский театр «Кукольный формат» – «Птифуры» К. Ионас и А. В. Викторовой (2018, премия в 2019); театр «Особняк» (Санкт-Петербург) – «Комната Герды» Я. М. Туминой по мотивам Х. К. Андерсена и Р. М. Рильке (2018, премия в 2019); Театральная компания Н. Суконкиной и Союз театральных деятелей России – «Тишина. Посвящение Эдит Пиаф» (2018, премия в 2020); Театр кукол Республики Карелия – «О рыбаке и рыбке» (2019, премия в 2021); Государственный театр наций – «Ходжа Насреддин» (2020, премия в 2022); Государственный академический центральный театр кукол имени С. В. Образцова – «Белая уточка» (2021, премия в 2023); Татарский театр кукол «Экият» – «Авиатор» (2023, премия в 2024) и др. Премии «Золотая маска» в разные годы удостоены авторские спектакли Семейного московского театра «Тень» И. М. Эпельбаума и М. А. Краснопольской, продолжателя традиции театров-кабаре.
Среди ярких современных тенденций – постановки кукольных спектаклей для «особых людей/детей» с физическими отклонениями: «Майская ночь» Н. В. Гоголя (2013, режиссёр К. Жерните) и «Сказка с закрытыми глазами» («Ёжик в тумане» С. Г. Козлова, 2016, режиссёр Н. А. Пахомова; премия «Золотая маска», 2017) – оба Московский театр кукол; «Колино сочинение» (автор пьесы и режиссёр Я. М. Тумина, Продюсерский центр «КонтАрт» и Санкт-Петербургский театр «Кукольный формат», 2016; премия «Золотая маска», 2017), «Бетховен. Разговорные тетради» (автор пьесы и режиссёр Н. А. Пахомова, Иркутский театр кукол «Аистёнок», 2019), «Почтарская сказка» К. Чапека (автор пьесы и режиссёр Пахомова, Хабаровский театр кукол, 2019).
В России проводятся международные фестивали театров кукол: «Театр кукол без границ» (с 1989, Москва), «Рязанские смотрины» (с 1989), «КУКАРТ» (с 1993, Санкт-Петербург), «Муравейник» (с 1995, Иваново), «Белгородская забава» (с 1995), «Образцов-фест» (с 2001, Москва), «Петрушка Великий» (с 2002, Екатеринбург), «Московские каникулы» (с 2003), «Чаепитие в Мытищах» (с 2004), «В гостях у Арлекина» (с 2009, Омск), Московский международный фестиваль театров кукол (с 2012), «БТК-фест» (с 2014, Санкт-Петербург), Фестиваль московских театров кукол «Ярмарка» (с 2018) и др. Ежегодно проводятся смотры и фестивали любительских детских коллективов.
Значительный вклад в изучение истории и теории кукольного театра внесли Л. Г. Шпет, А. Я. Федотов, Н. И. Смирнова, И. П. Уварова, И. Н. Соломоник, И. Н. Жаровцева, Б. П. Голдовский, Е. С. Калмановский, А. П. Кулиш, А. Ф. Некрылова, А. Н. Василькова, А. В. Константинова, Н. В. Монова и др.
В 2020-х гг. в России работает более 100 государственных театров кукол и около 1 тыс. частных коллективов. Подготовка актёров-кукольников ведётся в высших и средних театральных учебных заведениях Санкт-Петербурга, Ярославля, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, а также в институтах, училищах и колледжах культуры многих городов России.