Денников Андрей Сергеевич
Де́нников Андре́й Серге́евич (17.3.1978, Москва – 17.3.2014, там же), российский актёр, режиссёр театра кукол, художник, драматург, заслуженный артист РФ (2006).
В 2001 г. окончил эстрадный факультет ГИТИСа (мастерская И. Г. Шароева) по специальности «режиссура». В 2000–2011 гг. актёр и режиссёр Центрального театра кукол имени С. В. Образцова, где поставил спектакли: «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина (2000, 2-я редакция – 2004; премия 13-го Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля, Псков, 2001; призы за лучшую мужскую роль и зрительских симпатий Международного фестиваля «Белая Вежа», приз зрительских симпатий Международного фестиваля «Рязанские смотрины», оба фестиваля – 2003; Золотой диплом в номинации «Кукольный театр» на 2-м Международном театральном форуме «Золотой Витязь», 2004), «Молодость короля Людовика XIV» А. Дюма-отца, «Кот Васька и его друзья» В. А. Лифшица (оба – 2001), «Шутовская комедия о Тиле» Г. И. Горина, «Исповедь хулигана» Денникова по С. А. Есенину (оба – 2002; приз 1-го Международного театрального форума «Золотой Витязь», 2003; диплом и медаль фестиваля «Хрустальная роза Виктора Розова», 2004; премия имени С. А. Есенина в области литературы и искусства в номинации «Поиск и оригинальное решение есенинской темы», 2005), «Риголетто» Дж. Верди (2003), «Кармен! Моя Кармен!» по мотивам новеллы П. Мериме и оперы Ж. Бизе (2004), «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, «Бери шинель, пошли домой!» Денникова (оба – 2005), «Концерт для Чичикова с оркестром» по Н. В. Гоголю, «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика (оба – 2006), «Жизнь собачья» (2007, пьеса В. Р. Беляковича по повести К. К. Сергиенко «До свидания, овраг»), «Нижинский, сумасшедший Божий клоун» Г. Бламстейна (2008).
В 2005 г. поставил в Московском академическом театре сатиры спектакль «Левша» (собственная редакция по мотивам повести Н. С. Лескова и пьесы Е. И. Замятина).
Как режиссёр Денников следовал концепции синтетического театра, где сочетаются театр кукол, пение, танец, драматическая игра. В своих постановках выступал автором сценических версий и музыкально-литературных композиций, режиссёром, художником по куклам, балетмейстером, исполнителем центральных ролей (выходил на сцену вместе с персонажами, играл, пел и танцевал, не скрываясь за ширмой).
Виртуозная работа с куклами различных систем, талант перевоплощения, незаурядные вокальные данные выделили Денникова как харизматичного актёра. На сцене Центрального театра кукол имени С. В. Образцова сыграл более 45 ролей: Герман («Пиковая дама» Пушкина), Моцарт, Скупой рыцарь, Донна Анна («Маленькие трагедии» Пушкина), Мараскин («Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока), Людовик ХIV и Мазарини («Молодость короля Людовика ХIV» Дюма), Филипп II и Тиль («Шутовская комедия о Тиле» Горина), Есенин («Исповедь хулигана»), Риголетто, Джильда, Герцог и остальные вокальные партии («Риголетто» Верди), Чёрный Тореадор и Кармен («Кармен! Моя Кармен!» по Мериме и Бизе), Манилов, Ноздрёв, Гоголь, Плюшкин («Концерт для Чичикова с оркестром» по Гоголю), Царица ночи («Волшебная флейта» Моцарта), Нижинский («Нижинский, сумасшедший Божий клоун» Бламстейна) и др.
Автор книги «Взмах лебединого крыла: игра разума и чувств» (Петрозаводск, 2008; Москва, 2014).
Денникову посвящены документальные фильмы «Кукловод» (2005), «Петрушка и компания» (2005), «Там, где бьётся сердце» (2007), «Концерт для солиста с кукольным театром» (2008), «Голова в облаках« (2008), «Над Окой в тени деревьев...» (2016), «Как некий херувим...» (2019), «Театр Образцова. Забытая страница» (2023).
В 2022 г. создан Фонд памяти Андрея Денникова.