Лукиан
Лукиа́н (Λουκιανός) (около 125, Самосата, Сирия – около 180 или 200, Египет), древнегреческий писатель эпохи второй софистики.
По происхождению сириец, сын бедного ремесленника. Подробности биографии Лукиана известны из его сочинений: родители отдали его на обучение к дяде, скульптору-камнетёсу, от которого мальчик бежал, чтобы стать ритором. Изучив в Ионии (запад Малой Азии) греческий язык и литературу, Лукиан стал судебным оратором в Антиохии, потом примкнул к наиболее популярному тогда направлению риторики – эпидейктическому, разрабатывавшему тип торжественных речей-декламаций. Выступая с речами, Лукиан путешествовал по Малой Азии, Греции, Италии и Галлии. В 165 г. поселился в Афинах. Разочаровавшись в риторике и высмеяв её в сатирах «Лексифан» («Λεξιφάνης»), «Учитель красноречия» («‘Ρητόρων διδάσϰαλος») и других, Лукиан обратился к философии. Излагал свои воззрения в комических диалогах: увлечение Платоном после встречи с платоником Нигрином («Нигрин», «Νιγρῖνος») сменилось увлечением киниками («Гермотим», «‘Ερμότιμος»), затем эпикуреизмом («О смерти Перегрина», «Περὶ τῆς Περεγρίνου τελευτῆς»). Последующее разочарование в философии отразилось в памфлетах, где Лукиан высмеивал мыслителей разных направлений: «Пир, или Лапифы» («Συμπόσιον ἢ Λαπίθαι»), пародия на «Пир» Платона, завершается дракой философов; герой сатиры «Паразит» («Περὶ τοῦ Παρασίτου») в «высоком» платоновском стиле доказывает, что наилучшая жизнь – это жизнь прихлебателя; диалог «Продажа жизней» («Βίων Πρᾶσις») изображает продажу на невольничьем рынке Сократа, Пифагора, Диогена Синопского, Демокрита и Гераклита (двух последних не берут и даром). Под конец жизни Лукиан получил от императора Коммода почётную должность при римском наместнике в Египте. Об обстоятельствах и дате смерти писателя почти ничего не известно. По свидетельству словаря «Суда», он умер, растерзанный собаками, «за то, что лаял против истины» (т. е. христианства, которое воспринимал как одну из многочисленных новых философских сект). Начало легенде, видимо, положил сам Лукиан, пошутив, что киники едва не растерзали его, как собаки – Актеона («О смерти Перегрина»).
Творчество Лукиана обширно. Ему приписывают 82 сочинения, большинство из которых невозможно точно датировать, а порядка 30 из них вызывают сомнения в авторстве Лукиана. С учётом хронологии, жанра и тематики его произведения разделяют на несколько групп: ранние риторические декламации («Тираноубийца», «Τυραννοϰτόνος», и др.); декламации с усилением диалогического и повествовательного элемента («Токсарид», «Τόξαρις», «Анахарсис», «’Ανάχαρσις», и др.); небольшие комические диалоги («Морские разговоры», «’Ενάλιοι διάλογοι», «Прометей», «Προμηϑεύς», «Разговоры гетер», «‘Εταιriϰοὶ διάλογοι», и др.); более крупные диалоги философского и сатирического содержания («Менипп», «Μένιππος», «Харон», «Χάρων», и другие; цикл диалогов против философов: «Продажа жизней», «Рыбак», «‘Αλιεύς», «Пир…» и др.); трактаты, диатрибы, письма («Как следует писать историю», «Πῶς δεῖ ἱστορίαν συγγράφειν», «Александр, или Лжепророк», «’Αλέξανδρος ἢ Ψευδόμαντις»); декламации последних лет («Дионис», «Διόνυσος», «Геракл», «‘Ηραϰλῆς», и др.). Некоторые произведения Лукиана объединены сквозными персонажами (Менипп, Перегрин, Лукин, в котором ряд учёных видят самого автора; см.: Richter. 2017. P. 328).
Сочинениям Лукиана присущи ироническая трактовка материала, элементы социальной сатиры, злободневность, стремление к смешению жанров: в его текстах, нередко в пародийной форме, представлены едва ли не все жанры древнегреческой литературы. Ранняя «Похвала мухе» («Μυίας ἐγϰώμιον»), декламация-парадокс в честь ничтожного предмета, – пародия на традиционный жанр энкомия; в диалогах «Зевс трагический» («Ζεὺς Τραγῳδός») и «Подагра» («Ποδάγρα») пародируется жанр трагедии. Преобразовав форму диалога, со времён Платона служившую целям философии, Лукиан с помощью приёмов диатрибы в духе киника Мениппа создал новый жанр – сатирический диалог. Сатира писателя направлена против большинства современных ему интеллектуальных течений, традиционной мифологии и религии («Разговоры богов», «Θεῶν διάλογοι», «Морские разговоры», «Разговоры в царстве мёртвых», «Νεϰριϰοὶ διάλογοι»). Главный комический приём Лукиана – доведение до абсурда антропоморфного принципа изображения богов: мифологические ситуации излагаются как бытовые, а олимпийские боги предстают в образах обывателей. Один из приёмов комизма – контрасты стиля: олимпийские боги говорят то сниженно-разговорным, то ораторски-напыщенным языком. Шутливо-рационалистическая интерпретация мифов для писателя составляла средство высмеивания риторических приёмов и философских умствований. Как на уровне мотивов, так и на уровне стиля Лукиан умело пользовался литературными аллюзиями: на Гомера и Феокрита в «Морских разговорах», на новую аттическую комедию в «Разговорах гетер», на Гомера и Аристофана в «Разговорах в царстве мёртвых». Интерес писателя к историографии нашёл отражение в похвальной речи Геродоту («Ἡρόδοτος ἢ Ἀετίων»), трактате «О сирийской богине» («Περὶ τῆς Συρίης Θεοῦ»), написанном в подражание Геродоту на ионийском диалекте, и трактате «Как следует писать историю», высмеивающем современных автору историков.
Характерная особенность ряда произведений Лукиана – введение фантастического элемента. Герой диалога «Икароменипп» («’Ιϰαρομένιππος», около 161, по другим данным, между 165 и 175), не найдя истины у философов на Земле, отправляется искать её на небе, подобно Икару, с помощью крыльев попадает на Луну, а позже оказывается в гостях у Зевса. Часть действия «Правдивой истории» («Ἀληθῆ διηγήματα», около 170) – пародии на популярные во времена Лукиана романы о путешествиях в далёкие страны – также происходит на Луне, куда поднят гигантским смерчем корабль с путешественниками, заплывший за Геркулесовы столбы. Мореплаватели становятся участниками войн между жителями Луны и Солнца, войска которых состоят из экзотических существ: трёхголовые коршуны, «травокрылы» с растениями вместо оперения, гигантские насекомые (блохи величиной «в двенадцать слонов», пауки размером с остров и т. п.). Вернувшись на Землю, путешественники вместе с кораблём оказываются в пасти огромного кита, затем причаливают к островам блаженных, где встречаются с историческими и мифологическими персонажами, в том числе с Гомером, Сократом, Нарциссом и героями Троянской войны.
К фантастическому направлению относится и юмористическая повесть «Лукий, или Осёл» («Λούκιος ἢ ὄνος»), рассказывающая о чудесном превращении молодого человека в осла. Существует мнение, что именно Лукиану, а не Лукию Патрскому, как считалось долгое время, принадлежит первенство в разработке сюжета, который лёг в основу романа «Метаморфозы» Апулея. Впрочем, авторство Лукиана в отношении «Лукия» и приоритет писателя в создании названного сюжета остаются предметом научных дискуссий (см.: Левинская. 2011).
Родным языком Лукиана считается классический сирийский язык арамейской группы, греческим он овладел в школе. При этом сочинения Лукиана, приверженца аттикизма, отличаются изяществом и богатством лексики, прозрачностью синтаксиса. Произведения Лукиана оказали большое влияние на творчество гуманистов и литературу эпохи Просвещения. Отзвуки его сатиры слышны в диалогах У. фон Гуттена, в «Похвале глупости» Эразма Роттердамского. «Правдивая история» стала прообразом сатирической фантастики Ф. Рабле и Дж. Свифта.