Чирков Борис Петрович
Чирко́в Бори́с Петро́вич [31.7(13.8).1901, село Лозовая-Павловка, ныне г. Брянка, Луганская Народная Республика – 28.5.1982, Москва, похоронен на Новодевичьем кладбище], российский актёр, народный артист СССР (1950), Герой Социалистического Труда (1975).
В 1908 г. семья переехала в Нолинск Вятской губернии (ныне Кировская область), на родину отца, выходца из семьи нолинских купцов (Борис Петрович Чирков // НКО Фонд «Возрождение». Дата публикации: 1 ноября 2016). Вслед за отцом, участником спектаклей Общества любителей драматического искусства, театром увлёкся сын.
В 1926 г. окончил Ленинградский институт сценических искусств (ныне РГИСИ). С сезона 1925/1926 по 1930 гг. в Ленинградском ТЮЗе. Простота, юмор, демократичность сценической индивидуальности Чиркова проявились уже в ранних работах: Иванушка («Конёк-Горбунок» по П. П. Ершову), Санчо Панса («Дон Кихот» по М. де Сервантесу), Тиль Уленшпигель («Тиль Уленшпигель» по Ш. Де Костеру), Семён («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого). В конце 1920-х гг. выступал в Ленинградском мюзик-холле, исполняя буффонную роль Паташона в миниатюре «Пат, Паташон и Чарли Чаплин». В 1931–1934 гг. в Красном театре. В 1935–1939 гг. в Ленинградском Новом ТЮЗе. Среди ролей: Поп, Самозванец («Сказка о попе и работнике его Балде», «Борис Годунов» А. С. Пушкина).
В 1945–1950 гг. в Московском театре-студии киноактёра. Драматично, страстно сыграл роль Кузовкина («Нахлебник» И. С. Тургенева). В 1950–1965 гг. в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Значительной работой стала роль Лебедева («Иванов» А. П. Чехова), в образе которого Чирков раскрыл душевное богатство, доброту, совестливость и осознание бессилия перед жизнью. Среди других ролей: Ленин («Из искры…» Ш. Н. Дадиани), Микола Задорожный («Украденное счастье» И. Я. Франко), М. С. Щепкин («Гоголь» С. И. Алёшина), Майтрея («Белый лотос» В. Винникова и Ю. А. Осноса), Акила («Мракобесы» А. Н. Толстого).
С 1966 г. в Московском драматическом театре имени Н. В. Гоголя: Богословский («Я отвечаю за всё» Ю. П. Германа), Распутин («Заговор императрицы» А. Н. Толстого и П. Е. Щёголева), Флор Федулыч Прибытков («Последняя жертва» А. Н. Островского), Агабо («Пока арба не перевернулась» О. Д. Иоселиани), Муромский («Дело» А. В. Сухово-Кобылина), Шеф («Птички» Ж. Ануя) и др. Выступал также как режиссёр.
В кино Чирков дебютировал в 1928 г. («Мой сын»). После ряда эпизодов (самый известный – крестьянин в фильме Братьев Васильевых «Чапаев», 1934) снялся в главной роли в трилогии Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга о Максиме («Юность Максима», 1934; «Возвращение Максима», 1937; «Выборгская сторона», 1938; Орден Трудового Красного знамени, 1939; Сталинская премия 1-й степени, 1941), сделавшей актёра всенародно знаменитым и любимым, а его героя – культовой фигурой. Созданный Чирковым образ молодого большевика, прошедшего путь от простого рабочего до члена правительства, восходит к фольклорным корням, напоминая лукавого, весёлого, всепобеждающего Ивана-дурака или бравого, смекалистого русского солдата.
Как актёр широкого диапазона Чирков проявился, играя представителей простого народа («Человек с ружьём», 1938; «Минин и Пожарский», 1939), интеллигентов («Учитель», 1939; «Суд чести», 1948; Сталинская премия 1-й степени, 1949), исполняя характерные роли стариков («Подруги», 1935; «Волочаевские дни», 1937; «Україна 1941», 1942), роли исторических персонажей (Махно – «Александр Пархоменко», 1942; Денис Давыдов – «Кутузов», 1943; Глинка в одноимённом фильме, 1946; Сталинская премия 2-й степени, 1947).
Новым народным героем стал лихой фронтовой повар Антоша Рыбкин (новелла «Антоша Рыбкин» – «Победа за нами! Боевой киносборник № 3», 1941; фильм «Антоша Рыбкин», 1942). Духом глубинной народной правды проникнуты образы умудрённых опытом, ироничных людей в картинах «Донецкие шахтёры» (1950; Сталинская премия 2-й степени, 1952), «За власть Советов» (1956), «Дорогой мой человек», «Киевлянка» (оба – 1958; первая премия Всесоюзного кинофестиваля в Минске, 1960), «Наследники» (1960), «Горизонт» (1961), «Живые и мёртвые» (1963), «Мятежная застава» (1967; премия Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде, 1968), «Ижорский батальон» (1972) и др. При этом наибольшими актёрскими удачами были характерные и лирико-комедийные образы (учёный Чижов – «Верные друзья», 1954; религиозный старик – «Грешный ангел», 1962; туалетный работник – «Каин XVIII», 1963; староста – «Вызываем огонь на себя», 1964), где Чирков, используя свою излюбленную краску – простоватое лукавство, – воплощал сложность и неоднозначность своих героев, открывал в них потаённые качества души.
Среди других фильмов: «Луна слева» (1928), «Одна» (1931), «Великий гражданин» (1937), «Фронт» (1943), «Три встречи» (1948), «Кавалер Золотой звезды» (1950), «Короткие истории» (1963), «Семь стариков и одна девушка» (1968), «Жили три холостяка» (1973), «Горожане» (1975), «Строговы» (1976).
Последней работой стала роль профессора Окаёмова в телеспектакле «Машенька» по А. Н. Афиногенову (1977), где он также выступил как режиссёр вместе со своей женой Л. Ю. Геникой.
В 1955–1963 гг. преподавал во ВГИКе.
Государственная премия РСФСР (1979).
Награждён орденами Ленина (1938, 1967, 1975), Красной звезды (1944), Трудового Красного знамени (1981).
На доме семьи Чирковых в Нолинске (улица К. Маркса, 17) и на здании, где располагалось реальное училище, в котором учился Борис (улица Ленина, 13), установлены мемориальные доски. Мемориальная доска на доме в Москве, в котором жил Б. П. Чирков (Садовая-Спасская, 21/1), установлена в 1984 г.