Макарова Тамара Фёдоровна
Мака́рова Тама́ра Фёдоровна [31.7(13.8).1907, Санкт-Петербург – 19.1.1997, Москва; похоронена на Новодевичьем кладбище], российская актриса, педагог, заслуженная артистка РСФСР (1942), народная артистка СССР (1950), Герой Социалистического Труда (1982).
Отец – Фёдор Родионович Макаров (1883 – не ранее 1939), медицинский фельдшер лейб-гвардии Гренадерского полка, мать – Мария Ильинична, урождённая Баденкова (1881–1973) (см. Когда и где родилась народная артистка СССР Тамара Фёдоровна Макарова?).
В 1925–1926 гг. училась в ленинградской мастерской Н. М. Фореггера «Мастфор». С 1928 г. жена С. А. Герасимова.
В 1930 г. окончила драматическое отделение Ленинградского техникума сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств, мастерская Н. В. Петрова и Е. В. Елагиной).
Обладала идеальной осанкой (благодаря занятиям под руководством отца врачебной гимнастикой по системе шведского терапевта П. Х. Линга), притягательной внешностью, а также голосом с большим эмоциональным диапазоном.
Среди первых ролей в кино: машинистка Дудкина («Чужой пиджак» Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга, 1927, завершён Б. В. Шписом, на экран не вышел, не сохранился), дочь хозяина американской таверны («Счастливый Кент» В. Г. Шмидтгофа, 1930, не сохранился), колхозница («Полдень» А. Г. Зархи и И. Е. Хейфица, 1931, не сохранился), Грета («Теплоход "Пятилетка"» В. И. Пудовкина, 1933, в прокате «Дезертир»), студентка Елена («Толедо» А. К. Ледащева, 1932, не сохранился), Анна («Конвейер смерти» И. А. Пырьева, 1933).
В начале Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. отказалась от эвакуации из Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), работала в 7-м отделе (специальной пропаганды) Политического управления Северного, затем Ленинградского фронтов, а также санитарной дружинницей и медицинской сестрой в Центральном государственном травматологическом институте имени Р. Р. Вредена.
В 1933–1941 гг. на «Ленфильме», в 1941–1942 гг. на ЦОКС, в 1943–1946 гг. на «Мосфильме», с 1946 г. на «Союздетфильме» (в 1948–1963 – Московская киностудия имени М. Горького, затем Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького).
В конце 1930-х – середине 1950-х гг. (наряду с Л. П. Орловой и М. А. Ладыниной) одна из самых популярных киноактрис страны.
Для Макаровой создавалось большинство главных ролей в фильмах С. А. Герасимова: студентка Наташа («Люблю ли тебя?», 1934, не сохранился), Женя Охрименко («Семеро смелых», 1936), Наташа («Комсомольск», 1938), Аграфена Шумилина («Учитель», 1939; Сталинская премия 2-й степени за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941), Настя Ковалёва («Непобедимые», 1942), Анна Ивановна Свиридова («Большая земля», 1944), Татьяна Николаевна Казакова («Сельский врач», 1951), Анна Андреевна Соболева («Люди и звери», 1962, автор либретто), Ольга Сергеевна Панина («Журналист», 1967), Александра Васильевна Петрушкова («Любить человека», 1972), Елена Алексеевна Васильева («Дочки-матери», 1974), Софья Андреевна («Лев Толстой», 1984).
Среди ролей в фильмах других режиссёров: Светлана («Великое зарево», 1938), Ксения Петрова («Клятва», оба – М. Э. Чиаурели; Сталинская премия 1-й степени за 1946, вручена в 1947), Хозяйка Медной горы («Каменный цветок» А. Л. Птушко, оба – 1946), Анна Ивановна («Первоклассница» И. А. Фрэза), Олимпиада Самосеева («Три встречи» С. И. Юткевича, В. И. Пудовкина и Птушко), Клавдия Михайловна («Повесть о настоящем человеке» А. Б. Столпера, все – 1948), Елена Дмитриевна Соболева («Дорога правды» Я. Б. Фрида, 1956), Екатерина Ивановна («Память сердца» Т. М. Лиозновой, 1958, автор либретто).
Роли в экранизациях С. А. Герасимова: Нина («Маскарад» по М. Ю. Лермонтову, 1941), царица Наталия Кирилловна («Юность Петра» и «В начале славных дел», оба – по А. Н. Толстому, 1980), Елена Николаевна, мать О. В. Кошевого («Молодая гвардия» по роману А. А. Фадеева, 1948).
В 1945–1993 гг. преподавала во ВГИКе (в 1945–1954 старший преподаватель, в 1954–1968 доцент, в 1967–1968 в должности профессора, с 1968 профессор). Приглашена преподавать Л. В. Кулешовым [«В первую очередь я обязана вам тем, что приобрела ещё одну профессию, которая стала для меня всей моей жизнью» (Кулешов Л. В. 50 лет в кино / Л. В. Кулешов, А. С. Хохлова. Москва, 1975. С. 274)]. Работала на кафедрах актёрского мастерства (до 1965), режиссуры художественного фильма и актёрского мастерства (1965–1972), кинорежиссуры художественного фильма (кино- и телефильма, с 1972). Руководила объединённой режиссёрско-актёрской мастерской (до 1987, совместно с С. А. Герасимовым, после его смерти с Л. А. Кулиджановым) и режиссёрской мастерской (1987–1993, для иностранных студентов, совместно с Кулиджановым). Подготовила вместе с мужем свыше 200 кинорежиссёров и киноактёров. Среди учеников: Т. М. Лиознова, И. В. Макарова, Кулиджанов, Л. М. Гурченко, Ж. А. Болотова, Н. Н. Губенко, Г. А. Польских, Н. Н. Ерёменко (младший), Н. С. Бондарчук, Н. Н. Белохвостикова, Л. Т. Полехина. Проявляла заботу об учениках, большинство из которых считали её второй или родной матерью.
Член ВКП(б)–КПСС (1943–1991; подала заявление о вступлении в партию вместе с мужем в первые дни войны, в годы перестройки категорически отказалась от выхода из партии). Член партийного бюро Института кинематографии (1967–1968 и вновь с 1976), секретарь партийного бюро постановочного факультета (1968–1976).
Член бюро киносекции Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (1955–1958). Член правления Союза кинематографистов СССР (1965–1991). После 5-го съезда союза (1986) поддержала процесс выпуска на экраны фильмов, ранее по цензурным соображениям переданных на хранение в Госфильмофонд. Одновременно заняла твёрдую охранительную позицию, выступив в статье «Перестройка требует мудрости», изданной 30 июля 1987 г. в газете «Советская культура», против процесса «ниспровержения авторитетов», пренебрежения кинематографистами, стоявшими у истоков советского кино, поспешного и без коллегиальных демократических процедур принятия решений 1-м секретарём правления союза Э. Г. Климовым [№ 91 (6347). С. 3].
Автор ряда путевых (не изданы) и мемуарных (опубликованы частично) записок, а также заметок о советском кинематографе.
Премия «Ника» в номинации «За честь и достоинство» (за 1994, вручена в 1995).
Награждена орденами «Знак Почёта» (1939), Трудового Красного Знамени (1967), Ленина (1977, 1982), Дружбы народов (1987).
Значительная часть личного и творческого архива Макаровой и С. А. Герасимова хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства (фонд 3055).
В 2007 г. к 100-летию Макаровой АО «Марка» выпущен почтовый конверт с оригинальной маркой.