Цифринович Марта Владимировна
Цифрино́вич Ма́рта Влади́мировна (19.7.1924, Москва – 15.7.2009, там же; похоронена на Ваганьковском кладбище), российская артистка эстрады, кукловод, режиссёр, заслуженная артистка РСФСР (1984), народная артистка РФ (1996).
Отец – Владимир Ефимович Цифринович (1897–1938), управляющий Всесоюзного калийного треста, руководитель строительства Соликамского калийного комбината и магниевого завода; арестован в 1937 г., расстрелян в Лефортовской тюрьме, в 1955 г. реабилитирован. Мать – Цива Марковна Цифринович (1898–1973), общественный деятель, одна из организаторов движения жён хозяйственников и инженерно-технических работников по культурно-бытовому обслуживанию рабочих и служащих предприятий тяжёлой промышленности; арестована в 1938 г., осуждена на 8 лет лагерей, обывала срок в Акмолинском лагере жён изменников Родины («АЛЖИР»), освобождена в 1939 г., чему способствовали обращения её 13-летней дочери к А. Н. Поскрёбышеву и И. В. Сталину с просьбами оправдать и освободить мать.
В первые годы Великой Отечественной войны (в 1941–1943) М. В. Цифринович вместе с матерью находилась в эвакуации в г. Плёс Ивановской области и в Ташкенте. В 1943 г., окончив школу, вернулась в Москву с целью получения актёрского образования, однако вступительные экзамены во ВГИК к тому времени уже завершились, а в ГИТИСе и Школе-студии МХАТ были в тот год отменены. По этой причине она приняла решение учиться на режиссёра театра кукол: «Бродя по улицам, увидела объявление о приёме на Республиканские курсы режиссёров театра кукол под руководством Сергея Образцова» (Цифринович. 2003. С. 75). Позднее она вспоминала: «Влюблялась?.. Да. Влюбилась неожиданно. На всю жизнь. Влюбилась в кукол! Они вошли и заполнили мою жизнь. Я им поверила. Я их полюбила. Я стала отвечать за их судьбу. Куклы были разные: новые и старые, добрые и злые, красивые и не очень. Мы иногда делали не то, что надо. Огорчались, но чаще вместе радовались. У кукол всё как у людей! Куклы – это огромный мир! Но чтобы понять его, на это уходит жизнь» (Бергер. 2009. С. 132) В 1946 г. окончила Республиканские курсы режиссёров и художников театра кукол под руководством С. В. Образцова, где поставила свой первый спектакль для детей – «Давайте познакомимся!» – по собственному сценарию.
В 1948–1951 гг. работала в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ), где основала детский самодеятельный театр кукол «Эксперимент» и стала его руководителем.
В 1950-е гг. начала выступать на эстраде с разговорными номерами с куклами: в 1951–1956 гг. – в Минской филармонии, с 1956 г. – в Москонцерте. Для своих номеров Цифринович создала острохарактерные куклы: Певица, Конферансье, Два акробата, Балеринка, Матрёна Ивановна, Фриц, Черчилль, а также Театральная кассирша, менявшая профессии и манеру поведения от деревенской доярки, уборщицы до артистичной ассистентки самой Цифринович. Репертуар артистки состоял из тематически и жанрово разнообразных номеров: политических («Это повториться не должно»), лирических («Собачья колыбельная», «Балеринка»), иронических («Руки и шляпы»), сатирических («Девушка в кафе», «Плоды воспитания»). Её выступления отличали оригинальность сценических приёмов и решений: так, в номере «Платочек» в качестве кукол она использовала газовый платочек и мужские перчатки, в номере «Старая эстрада» – фанерные трубки различной конфигурации и многие другие предметы. Создала сольные программы: «Что на что похоже», «У кукол как у людей», «Эстрада-1913».
В 1954 г. совместно с художником театра и кино Е. Т. Беклешовой создала свой самый известный сатирический кукольный персонаж – лектора, «кандидата околовсяческих наук» Венеру Михайловну Пустомельскую. Номера Цифринович с участием этой куклы – «Любовь и борьба с ней», «Муж и уход за ним», «Сексуальная контрреволюция» и др. – стали заметными явлениями в кукольном эстрадном жанре и получили международную известность. С 1955 г. гастролировала по городам СССР и за рубежом – во Франции, Италии, Венгрии, Чехословакии, Польше, ГДР, Нидерландах, Финляндии, Швеции, Норвегии и др., исполняла номера на 17 языках. О номерах с этой куклой восторженно отзывались К. И. Чуковский, Л. О. Утёсов, Ю. В. Никулин, М. Г. Розовский, М. Марсо, А. Маньяни, И. Л. Андроников. Артистке и созданной ею кукле удалось утвердить на эстраде образ, ставший нарицательным». Ю. А. Дмитриев объяснял её востребованность у публики: «Тайна её популярности крылась в точно угаданном типическом образе, сатирически-ироничном, смешном, но по-человечески симпатичном, очень живом. Неслучайно поэтому Венера вместе c Мартой были непременными участниками многих юбилейных торжеств актёрской братии» (Дмитриев. 2011. С. 133). Цифринович с этой куклой неоднократно принимала участие в новогодней программе «Голубой огонёк» и других телепередачах. Экземпляры куклы Венеры Михайловны Пустомельской хранятся в Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина и театре кукол «Огниво» (Мытищи, Московская область).
Выступала в эстрадных концертах наряду с А. И. Райкиным, К. И. Шульженко, М. И. Пуговкиным, Т. И. Шмыгой, И. Д. Кобзоном и другими известными артистами.
В 1979 г. создала профессиональную эстрадно-кукольную группу «Метаморфозы». В 1986 г. поставила музыкально-поэтический спектакль «Огонь надежды» по своему сценарию (по мотивам картин П. Пикассо). Спектакль стал новой формой сценического зрелища, объединившей театр предметов и кукольную пантомиму в едином сценическом пространстве (Гран-при 6-го Международного фестиваля театров кукол в г. Ботошани, Румыния, 1996; в 2020 г. обновлённый спектакль «Огонь надежды» показан на 6-м международном фестивале театров кукол в Анкаре в онлайн-формате).
В 1994 г. создала собственную телевизионную программу «Вокруг да около», гостями которой в разные годы были артисты М. А. Эсамбаев и Е. Я. Весник, модельер и историк моды А. А. Васильев и др.
В 2002 г. поставила в кукольном театре «Огниво» спектакль-перфоманс «Завтра начинается вчера» по своему сценарию (по мотивам произведений М. А. Врубеля, К. С. Малевича, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, Кукрыниксов, Б. М. Кустодиева, Н. Пиросмани, В. Е. Попкова, Т. Г. Назаренко и других художников). В спектакле об истории 20 в., кроме традиционного бархатного «чёрного кабинета», были использованы новые для кукольного театра того времени выразительные средства – компьютерная графика, световые эффекты, электронная музыка. Спектакль (единственный от России) принял участие во Всемирном фестивале Международного союза деятелей театра кукол – УНИМА (фр. Union Internationale de la Marionnette, UNIMA) при ЮНЕСКО в г. Риека (Хорватия, 2004), получил Гран-при Международного фестиваля «Пьеро» в г. Стара-Загора (Болгария, 2005), показан на фестивале культуры, посвящённом 20-летию возобновления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея, в Сеуле и Кимхэ (2010).
В 2004 г. в ЦДРИ состоялась презентация книги мемуаров М. В. Цифринович «У кукол всё как у людей». В 2008 г. она передала в дар Государственному центральному театральному музею имени А. А. Бахрушина личный архив и коллекцию кукол. Здесь же с 19 февраля по 30 августа 2009 г. проходила выставка «У кукол всё как у людей: Марта Цифринович», на которой были представлены фотографии со спектаклей, репетиций и выступлений разных лет, авторские куклы артистки, её коллекция глиняных игрушек-свистулек и др.
Лауреат международных фестивалей театров кукол в Венгрии (1973) и Польше (1983). Член Международного союза деятелей эстрадного искусства (1988). Почётный член Международного союза деятелей театра кукол – УНИМА (1998).